ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА В Г. МОСКВЕ
ПРИКАЗ
от 28 марта 2001 г. N 136/48
ОБ УЧЕТЕ ПОЛУЧЕНИЯ, РАСХОДОВАНИЯ ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ СРЕДСТВ
И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЛЕЧЕБНО -
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
(с изм., внесенными постановлением Главного государственного
санитарного врача по г. Москве от 26.12.2001 N 49)
Эпидемиологическая ситуация в г. Москве продолжает оставаться
напряженной, в том числе и по инфекциям с парентеральным путем
передачи. Несмотря на наметившуюся в 2000 г. в сравнении с 1999 г.
тенденцию к снижению вирусных гепатитов В и С на 34,1%, 37,6%
соответственно, заболеваемость этими инфекциями остается высокой.
Показатель заболеваемости вирусным гепатитом В составил 40,27 на
100 тысяч населения и гепатитом С - 28,18 на 100 тысяч населения
(Российская Федерация - 42,14 и 20,73 на 100 тысяч населения).
Показатели носительства вируса гепатита В составили 77,0 на 100
тысяч населения и гепатита С - 168,04 на 100 тысяч населения.
Экономический ущерб, нанесенный зарегистрированными случаями
вирусных гепатитов В и С и носителей вирусов этих инфекций, в 2000
г. составил 204,2 млн. рублей. Число зарегистрированных ВИЧ -
инфицированных в 1999 г. в сравнении с 1998 г. увеличилось в 12,3
раза и составило 5356 случаев. В 2000 г. зарегистрировано 4877
случаев, или на 8,9% ниже предыдущего года.
Продолжают регистрироваться внутрибольничные инфекции (ВБИ). В
2000 г. в г. Москве было зарегистрировано 3038 случаев ВБИ (1999
г. - 3230, 1998 г.- 3118 случаев). Зарегистрировано в стационарах
города 184 очага острых кишечных инфекций, в них пострадало 426
чел. (1999 г. - 161 и 323 соответственно). С числом пострадавших 5
и более человек зарегистрировано 12 очагов, в них пострадало 220
чел. (1999 г. - 14 и 156 соответственно).
В 2000 г. зарегистрировано 14 внутрибольничных очагов дифтерии
с числом пострадавших 37 чел., в том числе 5 заболевших, остальные
- носители. С числом 5 и более зарегистрировано 2 очага с числом
пострадавших 22 человека.
Удельный вес внутрибольничной заболеваемости парентеральными
вирусными гепатитами среди всех заболевших составил в 2000 г.
2,49% (1999 г.- 2,29%). Заражение в стационарах установлено в 95
случаях и в 37 случаях - в амбулаторно-поликлинических
учреждениях.
В связи с этим в комплексе санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение
возникновения, распространения и ликвидацию внутрибольничных
инфекций в лечебно-профилактических учреждениях любого профиля,
существенное значение имеют дезинфекционные мероприятия,
включающие работы по профилактической дезинфекции, а также по
дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий
медицинского назначения и др.
Вместе с тем до сих пор имеют место недостаточная эффективность
проводимых дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;
недостаток дезинфекционных средств в лечебно-профилактических
учреждениях, а также применение препаратов для проведения
дезинфекции без учета чувствительности к ним госпитальных штаммов;
недостаточное оснащение современным стерилизационным
оборудованием, в том числе отсутствие централизованных
стерилизационных отделений в большинстве лечебно-профилактических
учреждений и недостаток в них дезкамерных блоков.
При проведении в лечебно-профилактических учреждениях
производственного контроля установлено, что продолжает иметь место
занижение содержания активно действующих веществ в рабочих
растворах хлорамина, хлорной извести, перекиси водорода,
хлоргексидина биглюконата и анолита. В 2000 г. растворы хлорамина
в заниженной концентрации выявлены в 6,1%. При контроле качества
предстерилизационной очистки положительные пробы на скрытую кровь
составили в хирургических стационарах 0,05%, в амбулаторно-
поликлинических учреждениях - 0,3% во взрослых поликлиниках и 0,1%
в детских и стоматологических поликлиниках проб от числа
исследуемых.
В 3,4% выявлена неэффективная работа автоклавов из 4919
проверенных. Неудовлетворительно работающие паровые стерилизаторы
составили 3,8%, воздушные - 3,2%, в поликлиниках - 1,5% и 1,3%
соответственно. При проведении микробиологических исследований
качества больничной среды не соответствовали санитарным нормам
1,19% смывов от общего числа, 0,08% проб на стерильность изделий
медицинского назначения и 1,68% проб воздуха от общего числа
поставленных проб, а также 0,81% лекарственных средств.
Центром госсанэпиднадзора в г. Москве пересмотрен порядок
осуществления государственного санитарно-эпидемиологического
надзора за дезинфекционной деятельностью, для чего в составе
центров госсанэпиднадзора созданы отделы надзора за
дезинфекционной деятельностью.
Центрами госсанэпиднадзора усилены требования при осуществлении
лечебно-профилактическими учреждениями дезинфекционных и
стерилизационных работ и дезинфекционных мероприятий, в т.ч. при
проведении гигиенической оценки лечебно-профилактических
учреждений и выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о
соответствии санитарным правилам потенциально опасных для здоровья
человека видов деятельности, работ, услуг для представления в
комиссию по лицензированию и аккредитации.
В соответствии с вышеизложенным с целью профилактики
внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях и
для обеспечения учета получения, расхода дезинфекционных средств,
повышения качества и эффективности проводимых в лечебно-
профилактических учреждениях дезинфекционных мероприятий и во
исполнение Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ, Концепции
профилактики внутрибольничных инфекций, утвержденной Минздравом
России от 06.12.99, постановления Главного государственного
санитарного врача по г. Москве от 22.02.2001 N 4 "Об учете
дезинфекционных средств и проведении дезинфекционных мероприятий
на объектах г. Москвы" приказываем:
1. Утвердить:
1.1. Форму Журнала учета получения и расходования
дезинфекционных средств в структурном подразделении лечебно-
профилактического учреждения (приложение 1).
1.2. Временную инструкцию по расчету потребности в
дезинфекционных средствах лечебно-профилактических учреждений
(приложение 2).
2. Начальникам управлений здравоохранения административных
округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений
городского подчинения:
2.1. Обеспечить:
2.1.1. Учет получения и расходования дезинфекционных средств в
структурных подразделениях в Журнале учета получения и
расходования дезинфекционных средств в структурном подразделении
лечебно-профилактического учреждения (приложение 1).
2.1.2. Проведение расчета потребности в дезинфекционных
препаратах в соответствии с Временной инструкцией по расчету
потребности в дезинфекционных средствах в лечебно-профилактических
учреждениях (приложение 2).
2.1.3. Учет получения и расходования дезинфекционных средств на
медицинских складах по действующим формам первичных учетных
бухгалтерских документов и регистров бухгалтерского учета для
бюджетных учреждений (приложение 1 к Инструкции по бухгалтерскому
учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина
России от 30.12.99 N 107н "Об утверждении Инструкции по
бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях"), а на складах
аптеки - в соответствии с Инструкцией по учету медикаментов,
перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-
профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на
государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР
от 02.06.87 N 747.
2.1.4. Необходимое количество средств индивидуальной защиты для
работников, осуществляющих дезинфекционные работы в лечебно-
профилактических учреждениях.
2.1.5. Наличие неснижаемого месячного запаса дезинфекционных и
стерилизационных средств.
2.1.6. Проведение производственного контроля:
- за качеством работы стерилизационного, дезинфекционного
оборудования, качеством дезинфекции, предстерилизационной очистки
и стерилизации, в том числе за состоянием объектов внешней среды
(смывы, пробы воздуха, исследования на стерильность изделий
медицинского назначения) с ведением Журнала учета качества
предстерилизационной обработки по форме N 366/у, Журнала контроля
работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава) по форме N
257/у, Рабочего журнала исследований на стерильность по форме N
258/у и др., утвержденных приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N
1030;
- в случае отсутствия в учреждении микробиологического отдела
(отделения) заключения договоров с юридическими лицами, имеющими
лицензию на проведение бактериологического и химического контроля
эффективности работы стерилизационного, дезинфекционного
оборудования, на проведение микробиологических исследований
объектов внешней среды, в том числе стерильности изделий
медицинского назначения.
2.1.7. Проведение в полном объеме дезинфекционных мероприятий в
лечебно-профилактических учреждениях.
2.1.8. Внедрение Методических рекомендаций по ускоренному
определению устойчивости бактерий к дезинфекционным средствам,
утвержденных Минздравом России от 10.01.2000 N 1100/27-0-117.
2.1.9. Проведение выбора дезинфекционных средств с учетом
результатов определения устойчивости бактерий к дезинфекционным
средствам в соответствии с Методическими рекомендациями по
ускоренному определению устойчивости бактерий к дезинфекционным
средствам.
2.2. Проводить в лечебно-профилактических учреждениях
дезинфекционные мероприятия, хранение дезинфекционных,
стерилизационных и средств для предстерилизационной очистки в
соответствии с Санитарными правилами СП 3.5.675-97 "Гигиенические
требования к учреждениям, организациям, предприятиям и лицам,
занимающимся дезинфекционной деятельностью".
2.3. Назначить ответственное лицо за хранение, получение,
расход дезинфекционных средств и проведение дезинфекционных работ.
2.4. Проводить закупку дезинфекционных, стерилизационных и
моющих средств, а также стерилизационного и дезинфекционного
оборудования только зарегистрированных на территории Российской
Федерации при наличии свидетельства об их государственной
регистрации, сертификата соответствия, методических указаний по
применению средства или паспорта на стерилизационное и
дезинфекционное оборудование, наличии утвержденных методов
(включая экспресс-методы) контроля качества дезсредств на
конкурсной основе с обоснованием экономической целесообразности.
3. Заместителю председателя Комитета здравоохранения Лешкевичу
И.А., заместителю главного врача Центра госсанэпиднадзора в г.
Москве Аксеновой О.И. разработать и утвердить в установленном
порядке рекомендации по частоте и объему проведения
микробиологических исследований объектов внешней среды в рамках
производственного контроля и госсанэпиднадзора в лечебно-
профилактических учреждениях. Срок: ноябрь 2001 г.
4. Начальнику отдела государственной службы и кадров (Ершов
В.В.):
4.1. Обеспечить специальную подготовку медицинских кадров по
вопросам дезинфекционного дела.
4.2. Организовать обучение работников клинико-
микробиологических лабораторий методикам определения
чувствительности микроорганизмов к дезинфектантам.
5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в административных
округах г. Москвы:
5.1. Осуществлять госсанэпиднадзор за состоянием дезинфекционно-
стерилизационного режима в лечебно-профилактических учреждениях с
подготовкой соответствующих предложений.
5.2. При осуществлении госсанэпиднадзора в лечебно-
профилактических учреждениях проводить контроль:
5.2.1. Обоснованности и полноты расчета потребности в
дезинфекционных препаратах и выбора дезинфекционных средств.
5.2.2. Ведения Журнала учета получения, расходования
дезинфекционных средств в структурном подразделении лечебно-
профилактического учреждения.
5.2.3. Эффективности работы стерилизационного, дезинфекционного
оборудования, качества дезинфекционных средств и проведения
дезинфекционных работ.
5.3. Внедрить Методические рекомендации по ускоренному
определению устойчивости бактерий к дезинфекционным средствам,
утвержденные Минздравом России от 10.01.2000 N 1100/27-0-117.
6. Заместителю председателя Комитета здравоохранения (Лешкевич
И.А.) представить предложения о централизованных закупках
дезинфекционных средств для лечебно-профилактических учреждений
Комитета здравоохранения в 2002 г. Срок: ноябрь 2001 года.
7. Начальнику финансово-экономического управления (Лабзина
Е.Б.) предусмотреть финансирование тиражирования в количестве 5000
экземпляров Журнала получения и расходования дезинфекционных
средств в структурном подразделении лечебно-профилактического
учреждения (приложение 1 к приказу).
8. Генеральному директору ГУП "Мосмедкомплект" (Коровкин В.П.)
обеспечить тиражирование 5000 экземпляров Журнала получения и
расходования дезинфекционных средств в структурном подразделении
лечебно-профилактического учреждения (приложение 1 к приказу).
9. Возложить контроль за выполнением настоящего приказа на
первого заместителя председателя Комитета здравоохранения г.
Москвы Полякова С.В. и заместителя главного врача Центра
госсанэпиднадзора в г. Москве Аксенову О.И.
Председатель
Комитета здравоохранения
А.П. Сельцовский
Главный врач
Центра госсанэпиднадзора в г. Москве
Н.Н. Филатов
Приложение 1
к приказу Комитета здравоохранения
и Центра госсанэпиднадзора
в г. Москве
от 28 марта 2001 г. N 136/48
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ПОЛУЧЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ
СРЕДСТВ В СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
_________________________________________
(наименование структурного подразделения)
----T------------T---------T-----------T------------T------T-----------T----------T-----------¬
¦N ¦Наименование¦Дата ¦Количество ¦Ф.И.О., ¦Дата ¦Количество ¦Остаток ¦Подпись ¦
¦п/п¦дезинфек- ¦получения¦полученного¦подпись ¦выдачи¦выданного ¦(кг, литр,¦ответствен-¦
¦ ¦ционного ¦ ¦дезинфек- ¦ответствен- ¦ ¦дезсредства¦флакон) ¦ного ¦
¦ ¦средства ¦ ¦ционного ¦ного ¦ ¦(кг, литр, ¦ ¦за хранение¦
¦ ¦ ¦ ¦средства ¦за получение¦ ¦флакон) ¦ ¦и выдачу ¦
¦ ¦ ¦ ¦(кг, литр, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦флакон) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+-----------+
+---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+-----------+
+---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+-----------+
+---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+-----------+
+---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+-----------+
+---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+-----------+
+---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+-----------+
+---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+-----------+
L---+------------+---------+-----------+------------+------+-----------+----------+------------
Дата ___________________ ____________________________
(число, месяц, год) (Ф.И.О., должность, подпись)
Приложение 2
к приказу Комитета здравоохранения
и Центра госсанэпиднадзора
в г. Москве
от 28 марта 2001 г. N 136/48
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАСЧЕТУ ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ СРЕДСТВАХ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Настоящая Временная инструкция обязательна для индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих медицинскую
деятельность, независимо от их организационно-правовых форм
собственности, центров госсанэпиднадзора.
Срок действия: с момента утверждения.
1. Общие положения
1.1. Все сведения при проведении расчета потребности лечебно-
профилактических учреждений в дезинфекционных средствах приводятся
в соответствии с нормативными правовыми документами, утвержденными
Минздравом России.
1.2. Для расчета потребности в дезинфекционных средствах должны
быть изучены эпидемиологическая ситуация в лечебно-
профилактическом учреждении, микробный пейзаж возбудителей,
циркулирующих в учреждении и в биологическом материале больных, с
учетом определения чувствительности микроорганизмов к
дезинфектантам в соответствии с Методическими рекомендациями по
ускоренному определению устойчивости бактерий к дезинфекционным
средствам, утвержденными Минздравом России от 10.01.2000 N 1100/27-
0-117, а также другие факторы (прилагается к настоящему приказу).
1.3. Расчет потребности ведется для каждого дезинфекционного
средства, используемого (планируемого для использования) в лечебно-
профилактическом учреждении, зарегистрированного на территории
Российской Федерации, имеющего сертификат соответствия,
методические указания по применению дезинфекционного средства,
методы контроля его качества, содержания действующих веществ,
включая экспресс-методы, утвержденные Минздравом России, а также
методы контроля остаточного количества дезинфекционного средства
на объектах внешней среды.
При выборе дезинфекционного средства следует отдавать
предпочтение средствам, обладающим:
- широким спектром антимикробного действия (бактерицидными,
вирулоцидными, фунгицидными свойствами и др.);
- малотоксичным действием (третьего или четвертого класса
опасности);
- сочетанным действием (моющее + дезинфицирующее и т.п.);
- длительными сроками использования рабочего раствора
(многоразово) в соответствии с методическими указаниями по каждому
виду дезинфекционного средства и загрязненности объектов
обеззараживания;
- эффективным действием препарата на госпитальные штаммы;
- медленным (по возможности - отсутствием) формированием
резистентных вариантов микроорганизмов;
- низкой агрессивностью по отношению к материалам, из которых
изготовлены изделия медицинского назначения;
- стабильностью при хранении и транспортировке.
Необходимо также учитывать стоимость рабочих растворов
дезинфекционных средств при одинаковых их свойствах (оптимальное
соотношение "эффективность - расходная норма - цена").
1.4. Расчет потребности в дезинфекционных средствах ведется в
каждом структурном подразделении лечебно-профилактического
учреждения, а по некоторым объектам обеззараживания (контейнеры
для бытовых и медицинских отходов, площадки для сбора медицинских
отходов, площадки для дезинфекции транспорта, белье, ветошь и др.)
можно проводить по совокупным объемам объектов учреждения в целом.
Число структурных подразделений лечебно-профилактического
учреждения должно соответствовать данным формы N 30 "Сведения о
лечебно-профилактическом учреждении", утвержденной постановлением
Госкомстата России от 25.07.96 N 82.
1.5. Для расчета потребности лечебно-профилактического
учреждения в дезинфекционных средствах приказом главного врача
учреждения создается рабочая группа, включающая заместителя
главного врача по санэпидвопросам (врача-эпидемиолога), главную
медсестру, старших медицинских сестер отделений, заместителя
главного врача по экономическим вопросам, заведующую аптекой,
работников бухгалтерии и др. В случае необходимости по
согласованию могут привлекаться специалисты центров
госсанэпиднадзора.
В структурных подразделениях расчет потребности в
дезинфекционных средствах проводится в соответствии с приложениями
1 и 2 к данной Инструкции и данные суммируются и представляются в
установленном порядке лицу, ответственному за составление сводной
заявки по учреждению в целом по форме (приложение 3).
1.6. Расчет потребности в дезинфекционных средствах в целом по
учреждению на основании данных структурных подразделений
проводится лицом, ответственным за составление сводной заявки по
учреждению, и представляется на утверждение главному врачу по
форме (приложение 4).
1.7. Окончательные объемы потребности в дезинфекционных
средствах решаются комиссией и утверждаются главным врачом
учреждения.
1.8. При расчете потребности в дезинфекционных средствах
обязательно учитываются объекты обеззараживания и способ
обеззараживания - протирание (орошение) или погружение
(замачивание).
1.9. При обеззараживании методом протирания (орошения) расчет
потребности в дезинфекционных средствах ведется с учетом следующих
данных (приложение 1 к данной Инструкции): объекты обеззараживания
(графа 2), число объектов обеззараживания (штука) (графа 3),
поверхность одного объекта обеззараживания (кв. м) (графа 4);
общая площадь обработки объектов при текущей уборке (графа 5);
общая площадь обработки объектов при генеральной уборке (графа 6);
расход рабочего раствора на 1 кв. м способом протирания (графа 7),
орошения (графа 8); концентрация рабочего раствора при текущей
уборке (графа 9), концентрация рабочего раствора при генеральной
уборке (графа 10), количество исходного препарата в 1 литре
рабочего раствора при текущей уборке (графа 11), количество
исходного препарата при генеральной уборке (графа 12); количество
рабочего раствора на 1 обработку при текущей уборке (графа 13),
количество рабочего раствора на 1 обработку при генеральной уборке
(графа 14); количество исходного препарата в общем объеме рабочего
раствора при текущей уборке (графа 15), количество исходного
препарата в общем объеме рабочего раствора при генеральной уборке
(графа 16); частота обработок при текущей уборке (графа 17),
частота обработок при генеральной уборке (графа 18); число
обработок в месяц при текущей уборке (графа 19), число обработок в
месяц при генеральной уборке (графа 20); количество исходного
препарата в месяц при текущей уборке (графа 21), количество
исходного препарата в месяц всего при генеральной уборке (графа
22), количество исходного препарата в месяц - всего (графа 23).
1.10. При обеззараживании методом погружения (замачивания)
расчет потребности в дезинфекционных средствах ведется с учетом
следующих данных (приложение 2 к данной Инструкции): объекты
обеззараживания (графа 2); единица измерения объектов
обеззараживания (кг, литр, штука, набор, комплект) (графа 3);
общие объемы объектов обеззараживания (кг, литр, штука, набор,
комплект) (графа 4), количество рабочего раствора на 1 единицу
измерения (графа 5), концентрация рабочего раствора в процентах
(графа 6), количество исходного препарата в рабочем растворе на
единицу измерения (графа 7), кратность обработок в смену (графа
8), количество рабочего раствора в течение смены - всего (графа
9), количество исходного препарата на смену (графа 10), число дней
использования рабочего раствора в месяц (графа 11); количество
исходного препарата на месяц (графа 12).
2. Определение объекта обеззараживания
2.1. Наиболее трудоемким при расчете потребности в
дезинфекционных средствах является определение объекта
обеззараживания. Вместе с тем объект обеззараживания является
наиболее стабильной единицей учета.
2.2. В графе 2 приложения 1 и приложения 2 к настоящей
Инструкции указываются все объекты, подлежащие обеззараживанию в
соответствии с действующими нормативными и организационно-
распорядительными документами Минздрава России, Комитета
здравоохранения г. Москвы и органов и учреждений госсанэпидслужбы
г. Москвы.
2.3. Площади поверхностей как объекта обеззараживания
определяются на основании поэтажных планов или экспликаций всех
зданий и строений лечебно-профилактического учреждения. Единицей
измерения является кв. м.
Площадь внутренней поверхности помещения, подлежащей
дезинфекции, рассчитывается: площадь пола + площадь стен = площадь
внутренней поверхности любого помещения, подлежащей обработке.
2.4. Площадь поверхностей санитарно-технического оборудования
как объекта обеззараживания рассчитывается исходя:
- площадь одной ванны принимается за 3 кв. м;
- площадь одного унитаза или биде принимается за 0,5 кв. м;
- площадь одной раковины принимается за 0,5 кв. м;
- площадь одного душевого поддона принимается за один кв. м и
др.
Например, в отделении имеется 2 ванны, 5 унитазов и 5 раковин.
Всего площадь поверхностей в кв. м: 2 x 3 + 5 x 0,5 + 5 x 0,5 =
11 кв. м.
2.5. Площадь поверхности одной кушетки, каталки, матраца с
особым покрытием, стула, прикроватной тумбочки, холодильника и
другой мебели или оборудования рассчитывается: ширина умножена на
длину, а при необходимости все это умножается на 2 или на 4 в
зависимости от того, сколько сторон должно обрабатываться.
2.6. При расчете потребности в дезинфекционных средствах для
обработки поверхностей при проведении текущей и генеральной уборок
помещений, мебели, оборудования и заключительной дезинфекции в
соответствии с действующими нормативными документами учитывается
кратность их проведения (приложение 5 к настоящей Инструкции), а
также способ обеззараживания - орошение из гидропульта или
протирание (смачивание) дезинфицирующим раствором и др. в
соответствии с действующими нормативными документами.
2.7. При расчете потребности в дезинфекционных препаратах при
текущей и генеральной уборке необходимо учитывать, что в понятие
текущая уборка входит протирание кушеток, каталок,
стоматологических кресел, матрацев, мебели, оборудования и других
предметов, находящихся в помещении.
Например, объемы дезинфекционного препарата для обеззараживания
стоматологического кресла рассчитываются по числу посещений;
кушеток в приемном отделении - по числу принятых больных и так
далее.
2.8. При планировании расхода дезинфекционных средств для
обработки поверхностей следует производить расчет исходя из норм
расхода рабочего раствора на 1 кв. м обрабатываемой площади в
соответствии с действующими нормативными и организационно-
распорядительными документами Минздрава России и методическими
указаниями по применению каждого дезинфицирующего средства,
утвержденными Минздравом России.
Например, при использовании в качестве дезинфекционных
препаратов хлорамина, хлорной извести необходимо при протирании
0,1 л раствора на 1 кв. м, при орошении - 0,2-0,3 л на 1 кв. м.
Основание: приложение 1 к приказу Минздрава СССР от 03.09.91 N 254
"О развитии дезинфекционного дела в стране".
Кроме того, необходимо учитывать число рабочих смен в месяц
(год), число рабочих дней в месяц (год), число недель в год для
отделений (кабинетов), работающих круглогодично, и число рабочих
недель для отделений (кабинетов), работающих только в рабочие дни.
2.9. Расчет потребности в дезинфекционных средствах исходя из
вышеизложенного можно вести по многим объектам обеззараживания
сразу на год, поделив объемы затем на 12 месяцев, или по сменам и
месяцам.
2.10. Примерный расчет потребности в дезинфекционных средствах
для дезинфекции поверхностей способом протирания (орошения) -
приложение 1 к настоящей Инструкции:
2.10.1. В графе 2 указываются все объекты обеззараживания по
видам помещений и затем обязательно высчитываются общие площади
обрабатываемых поверхностей объектов (графа 5), затем
рассчитывается количество исходного препарата на смену (месяц).
По каждой строке заполняются все графы. Затем ведется расчет по
строкам:
а) графа 13 (количество рабочего раствора для проведения
текущей дезинфекции всего в литрах при способе протирания) = графа
5 x графа 7;
б) графа 14 (количество рабочего раствора для проведения
генеральной уборки в литрах) = графа 6 x графа 8 - при способе
орошения или графа 6 x графа 7 при способе протирания;
в) графа 15 (количество исходного препарата в общем объеме
рабочего раствора при текущей уборке) = графа 11 x графа 13;
г) графа 16 (количество исходного препарата в общем объеме
рабочего раствора при генеральной уборке) = графа 12 x графа 14;
д) графа 21 (количество исходного препарата в месяц при текущей
уборке) = графа 15 x графа 19;
е) графа 22 (количество исходного препарата в месяц при
генеральной уборке) = графа 16 x графа 20;
ж) графа 23 (всего) = графа 21 + графа 22.
2.11. При обеззараживании методом погружения (замачивания)
объектами обеззараживания являются изделия медицинского
назначения, перевязочный материал, белье, загрязненное кровью и
другими биологическими жидкостями больного, посуда, выделения
больного, предметы ухода за больным (судна, утки, клеенки,
поильники, термометры), перчатки, спецодежда медицинского
персонала, остатки пищи и др.
2.12. Перед расчетом потребности в дезинфекционных средствах
необходимо в каждом отделении (кабинете), если это не указано в
нормативных документах Минздрава России и методических
рекомендациях, прилагаемых к каждому дезинфекционному препарату,
определить объем рабочего раствора для полного покрытия объектов
обеззараживания (слой рабочего раствора над объектом
обеззараживания должен быть не менее 1-3 см). В емкостях для
обеззараживания методом погружения должны быть отметки исходя из
количества обеззараживаемых изделий медицинского назначения и др.
2.13. Кроме того, необходимо рассчитать число рабочих смен в
месяц (год), число рабочих дней в месяц (год), число недель в год
для отделений (кабинетов), работающих круглогодично, и число
рабочих недель для отделений (кабинетов), работающих только в
рабочие дни.
2.14. Расчет потребности в дезинфекционных средствах исходя из
вышеизложенного можно вести по многим объектам обеззараживания
сразу на год, разделив объемы затем на 12 месяцев - на месяц или
на количество смен (по сменам), так как в лечебно-профилактических
учреждениях в формах федерального государственного статистического
наблюдения за год имеется ряд необходимых данных. По многим
объектам обеззараживания при расчете потребности дезинфекционных
средств единицей учета будет посещение, процедура, операция,
исследование и др.
Необходимо использовать также и первичную медицинскую
документацию, в которой ведется учет объемов работы специалиста,
кабинета, отделения.
2.15. По данным формы N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом
учреждении", утвержденной постановлением Госкомстата России от
25.07.96 N 82, для расчета потребности в дезинфекционных средствах
необходимо использовать сведения:
- для расчета некоторых показателей поликлиники (амбулатории),
диспансера, консультации - данные раздела II "Деятельность
поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации", в том числе
таблицы (3/1201) 1 "Работа врачей поликлиники (амбулатории),
диспансера, консультации";
- для стоматологических кабинетов, поликлиник - данные таблицы
(3/2700) 5 "Работа стоматологического (зубоврачебного) кабинета",
строка 1, графа 3 (число посещений стоматологов и зубных врачей).
Единица учета - посещение (определяется исходя из числа
посещений); число индивидуальных стоматологических наборов (зонд,
пинцет, гладилка, штопфер, боры с эндоскопическими инструментами -
дрильборы, корневые иглы, каналонаполнители и др.) и др;
- для операционных амбулаторно-поликлинического учреждения
(АПУ) - данные таблицы (3/2800) 6 "Хирургическая работа
амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения)". Единицей
учета является операция. По данной таблице ведется примерный
подсчет наборов (комплектов) инструментария по видам операций.
Раздел III "Деятельность стационара":
- для учета числа больных, проведенных больными койкодней
необходимо использовать данные таблицы (3/3100) 1 "Коечный фонд и
его использование". Единица учета - больной и койкодень. Эти
данные можно использовать для расчета среднего числа шприцев
одноразового пользования с учетом манипуляций, проводимых в
среднем одному больному, а число койкодней можно использовать для
расчета потребности в дезинфекционных средствах для замачивания
посуды, так как на один комплект посуды больного расходуется 2 л
рабочего раствора. Используя данные числа развернутых коек, можно
рассчитать потребности в дезинфекционных препаратах для обработки
кроватей, тумбочек и стульев, так как у каждой койки должны быть
тумбочка и стул;
- для систем переливания крови и кровезаменяющих жидкостей
необходимо руководствоваться данными таблицы (3/2000) 2
"Переливание крови и кровезаменяющих жидкостей". Единица учета -
переливание;
- для расчета комплектов (наборов) хирургического
инструментария по видам операций, также расчета объема
перевязочного материала, загрязненного кровью и другими
биологическим жидкостями больного, объема спецодежды медицинского
персонала (в килограммах), загрязненной кровью и другими
биологическими жидкостями больного при проведении операции,
необходимо руководствоваться данными таблицы (3/3600) 3
"Экстренная хирургическая помощь". Единица учета - операция.
Раздел IV "Работа лечебно-диагностических отделений
(кабинетов):
- для кабинетов рефлексотерапии необходимо руководствоваться
данными таблицы (3/4801) "Деятельность кабинета рефлексотерапии".
Единица учета - процедура;
- при проведении гемодиализа необходимо руководствоваться
данными таблицы (3/4802) "Деятельность отделений гемодиализа".
Единица учета - гемодиализ;
- при проведении процедур гемосорбции необходимо
руководствоваться данными таблицы (3/4805) "Деятельность отделений
гемосорбции". Единица учета - процедура. Стандартный набор от вида
гемосорбции;
- для обеззараживания барокамер необходимо руководствоваться
данными таблицы (3/4803) "Деятельность отделений гипербарической
оксигенации". Единица учета - барокамера и число проведенных
сеансов;
- для кабинетов искусственной инсеминации необходимо
руководствоваться данными таблицы (3/4806) "Деятельность кабинета
искусственной инсеминации". Единица учета - процедура. Набор для
этой процедуры.
Раздел V "Работа диагностических отделений":
- при проведении специальных исследований в рентгенологических
отделениях необходимо руководствоваться данными таблицы (3/4410)
"Рентгенологическая работа", строка 6 и таблицы (3/4113), строка
1, строка 2, строка 3. Единица учета - исследование. Объекты
обеззараживания - шприцы, клизменные наконечники, перевязочные
материалы и др.;
- при проведении эндоскопических исследований в эндоскопических
отделениях (кабинетах) необходимо руководствоваться данными
таблицы (3/4204) "Деятельность эндоскопических отделений
(кабинетов)" и таблицы (3/4205), строки 1, 2, 3, 4. Единица учета
- исследование;
- для клинико-диагностической лаборатории, а также
самостоятельных микробиологических отделов необходимо
руководствоваться данными таблицы (3/4300) "Деятельность
лаборатории". Единица учета - анализ (лицо);
- для патолого-анатомического бюро (отделения) необходимо
руководствоваться данными таблицы (3/4500) "Деятельность патолого-
анатомического бюро (отделения)" и таблицы (3/4501), строка 3.
Раздел VI "Антирабическая помощь". Таблица (3/8000).
Данные этой таблицы должны быть использованы при подсчете
шприцев одноразового применения.
2.16. Для определения потребности в дезинфекционных препаратах
для обеззараживания и изделий медицинского назначения,
используемых при операциях в операционных блоках, необходимо
руководствоваться данными формы N 14 "Сведения о деятельности
стационара", утвержденной постановлением Госкомстата России от
29.06.99 N 49, таблица (3000) "Хирургическая работа учреждения" и
таблицы (4100), строка 5 (проведено операций с использованием
эндоскопической аппаратуры). Единица учета - операция, по ней
устанавливаются наборы для каждого вида операции.
2.17. Для определения потребности в дезинфекционных средствах
для обеззараживания изделий медицинского назначения, используемых
при операциях в операционных блоках гинекологических отделений,
необходимо руководствоваться данными формы N 13 "Сведения о
прерывании беременности (в сроки 28 недель)", утвержденной
постановлением Госкомстата России от 29.06.99 N 49. Единица учета
- операция, определяется число наборов для каждого вида операции.
2.18. Отоларингологические отделения (кабинеты) - единица учета
- посещение, так как для каждого больного определен набор
инструментов, и др.
2.19. При расчете дезинфекционных средств для обеззараживания
изделий медицинского назначения физиотерапевтического отделения
необходимо руководствоваться данными формы "Учет
физиотерапевтических процедур за месяц, заполняемой на основании
карты больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении
(кабинете)" по форме N 044/у, утвержденной приказом Минздрава СССР
от 04.10.80 N 1030. Учитываются только процедуры, где используются
изделия медицинского назначения, соприкасающиеся с полостями
(тубусы пластмассовые, насадки для ингаляторов, ушные, гортанные и
др.). Единица учета - процедура.
2.20. Объемы рабочего раствора (в литрах) определяются исходя
из нормативов, приведенных в некоторых нормативных документах
Минздрава России (приложение 3 к приказу Минздрава СССР от
03.09.91 N 254 "О развитии дезинфекционного дела в стране"), а
также в методических указаниях по каждому дезинфекционному
средству, утвержденных Минздравом России.
Расход рабочего раствора с учетом полного погружения изделия в
раствор и заполнения его полостей составляет на:
- один шприц - 0,1 л;
- одну систему переливания крови - 0,5 л;
- один комплект для осмотра шейки матки - 2,5 л;
- один набор для приема родов - 3 л;
- набор для полостной гинекологической операции - 10 л;
- набор для акушерской операции (кесарево сечение) - 6 л;
- набор для восстановления промежности (после родов с перинео
или эпизиотомией) - 3 л.
(Так определяется потребность в дезинфекционных средствах по
всем видам оказания медицинской помощи, где используются изделия
медицинского назначения и т.д.)
Для замачивания одного комплекта столовой посуды (тарелки,
кружка, столовые приборы) требуется 2 литра рабочего раствора.
Для обеззараживания 1 кг выделений и остатков пищи необходимо 2
объема рабочего раствора, т.е. 1:2.
2.21. Для определения потребности в дезинфекционных средствах
для обеззараживания перевязочного материала, загрязненного
биологическими жидкостями в перевязочных, процедурных,
операционных и т.д., необходимо рассчитать объем отходов в кг. На
1 кг таких отходов расходуется 4-5 л рабочего раствора.
2.22. При определении белья (в прачечных учреждения) как
объекта обеззараживания и расчете потребности в обеззараживающих
средствах для дезинфекции белья, загрязненного инфицированными
выделениями, необходимо руководствоваться Методическими указаниями
3.5.736-99 от 16.03.99 "Технология обработки белья в медицинских
учреждениях" и методическими указаниями по применению
дезинфекционного средства, утвержденными Минздравом России, и др.
по каждому препарату. Обеззараживание проводится с учетом
концентрации рабочего раствора.
В инфекционных стационарах все белье и спецодежда медицинского
персонала подлежат обеззараживанию. Единицей измерения является кг
белья.
В каждом отделении предварительно определяются объемы белья
(кг), загрязненного любыми биологическими жидкостями и выделениями
больного. Обеззараживание такого белья осуществляется методом
замачивания из расчета 4 л рабочего раствора на кг белья.
Концентрация рабочего раствора определяется исходя из
нозологической формы инфекционных болезней. Основание: приложение
1 к приказу Минздрава СССР от 03.09.91 N 254 "О развитии
дезинфекционного дела в стране" и указанные в пункте 2.5 и
методические указания по каждому препарату, утвержденные
Минздравом России.
2.23. Примерный расчет потребности в дезинфекционных средствах
для обеззараживания объектов способом погружения (замачивания) -
приложение 2 к настоящей Инструкции:
2.23.1. В графе 2 указываются все объекты обеззараживания
исходя из видов деятельности отделения (кабинета).
2.23.2. В графе 4 указываются объемы объектов обеззараживания в
единицах измерения - кг, штука, набор, комплект. При заполнении
этой графы наряду с другими данными необходимо пользоваться
данными медицинской документации, которая ведется в каждом
отделении (кабинете), а также данными сведений статистического
наблюдения, приведенными в пунктах 2.15, 2.16 и 2.17 настоящей
Инструкции, где указывается число исследований, операций,
манипуляций, посещений в смену и др. (см. ниже).
2.23.3. В графе 5 указывается количество рабочего раствора на
единицу измерения (кг, штука, набор, комплект).
2.23.4. В графе 6 указывается концентрация рабочего раствора в
процентах.
2.23.5. В графе 7 указывается количество исходного препарата в
рабочем растворе на единицу измерения (кг, штука, набор, комплект)
исходя из концентрации и т.д. (см. приложение 2 к настоящей
Инструкции).
2.23.6. Расчет ведется по каждой строке.
2.23.7. Расчет потребности в дезинфекционном средстве способом
погружения (замачивания) в соответствии с приложением 2 к
настоящей Инструкции:
а) количество рабочего раствора в течение смены (графа 9) =
общие объемы объектов обеззараживания в смену (графа 4) x
количество рабочего раствора на 1 единицу измерения (графа 5) x
кратность обработок (графа 8);
б) количество исходного препарата в общем объеме рабочего
раствора в смену (графа 10) = количество исходного препарата в 1
литре рабочего раствора (графа 7) x количество рабочего раствора в
течение смены - всего (графа 9);
в) количество исходного препарата на месяц (графа 12) =
количество исходного препарата в общем объеме рабочего раствора в
смену (графа 10) x число смен (рабочих дней в месяц) / число дней
использования рабочего раствора (графа 11).
Например, дезинфекция проводится препаратом "Аламинол":
1. Согласно данным таблицы (3/3600) 3 "Экстренная хирургическая
помощь", строка 3 (раздел III формы N 30) + данным формы N 14
"Сведения о деятельности стационара", утвержденной постановлением
Госкомстата России от 29.06.99 N 49, таблица (3000) "Хирургическая
работа учреждения", строка 9.2 = проведено в год 2000
аппендэктомий при остром и хроническом аппендиците. В данном
случае обеззараживанию подлежат в год 2000 наборов (комплектов)
хирургического инструментария для данной операции, в месяц -
2000/12 месяцев = 166 наборов (комплектов). На один набор
(комплект) необходимо 5 л рабочего раствора с концентрацией 8,0%.
Таким образом, на 1 л рабочего раствора необходимо 80 мл исходного
дезинфекционного препарата; на 5 л необходимо 400 мл исходного
препарата, рабочий раствор может использоваться многократно (в
данном примере - 5 дней). Итого: 166 комплектов x на 0,4 л
исходного препарата / 5 (число дней использования раствора) = 13,3
л исходного препарата в месяц.
2. При определении дезинфекционного средства, необходимого для
обработки аппаратов для гемодиализа, необходимо руководствоваться
общими положениями настоящей Инструкции, а также внимательно
изучить инструкции (памятки), прилагаемые к каждому типу аппарата
для гемодиализа, в которых приводятся концентрации и объемы
рабочих растворов и технология проведения дезинфекции. Убедиться,
что предлагаемые средства соответствуют нормативным документам
Минздрава России.
Согласно данными таблицы (3/4802) "Деятельность отделений
гемодиализа" (единица учета - гемодиализ) в стационаре в течение
года проведено 1000 лечений гемодиализом. Обработка аппарата для
гемодиализа фирмы "Бакстер" СРС 1550 после каждой процедуры
осуществляется 200 мл 2%-го раствора гипохлорита натрия, а раз в
неделю - 200,0 мл 5%-го раствора гипохлорита натрия. Таким
образом, потребность в дезинфекционном средстве (в данном случае -
гипохлорит натрия) после каждой процедуры - 4 г.
Потребность в дезинфекционном средстве для обработки аппарата
для гемодиализа после каждой процедуры на месяц рассчитывается:
1000 (число процедур в год) / 12 месяцев = 83,3 процедуры в месяц
или 1000 / число смен в месяц. Далее число процедур в месяц 83,3 x
0,2 л рабочего раствора = 16,66 л рабочего раствора в месяц x 0,02
кг гипохлорита натрия = 3,332 кг исходного препарата в месяц.
В отделении имеется 5 аппаратов для гемодиализа, которые должны
обрабатываться 200 мл (0,2 л) 5,0% раствора гипохлорита натрия,
т.е. на 1 обработку расходуется 10 г (0,01 кг) исходного препарата
x 5 (число аппаратов для гемодиализа) x 4 (число рабочих недель в
месяц) x 0,01 кг (исходного препарата в неделю) = 0,04 кг в месяц.
Затем 3 кг 332 г + 0,04 кг = 3 кг 372 г исходного препарата в
месяц на 83,3 процедуры лечения гемодиализом.
Таким образом, расчет потребности в дезинфектантах должен
проводиться с учетом специфики каждого структурного подразделения
и используемого дезинфекционного средства.
Приложение 1
к Временной инструкции
ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ
В ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ СРЕДСТВАХ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
СПОСОБОМ ПРОТИРАНИЯ (ОРОШЕНИЯ) НА МЕСЯЦ
________________________________________ ___________ ____________ ______________________
(наименование дезинфекционного средства) (отделение) (число смен) (число рабочих недель)
----T--------------T---------T-------T--------------------T-------------------T------------------T------------------T------------------T------------------T------------------T------------------T------------------------¬
¦N ¦Объект обезза-¦Число ¦Поверх-¦Общая площадь ¦Расход рабочего ¦Концентрация ¦Количество исход- ¦Количество рабоче-¦Количество исход- ¦Частота обработки ¦Число обработок ¦Количество исходного ¦
¦п/п¦раживания ¦объектов ¦ность ¦обработки объектов ¦раствора в литрах ¦рабочего ¦ного препарата ¦го раствора на 1 ¦ного препарата ¦(смена, месяц, ¦в месяц ¦препарата в месяц ¦
¦ ¦ ¦обезза- ¦одного ¦(кв. м) ¦на 1 кв. м ¦раствора (%) ¦в 1 л рабочего ¦обработку ¦в общем объеме ра-¦после каждого ¦ ¦(потребность) ¦
¦ ¦ ¦раживания¦объекта¦ ¦способом ¦ ¦раствора ¦ ¦бочего раствора ¦больного) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(кв. м)+---------T----------+----------T--------+-------T----------+-------T----------+-------T----------+-------T----------+-------T----------+-------T----------+-------T----------T-----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущая ¦генераль- ¦протирания¦орошения¦текущая¦генераль- ¦текущая¦генераль- ¦текущая¦генераль- ¦текущая¦генераль- ¦текущая¦генераль- ¦текущая¦генераль- ¦текущая¦генераль- ¦всего¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦уборка ¦ная уборка¦ ¦ ¦уборка ¦ная уборка¦уборка ¦ная уборка¦уборка ¦ная уборка¦уборка ¦ная уборка¦уборка ¦ная уборка¦уборка ¦ная уборка¦уборка ¦ная уборка¦ ¦
+---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦ 20 ¦ 21 ¦ 22 ¦ 23 ¦
+---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-----+
+---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-----+
+---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-----+
+---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-----+
+---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-----+
+---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-----+
+---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-----+
+---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-----+
L---+--------------+---------+-------+---------+----------+----------+--------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+------
Дата ___________________ _____________________________
(число, месяц, год) (Ф.И.О., должность, подпись)
Приложение 2
к Временной инструкции
ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ НА МЕСЯЦ
В ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ ПРЕПАРАТАХ ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
(ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, БЕЛЬЕ, МЕДИЦИНСКИЕ
ОТХОДЫ, ПРЕДМЕТЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ И ДР.) СПОСОБОМ
ПОГРУЖЕНИЯ (ЗАМАЧИВАНИЯ)
________________________________________ ___________ ____________ ______________________
(наименование дезинфекционного средства) (отделение) (число смен) (число рабочих недель)
----T---------T---------T---------T--------T--------T---------T-----T----------T-------T---------T---------¬
¦N ¦Объект ¦Единица ¦Общие ¦Коли- ¦Концен- ¦Количест-¦Крат-¦Количество¦Коли- ¦Число ¦Количест-¦
¦п/п¦обезза- ¦измерения¦объемы ¦чество ¦трация ¦во исход-¦ность¦рабочего ¦чество ¦дней ис- ¦во исход-¦
¦ ¦раживания¦(кг, л, ¦объектов ¦рабочего¦рабочего¦ного пре-¦обра-¦раствора ¦исход- ¦пользова-¦ного пре-¦
¦ ¦ ¦штука, ¦обезза- ¦раствора¦раствора¦парата ¦боток¦в течение ¦ного ¦ния рабо-¦парата ¦
¦ ¦ ¦набор, ¦раживания¦на 1 ед.¦(%) ¦в 1 л ¦ ¦смены - ¦препа- ¦чего ¦на месяц ¦
¦ ¦ ¦комплект)¦(кг, л, ¦измере- ¦ ¦рабочего ¦ ¦всего ¦рата ¦раствора ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦штука, ¦ния ¦ ¦раствора ¦ ¦ ¦в смену¦на месяц ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦комплект)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦в смену ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦
+---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+---------+
+---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+---------+
+---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+---------+
+---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+---------+
+---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+---------+
+---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+---------+
+---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+---------+
+---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+---------+
L---+---------+---------+---------+--------+--------+---------+-----+----------+-------+---------+----------
Дата _________________________ ___________________________________
(число, месяц, год) (Ф.И.О., должность, подпись)
Приложение 3
к Временной инструкции
ЗАЯВКА-ЗАКАЗ
НА ДЕЗИНФЕКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА НА ____ ГОД
_________________________________________
(наименование структурного подразделения)
----T--------------------T-----------T-------------T-------------¬
¦N ¦ Наименование ¦ Единица ¦ Потребность ¦ Потребность ¦
¦п/п¦ дезинфекционного ¦ измерения ¦ в месяц ¦ в год ¦
¦ ¦ средства ¦ (кг, л, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ флакон) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
L---+--------------------+-----------+-------------+--------------
Дата ____________________ ________________________________________
(число, месяц, год) (Ф.И.О., должность, подпись)
Приложение 4
к Временной инструкции
СВОДНАЯ ЗАЯВКА-ЗАКАЗ
НА ДЕЗИНФЕКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА НА ____ ГОД
_____________________________________________________
(наименование лечебно-профилактического учреждения)
----T-------------T------------T---------T-----------T-----------¬
¦N ¦Наименование ¦Наименование¦Единица ¦Потребность¦Потребность¦
¦п/п¦структурного ¦дезинфек- ¦измерения¦в месяц ¦в год ¦
¦ ¦подразделения¦ционного ¦(кг, л, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦средства ¦флакон) ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------------+---------+-----------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+-------------+------------+---------+-----------+-----------+
+---+-------------+------------+---------+-----------+-----------+
+---+-------------+------------+---------+-----------+-----------+
+---+-------------+------------+---------+-----------+-----------+
+---+-------------+------------+---------+-----------+-----------+
+---+-------------+------------+---------+-----------+-----------+
L---+-------------+------------+---------+-----------+------------
Дата ___________________ ____________________________
(число, месяц, год) М.П. (Ф.И.О., должность, подпись)
Приложение 5
к Временной инструкции
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТА
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ, КРАТНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ
И РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЗИНФЕКЦИОННОМ СРЕДСТВЕ
Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации
больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН
5179-90, утверждены Минздравом СССР 29.06.90.
Приказ Минздрава СССР от 03.09.91 N 254 "О развитии
дезинфекционного дела в стране".
Приложение 5 к приказу Минздрава СССР от 17.09.79 N 60 "О мерах
по дальнейшему укреплению и развитию дезинфекционного дела".
Приказ Минздрава СССР от 31.07.78 N 720 "Об улучшении
медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями
и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией".
Приказ Минздрава СССР от 04.08.83 N 916 "Об утверждении
Инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране
труда персонала инфекционных больниц (отделений)".
Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 12.01.98 N 8 "О
приказе Минздрава России от 26.11.97 N 345 "О совершенствовании
мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских
стационарах".
Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы и ЦГСЭН в г. Москве
от 19.11.98/23.11.98 N 617/217 "О дополнении к приказу Комитета
здравоохранения г. Москвы от 12.01.99 N 8 "О внедрении приказа
Минздрава России от 26.11.97 N 345 "О совершенствовании
мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских
стационарах".
Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы и ЦГСЭН в г. Москве
от 21.01.99 N 29/13 "О внесении изменений и дополнений в приказ
Комитета здравоохранения г. Москвы и ЦГСЭН в г. Москве от
19.11.98/23.11.98 N 617/217 "О дополнении к приказу Комитета
здравоохранения г. Москвы от 12.01.99 N 8 "О внедрении приказа
Минздрава России от 26.11.97 N 345 "О совершенствовании
мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских
стационарах".
Приказ Минздрава СССР от 20.04.83 N 440 "Об утверждении
Инструкции по организации и проведению комплекса санитарно-
противоэпидемических мероприятий в отделениях для новорожденных и
недоношенных детей детских больниц".
Методические рекомендации "Профилактика внутрибольничных
инфекций у новорожденных и детей раннего возраста в детских
стационарах", утверждены Минздравом СССР 28.09.89 N 15/6-20.
Методические указания по организации и проведению комплекса
санитарно-противоэпидемических мероприятий в асептических
отделениях (блоках) и палатах, утверждены Минздравом СССР 30.04.86
N 28-6/15.
Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации
амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля.
Охрана труда и личной гигиены персонала.
Инструкция по очистке (мойке) и стерилизации стоматологических
инструментов, утверждена Минздравом СССР 11 марта 1977 г. N 16.09-
77.
Методические рекомендации по режиму работы с онкогенными
аденовирусами и обеззараживанию лабораторного инвентаря,
инфицированного этими вирусами, утвержденные Минздравом СССР
01.02.72 N 947-72.
Приказ Минздрава России от 21.10.97 N 309 "Об утверждении
Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)".
Приказ Главного медицинского управления и Московской городской
санэпидстанции от 17.05.91 N 178/51 "Об усилении мероприятий по
снижению заболеваемости вирусными гепатитами в Москве".
Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 07.07.97 N 358 "Об
исполнении приказа Минздрава России от 16.06.97 N 184 "Об
утверждении Методических указаний по очистке, дезинфекции и
стерилизации эндоскопов и инструментов к ним, используемых в
лечебно-профилактических учреждениях".
Пособие по применению средств дезинфекции и стерилизации в
лечебно-профилактических учреждениях и организации режимов
дезинфекции и стерилизации в отделениях эндоскопии и стоматологии,
- Москва, 1998, Дезинфекционная станция N 7 "БИОКОНТ" Московского
городского центра дезинфекции.
Правила устройства, техники безопасности, производственной
санитарии и личной гигиены при работе в лабораториях (отделениях,
отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений системы Минздрава
СССР (1991 г.).
Инструкция по организации и проведению противохолерных
мероприятий, утвержденная Госкомсанэпиднадзором России и
Минздравмедпром России 09.06.95 N 01-19/50-11.
Номенклатура и единицы измерения профилактических
дезинфекционных работ, утверждена Минздравом СССР 31.12.81 N 28-
6/10.
Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной
очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. МУ от
30.12.98 N 287-113.
Методические указания при минусовых температурах (до 30 град.
С) (антимикробные средства на основе нейтрального гипохлорита
кальция, глутарового альдегида, 2,4,5 трихлорфенола и катамина
АВ), утверждены Минздравом России 08.07.87 N 283-30/ДСП.
Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения.
Методы, средства и режимы. ОСТ 42-21-2-85.
Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности.
Санитарные правила. СП 1.2.011-94.
Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп
патогенности. Санитарные правила. СП 1.2.731-99.
Временные инструктивно-методические указания "Организация
мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом в РСФСР",
утверждены Минздравом РСФСР 22.08.91.
Приказ Минздрава России от 22.11.95 N 324 "О совершенствовании
противотуберкулезной помощи населению РСФСР".
Методические указания по классификации очагов туберкулезной
инфекции, проведению и контролю качества дезинфекционных
мероприятий при туберкулезе, утверждены Минздравом СССР 04.05.79 N
10-3/39.
Методические указания по применению каждого дезинфекционного
средства, утвержденные Минздравом России в установленном порядке.
Используются и все другие нормативные правовые документы по
этому вопросу.
Приложение 6
к Временной инструкции
ВЫПИСКА
ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ МИНЗДРАВА
РОССИИ ПО КРАТНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ УБОРКИ
1. Приказ Минздрава СССР от 31.07.78 N 720 "Об улучшении
медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями
и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией".
1.1. П. 2.14. Приемное отделение - уборку проводят 2 раза в
день с применением дезинфекционных средств.
1.2. П. 3.9. Отделение - уборку проводят после смены белья в
палатах, предметы и пол протирают дезинфицирующим раствором. В
палатах для больных с гнойно-септическими заболеваниями и
послеоперационными гнойными осложнениями ежедневную уборку
проводят с обязательным использованием дезинфектантов, а также в
случае возникновения внутрибольничных инфекций.
1.3. П. 4.7. В буфетных после каждой раздачи пищи производят
тщательную уборку помещений буфетной и столовой с использованием
растворов дезинфектантов.
1.4. П. 5.16, П. 5.19. В перевязочных - после проведения
перевязок и сбора перевязочного материала проводят влажную уборку
с применением дезинфицирующего раствора. Уборку операционного
блока, палат и отделений реанимации и интенсивной терапии проводят
влажным способом не реже 2 раз в день с использованием
дезинфицирующих средств.
1.5. П. 5.20. Один раз в неделю проводят генеральную уборку
оперблока и перевязочных.
1.6. П. 11.12, П. 11.18, П. 11.22. Уборку палат, а также
операционной и перевязочной в палатах для больных с анаэробной
инфекцией проводят не реже 2 раз в день с применением
дезинфицирующих растворов. Уборку барозала проводят не менее 2 раз
в сутки с использованием дезинфицирующего раствора.
2. Приказ Минздрава СССР от 20 апреля 1983 г. N 440 "Об
утверждении Инструкции по организации и проведению комплекса
санитарно-противоэпидемических мероприятий в отделениях для
новорожденных и недоношенных детей детских больниц".
2.1. П. 3.16, П. 3.17. Уборку приемного помещения и боксов
производят не реже 2 раз в день влажным способом с применением
дезинфектантов. После приема ребенка с гнойно-воспалительными и
инфекционными заболеваниями в приемном помещении проводят
обязательную внеочередную уборку с применением дезинфицирующих
растворов.
2.2. П. 4.13, П. 4.14. Ежедневную влажную уборку боксов (палат)
производят не реже 3-5 раз с использованием дезинфицирующих
растворов. Генеральную уборку боксов производят через 7 дней (с
обязательным переводом детей в чистый бокс) и после выписки детей.
2.3. П. 5.18. Комната для сбора, пастеризации и хранения молока
- 1 раз в неделю уборку производят с использованием
дезинфицирующих растворов.
2.4. П. 7.5. Комната для разбора грязного белья - после сдачи и
отправки белья в прачечную комнату моют с использованием
дезинфицирующих растворов.
3. Приказ Минздрава СССР от 4 августа 1983 года N 916 "Об
утверждении Инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и
охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)".
3.1. П. 3.9. В помещении приемного отделения или в боксе
проводят влажную уборку с применением дезинфицирующих средств
после приема каждого больного.
3.2. П. 3.13. Уборку помещений, где проводили санитарную
обработку больного, производят с применением дезинфицирующего
раствора.
3.3. П. 3.15. Транспортные средства (автомашина, носилки)
орошают из гидропульта или тщательно двукратно протирают ветошью,
смоченной дезинфицирующим раствором.
3.4. П. 7.16, П. 7.19. Буфетные и столовые - уборку помещений
производят с применением дезинфицирующих растворов после каждой
раздачи пищи, уборочный инвентарь после мытья полов обеззараживают
в одном из дезинфицирующих растворов.
3.5. П. 8.2. В палатах, коридорах и других помещениях ежедневно
проводят влажную уборку (пол, мебель, радиаторы, подоконники) 2
раза в день с применением дезинфицирующих средств. Генеральную
уборку в отделении (палате) проводят 1 раз в 7 дней с тщательным
протиранием предметов и поверхностей ветошью, смоченной
дезинфицирующим раствором, особенно тщательно проводят ежедневную
и генеральную уборку в процедурном кабинете.
3.6. П. 8.9. После отправки белья в прачечную проводят влажную
уборку с применением дезинфицирующих средств.
4. Приказ Минздрава РФ от 26.11.97 N 345 "О совершенствовании
мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских
стационарах" (приложение N 1, табл. N 5).
4.1 Приемно-смотровое отделение, предродовые палаты - один раз
в сутки уборка с использованием дезинфицирующего средства.
4.2. Родильный зал, боксированный родильный блок - при наличии
одного родильного зала уборка с применением дезинфицирующего
средства проводится 1 раз в сутки при отсутствии родов, при
наличии двух и более родзалов уборку проводят в каждом из них
после приема родов.
4.3. Вспомогательные помещения - влажная уборка с
использованием дезинфицирующего средства не реже одного раза в
день.
4.4. Послеродовое физиологическое отделение с раздельным и
совместным пребыванием матери и ребенка, отделение новорожденных -
после третьего кормления новорожденных уборка проводится с
применением дезинфицирующего средства.
4.5. Обсервационное отделение - ежедневно после третьего и
пятого кормления новорожденных уборка проводится с применением
дезинфицирующего средства.
4.6. Уборку по типу заключительной дезинфекции проводят при
наличии одного родильного зала не реже одного раза в три дня. При
наличии двух родзалов в боксированном родблоке уборку проводят
поочередно в каждом из них с применением дезинфицирующих средств.
4.7. Вспомогательные помещения - один раз в неделю.
4.8. После выписки родильницы и новорожденного или при переводе
в обсервационное отделение уборку проводят с применением
дезинфицирующего средства.
4.9. В обсервационном отделении - один раз в семь дней (стены
на высоту 2 м) с применением дезинфицирующего средства.
4.10. Обеспечить проведение заключительной дезинфекции во время
профилактического закрытия акушерских стационаров и отделений
новорожденных и недоношенных с привлечением при необходимости
других организаций, имеющих лицензию на проведение
дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ
(дополнение N 617/217 от 19.11.98 к приказу N 345).
5. Приказ Минздрава СССР от 23.03.76 N 288 "Об утверждении
Инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о
порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-
эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за
санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений".
5.1. П. 20. Уборку приемного отделения производят не реже двух
раз в день влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
5.2. П. 27. После смены белья пол и предметы в палате протирают
ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе.
5.3. П. 40. В отделениях уборку проводят не реже двух раз в
день влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
5.4. П. 44а. В палате (отделении), где выявлен больной,
проводятся необходимые противоэпидемические мероприятия с
дезинфекцией помещения и инвентаря.
5.5. П. 62, П. 65. После каждой раздачи пищи производят
тщательную уборку помещений буфетной и столовой с применением
дезинфицирующих средств. Уборочный материал после мытья полов
обеззараживают.
|