МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2001 года
Дело N 3-17/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Н.,
с участием прокурора Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-
17/2001 (3-503/2000) по заявлению П. и Т. о признании
недействительным п. 3.2 постановления Правительства Москвы от
24.03.1998 N 227 "О строительстве жилого дома для жилищно-
строительного кооператива "Комета" в Жулебино, мкр. 5, корп. 7
(Юго-Восточный административный округ)",
установила:
Заявители П. и Т. являются членами ЖСК "Комета", собственниками
жилых помещений, в которых они проживают в доме 11, корп. 1 по ул.
Авиаконструктора Миля.
Заявители обратились в суд с жалобой о признании
недействительным пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от
24.03.1998 N 227 "О строительстве жилого дома для жилищно-
строительного кооператива "Комета" в Жулебино, мкр. 5, корп. 7
(Юго-Восточный административный округ)" в части передачи 40%
нежилой площади в собственность Москомимущества на общегородские
нужды, указывая на то, что данное положение указанного
постановления Правительства Москвы противоречит действующему
законодательству, нарушает их законные права и свободы. Дом
построен исключительно на средства пайщиков, является их
собственностью и относится к частному жилищному фонду. Какого-либо
другого финансирования из средств федерального либо из средств
городского бюджета кооператив не получал. Передача 40% нежилых
помещением в собственность города является незаконным
принудительным изъятием собственности ЖСК "Комета". Кроме того,
заявители утверждают, что передача нежилых помещений в
собственность Москомимущества увеличивает для членов ЖСК расходы
на содержание дома.
Представитель Правительства Москвы и Департамента
муниципального жилья в судебное заседание не явился, о дне
рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд
заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие,
жалобу заявителей считает необоснованной.
Представитель Департамента государственного и муниципального
имущества г. Москвы с жалобой не согласен, просил в ее
удовлетворении отказать.
Представитель Московского земельного комитета также просил в
удовлетворении жалобы отказать.
Представитель Министерства обороны РФ жалобу поддержал, считает
ее обоснованной, изложенные заявителями обстоятельства подтвердил.
Председатель ЖСК "Комета" также поддержала жалобу заявителей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,
выслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу подлежащей
удовлетворению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что
жалоба П. и Т. является обоснованной и подлежит удовлетворению.
Материалами дела бесспорно установлено, что дом по адресу:
Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 11, корп. 1, со всеми
жилыми и нежилыми помещениями, входящими в него, построен на
средства членов - пайщиков ЖСК "Комета". Данные обстоятельства не
оспаривались представителями Правительства Москвы, Департамента
государственного и муниципального имущества г. Москвы,
Департамента муниципального жилья г. Москвы, Министерства обороны
России, а также подтверждается материалами дела, и прежде всего,
п. 2.1 оспариваемого постановления, а также:
- решением о проектировании и строительстве кооперативного
жилого дома жилищно-строительным кооперативом "Комета" в 5
микрорайоне "Жулебино" г. Москвы от 06.01.1995 (л.д. 45-46);
- договором о совместном строительстве жилого дома в
микрорайоне Жулебино-5 на 1995 от 29.06.1995 (л.д. 51-52);
- письмом врио начальника строительства, инженерного
обеспечения и расквартирования ВВС от 05.09.1996 N 135/752-2 (л.д.
64);
- техническим паспортом на домовладение N 11 к. 1 по ул.
Авиаконструктора Миля от 07.07.1997 (л.д. 74-79);
- справками КЭУ г. Москвы и ЖСК "Комета" (л.д. 80-81).
Таким образом, указанное выше строение со всеми встроенными-
пристроенными нежилыми помещениями является собственностью ЖСК
"Комета" и в силу п. 1 ст. 7 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N
4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред.
Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ,
от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-
ФЗ) относится к частному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N
4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" недвижимость в
жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может
находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной,
муниципальной собственности, в собственности общественных
объединений, а также в коллективной собственности и переходить из
одной формы собственности в другую в порядке, установленном
законодательством.
Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет
право в порядке, установленном законодательством, владеть,
пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем,
аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать,
видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия,
если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные
права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной
сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости,
обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит регистрации в
местной администрации.
Согласно ст. 10 данного Закона принудительное изъятие
недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не
допускается, если иное не предусматривается законом или иным
соглашением сторон.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на
имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено
другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения
или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 2 ст. 235 принудительное изъятие у собственника
имущества не допускается, кроме случаев, и по основаниям, перечень
которых установлен законом. Обращение в государственную
собственность имущества, находящегося в собственности граждан и
юридических лиц (национализация), производится на основании закона
с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в
установленном законом порядке.
Государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования в силу ст. 2, 124 ГК РФ выступают в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с
иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими
лицами.
Каких-либо оснований, предусмотренных законом, для передачи
части собственности ЖСК "Комета", а именно 40% нежилой площади в
собственность Москомимущества на общегородские нужды, не
установлено. Не смогли пояснить данные обстоятельства и
представители заинтересованных лиц, привлеченных к участию в деле.
Каких-либо договоров об отчуждении собственности между ЖСК
"Комета" и Правительством Москвы в лице Москомимущества, как с
субъектом гражданско-правовых отношений, не заключалось.
Таким образом, Правительство Москвы в административном порядке
изъяло без законных оснований часть собственности ЖСК "Комета".
Оспариваемое заявителями положение пункта 3.2 постановления
Правительства Москвы N 227 от 24.03.1998 нарушает права
заявителей, так как эксплуатация и ремонт кооперативных жилых
домов осуществляется за счет средств ЖСК, получаемых от членов-
пайщиков.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт
государственного органа или органа местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку пункт 3.2 постановления Правительства Москвы от
24.03.1998 N 227 "О строительстве жилого дома для жилищно-
строительного кооператива "Комета" в Жулебино, мкр. 5, корп. 7
(Юго-Восточный административный округ)" в части передачи 40%
нежилой площади в собственность Москомимущества на общегородские
нужды противоречит федеральному закону и нарушает права
заявителей, он должен быть признан недействительным.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений и
дополнений в некоторые постановления пленума Верховного Суда
Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления о
признании противоречащим закону иного правового акта (не
являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд признает
этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий со
дня его издания, а если закон, которому противоречит правовой акт,
вступил в силу (введен в действие) после издания правового акта -
со дня вступления в силу (введения в действие) закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
судебная коллегия
решила:
Признать п. 3.2 постановления Правительства Москвы от
24.03.1998 N 227 "О строительстве жилого дома для жилищно-
строительного кооператива "Комета" в Жулебино, мкр. 5, корп. 7
(Юго-Восточный административный округ)" в части передачи 40%
нежилой площади в собственность Москомимущества на общегородские
нужды недействительным и не порождающим правовых последствий со
дня его издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|