МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2001 года
Дело N 3-10/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Н.,
с участием адвокатов К. и З.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-
10/2001 (3-381/2000) по заявлению О., В., Г., И., М., А., П., Е.,
Р., С., Т. о признании частично недействительными постановления
Правительства Москвы и распоряжений Премьера Правительства Москвы,
установила:
Заявители, жители дома N 3 по Домостроительной улице,
обратились в суд с заявлением о признании недействительными
пунктов 1, 2.5, 5 постановления Правительства Москвы N 609 от
11.07.1995 "О развитии Центра временного размещения беженцев и
вынужденных переселенцев на территории микрорайона Востряково
Западного административного округа", преамбулы, пунктов 1 и 2
распоряжения Премьера Правительства Москвы N 191-РП от 01.03.1996
"О первоочередных мероприятиях по созданию миграционного Центра
"Востряково" Департамента труда и занятости", пунктов 2, 3
распоряжения Премьера Правительства Москвы N 88-РП от 30.01.1997
"О реализации жилой площади корп. 4, 9 по Изваринской ул., Внуково
(Западный АО)".
В обоснование заявления указали, что оспариваемые пункты
противоречат федеральному законодательству, в частности, ст. 91,
92 ЖК РСФСР и нарушают их права, так как на основании указанных
правовых актов производится выселение заявителей с занимаемой ими
жилой площади.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Московского
городского суда от 04.11.1999 требования заявителей удовлетворены
частично, признан частично недействительным п. 2 постановления
Премьера Правительства Москвы от 30.01.97 N 88-РП "О реализации
жилой площади корп. 4, 9, по Изваринской ул., Внуково (Западный
АО)", в части указания о частичном отселении жителей дома N 3 по
ул. Домостроительной за счет переданной площади во Внуково,
Изваринская ул., корп. 4, 9.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации от 06.06.2000 решение Московского
городского суда от 04.11.1999 отменено в части отказа в
удовлетворении жалобы заявителей и дело в этой части направлено на
новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела заявители поддержали свою жалобу в
полном объеме.
Представитель Правительства Москвы просил в удовлетворении
требований заявителей отказать, полагая их необоснованными.
Представители Комитета по делам миграции Правительства Москвы
также просили отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Центра госсанэпиднадзора в ЗАО г. Москвы также
возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что
жилой дом 3 по ул. Домостроительной размещается непосредственно в
санитарно-защитной зоне Востряковского завода ЖБИ и является
непригодным для постоянного проживания.
Представитель Департамента муниципального жилья г. Москвы, и
префектуры ЗАО в судебное заседание не явился, о дне слушания дела
извещен (т. 2 л.д. 154), возражений не представил.
Представитель ДЭЗ МР "Солнцево" в судебное заседание не явился,
о дне слушания дела извещен, возражений не представил.
Судебная коллегия, выслушав представителей сторон, проверив
материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
В оспариваемых заявителями правовых актах Правительства Москвы
указывается на то, что жилой микрорайон "Востряково" находится в
санитарно-защитной зоне завода ДСК-3, поэтому его жители подлежат
отселению, а в микрорайоне должен быть создан Центр временного
размещения беженцев и вынужденных переселенцев.
Незаконность отселения жителей из микрорайона "Востряково" и
создания в нем миграционного центра и оспаривается заявителями,
проживающими в данном микрорайоне. При этом они ссылаются на то,
что решения об отселении приняты с нарушением действующего
законодательства, без законных оснований, поскольку решение о
непригодности жилых помещений, занимаемых ими, в установленном
законом порядке не принималось. Признавая невозможным проживание
граждан в СЗЗ, Правительство Москвы в то же время считает
возможным создать Центр, где также будут проживать люди, т.е.
предполагается дальнейшее использование жилого фонда.
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР периодически, в сроки,
устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование
состояния жилых домов государственного и общественного жилищного
фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения
переоборудуются для использования в других целях либо такие дома
сносятся по решению Совета Министров автономной республики,
исполнительного комитета краевого, областного Совета народных
депутатов, Совета народных депутатов автономной области,
автономного округа, исполнительного комитета Московского и
Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а
также признание их непригодными для проживания производятся в
порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории
непригодных для постоянного проживания установлен Положением по
оценке непригодности жилых домов и жилых помещений
государственного и общественного жилищного фонда для постоянного
проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального
хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529, согласно которому
рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых
помещений для постоянного проживания возлагается на
междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских,
районных в городах) Советов народных депутатов.
В соответствии с указанным Положением расположенные в пределах
санитарно-защитных зон жилые дома могут быть отнесены к категории
непригодных для постоянного проживания с учетом санитарных
требований.
При этом междуведомственными комиссиями, назначаемыми в
установленном законом порядке, производится подготовка акта о
признании жилого дома или жилого помещения непригодным для
постоянного проживания.
Комиссия обязана уточнить на основании соответствующего
нормативного документа, наличие условий, дающих основание
признавать жилые дома непригодными для постоянного проживания, а
также относить их к следующим группам по качественным признакам:
пригодные для постоянного проживания;
непригодные для постоянного проживания на момент обследования,
которые могут быть приведены в пригодное для постоянного
проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или
реконструкции, что подтверждается технико-экономическими
обоснованиями;
непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически
или их устранение экономически нецелесообразно.
В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении
здания или жилого помещения к категории непригодного для
постоянного проживания.
Решение о признании жилого дома или жилого помещения
непригодным для постоянного проживания независимо от его
ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного,
городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В материалах дела отсутствуют и сторонами не представлены
данные о принятии соответствующим органом в порядке, установленном
вышеуказанным Положением, решения о признании жилых домов в пос.
Востряково непригодными для проживания.
Ссылка представителя Правительства Москвы на решение
Мосгорисполкома от 11.07.1989 N 1343 "Об отселении жильцов из
жилых строений в пос. Востряково, попадающих в санитарно-защитную
зону Востряковского завода железобетонных конструкций
Домостроительного комбината N 3 ПСО "Мосстрой" Мосстройкомитета"
(л.д. 28 т. 1) как на основание для отселения жителей микрорайона
"Востряково" является несостоятельной. Данным актом была создана
санитарно-защитная зона в данном районе, решений о признании жилых
домов в пос. Востряково непригодными для проживания в нем не
содержится.
Кроме того, заявители не оспаривают установление СЗЗ в 1989
году, поскольку проверить в настоящее время обоснованность ее
установления возможности не имеют.
В соответствии с п. 3.24 Санитарных правил и нормам (СанПиН)
2.2.1/2.1.1.567-96, утвержденных 31.10.1996 и действующих на
момент отселения жителей, вопрос о необходимости вывода населения
в границах СЗЗ решается в каждом конкретном случае с учетом
фактического загрязнения атмосферы и перспективы снижения
неблагоприятного воздействия выбросов объекта на окружающую среду
и человека и установленного уровня воздействия физических
факторов.
Причем, соблюдение размеров СЗЗ, установленных данными
Правилами, в зависимости от класса предприятия обязательно для
вновь строящихся и реконструируемых предприятий. Для действующих
предприятий пересмотр и обоснование достаточности СЗЗ должны быть
выполнены в течение не более 5 лет с момента выхода настоящего
документа (примечание к п. 3.9).
Из материалов дела усматривается, что СЗЗ Востряковского ЖБИ и
базы производственно-технической комплектации ДСК N 3 была
определена в соответствии с решением Мосгорисполкома от 05.11.1987
N 2632 и от 27.12.1988 N 2853. Пересмотр и обоснование
достаточности СЗЗ согласно требованиям указанных СанПиН не
производился на момент принятия решения об отселении жителей
микрорайона.
Данные обстоятельства подтверждаются и материалами дела, из
которых усматривается, что Востряковским заводом ЖБК ОАО ДСК-3
выполнены профилактические меры, которые привели к снижению
неблагоприятных выбросов в атмосферу (письмо директора завода N 28-
12-100с от 28.12.2000). Согласно письму заместителя главного
государственного санитарного врача г. Москвы N 3-15/81 от
15.03.2001, представленному представителем Правительства Москвы,
наблюдается снижение валового выброса загрязняющих веществ.
Установка шумозащитного экрана возле дома заявителей вдоль МКАД
привела к снижению уровня шума в жилой зоне и дальнейшее его
увеличение приведет к значительному снижению уровня шума. В
вышеупомянутом письме заместителя главного санитарного врача г.
Москвы также указано, что хотя уровни звука от автотранспорта на
территории жилой застройки и превышают допустимые величины, такие
превышения уровней шума от городского транспорта являются
незначительными и характерны для территории жилой застройки.
Аналогичные выводы относительно загрязнения атмосферного воздуха
уровня шумового загрязнения в данном микрорайоне содержатся и в
заключении Московского научно-исследовательского института гигиены
им. Ф.Ф. Эрисмана, не доверять которому у суда оснований не
имеется, поскольку оно ничем не опровергнуто и соответствует
материалам дела.
В судебном заседании представители Правительства Москвы и
Комитета по делам миграции ссылались на то, что экологическая
обстановка в пределах микрорайона такова, что предполагает
возможность временного проживания в указанных жилых домах, которые
являются непригодными для постоянного проживания.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку не
основаны на законе. Действующее законодательство не содержит
понятия "временного проживания" и исключает возможность проживания
в жилых домах, признанных в установленном законом порядке
непригодными для проживания в них граждан.
Судом установлено, что спорный жилой фонд до настоящего времени
принадлежит муниципальному фонду и находится на балансе ДЕЗ МР
"Солнцево".
Создание миграционного центра для временного проживания
беженцев фактически является его повторным заселением.
Утверждение представителя Правительства Москвы о том, что на
основании обжалуемых заявителями правовых актов происходит не
отселение их, а предоставление других благоустроенных жилых
помещений в соответствии с требованиями жилищного
законодательства, несостоятельно, противоречит действующему
законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В результате выполнения требований оспариваемых решений
Правительства Москвы заявители фактически подлежат выселению в
другое жилое помещение.
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых
домов государственного и общественного жилищного фонда с
предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если:
1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
2) дом (жилое помещение) грозит обвалом;
3) дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.
Предусмотренных законом оснований, согласно которым заявители
подлежат выселению, не имеется.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя
Правительства Москвы о том, что оспариваемые пункты постановления
и распоряжений Правительства, касающиеся создания Центра
временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на всей
территории микрорайона Востряково, а также переселения жителей из
жилых домов по ул. Матросова, не нарушают права заявителей, по
следующим основаниям.
Вопрос создания Центра временного размещения беженцев и
вынужденных переселенцев неразрывно связан с незаконным
переселением жителей из всех жилых домов данного микрорайона в
связи с нахождением их в СЗЗ. При этом основанием для переселения
заявителей является признание непригодным для проживания не
отдельного жилого дома, в котором они проживают, а всех жилых
домов микрорайона в связи с нахождением их в СЗЗ.
Судом бесспорно установлено, что оспариваемые положения
постановления и распоряжений Правительства Москвы нарушают
жилищные права заявителей и противоречат действующему жилищному
законодательству, а потому подлежат признанию недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР
судебная коллегия
решила:
Заявления О., В., Г., И., М., А., П., Е., Р., С., Т. о
признании частично недействительными постановления Правительства
Москвы и распоряжений Премьера Правительства Москвы удовлетворить.
Признать недействительными и не порождающими правовых
последствий пункты 1, 2, 5.5 постановления Правительства Москвы N
609 от 11.07.1995 "О развитии Центра временного размещения
беженцев и вынужденных переселенцев на территории микрорайона
Востряково Западного административного округа", преамбулу, пункты
1 и 2 распоряжения Премьера Правительства Москвы N 191-РП от
01.03.1996 "О первоочередных мероприятиях по созданию
миграционного Центра "Востряково" Департамента труда и занятости",
пункты 2, 3 распоряжения Премьера Правительства Москвы N 88-РП от
30.01.1997 "О реализации жилой площади корп. 4, 9 по Изваринской
ул., Внуково (Западный АО)" с момента их издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|