УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 11 апреля 2001 г. N 15-08/16557
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от
27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в
Российской Федерации удерживается предприятием, организацией,
любым другим лицом, выплачивающим такие доходы, в валюте выплаты
при каждом перечислении платежа.
Статьей 7 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что если международным договором Российской
Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и
сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные
настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными
правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила
и нормы международных договоров Российской Федерации. Аналогичная
норма содержится в статье 11 Закона РФ "О налоге на прибыль
предприятий и организаций".
В соответствии с пунктом 6.4 инструкции Госналогслужбы России
от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных
юридических лиц" если получаемые иностранным юридическим лицом
доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и
однотипный характер и эти доходы в соответствии с международным
соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат
обложению налогом в Российской Федерации, то иностранное
юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких
доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о
неудержании налога от источника по форме, указанной в приложении
N 11.
Госналогслужбой России в Методических рекомендациях по
применению отдельных положений инструкции Госналогслужбы РФ от
16.06.95 N 34 (письмо от 20.12.95 N НП-6-06/652) дано разъяснение,
что предварительное освобождение от налогообложения доходов от
источников в Российской Федерации в текущем году производится до
выплаты этих доходов при условии подтверждения уполномоченными
финансовыми или налоговыми органами иностранного государства
постоянного местопребывания иностранного юридического лица в
стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного
налогообложения, в течение периода, к которому относятся эти
доходы, а также его фактического права на эти доходы.
При этом необложение или обложение по пониженным ставкам
производится в случае наличия у налогового агента на момент
выплаты дохода оформленного в установленном порядке заявления от
иностранной организации на предварительное освобождение. В случае
же отсутствия у налоговых агентов (за исключением банков в
установленных случаях) на момент выплаты доходов оформленных в
установленном порядке заявлений от иностранных организаций налог
подлежит удержанию из суммы платежа и перечислению в бюджет
одновременно с каждой выплатой дохода.
Согласно пункту 6.2 инструкции Госналогслужбы России от
16.06.95 N 34 иностранные юридические лица в установленных случаях
имеют право обратиться в соответствующий налоговый орган с
заявлениями о возврате сумм удержанных налогов.
В соответствии с установленным порядком суммы налогов, не
перечисленные в бюджет налоговым агентом, удерживаются налоговыми
органами при проведении выездных налоговых проверок в бесспорном
порядке с налогового агента, за исключением случаев, когда на
момент проведения проверки представлены сведения, подтверждающие
факт постоянного местопребывания получателя доходов в государстве,
с которым у России имеется соглашение об избежании двойного
налогообложения, предусматривающее необложение таких доходов в
России или обложение их по пониженным ставкам.
Учитывая изложенное, в случае неудержания налога на доходы
иностранных юридических лиц и при наличии на момент проведения
налоговой проверки у ООО, являющегося налоговым агентом
иностранных компаний, имеющих постоянное местопребывание в США,
оформленных в установленном порядке на соответствующий календарный
год заявлений на предварительное освобождение от налогообложения
доходов указанных компаний ответственность в виде взыскания с ООО
суммы налога с таких доходов не применяется.
Вместе с тем обращаем внимание на то, что в соответствии с
письмом МНС России от 25.07.2000 N ВГ-8-06/3289, если лицо,
выплачивающее доход иностранной организации, вне зависимости от
формы вины (умышленно или по неосторожности) перечисляет доход
иностранной организации, не имея на момент такого перечисления
документального подтверждения ее фактического права на получение
дохода, подтверждения постоянного местопребывания иностранной
организации в государстве, с которым у России имеется соглашение
об избежании двойного налогообложения, предусматривающее
освобождение такого дохода от налогообложения или обложение его
по пониженным ставкам, и иных оснований, при наличии которых
лицо, выплачивающее доход иностранной организации, может не
удерживать налог с перечисляемого иностранной организации дохода,
оно тем самым нарушает установленный законодательством о налогах
и сборах порядок и, следовательно, в действиях этого лица
содержится состав налогового правонарушения, предусмотренный
статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представление налоговому органу (например, в ходе проверки)
лицом, выплачивающим доход иностранной организации, документов,
подтверждающих постоянное местопребывание такой иностранной
организации в государстве, с которым заключено соглашение об
избежании двойного налогообложения, полученных им после
перечисления дохода, не влияет на квалификацию действий такого
лица и не может служить обстоятельством, исключающим его вину в
совершении данного налогового правонарушения и освобождающим его
от ответственности за совершение этого налогового правонарушения.
Таким образом, в случае неудержания налога с выплачиваемых
иностранным компаниям доходов и при отсутствии на момент выплаты
дохода заявлений на предварительное освобождение, оформленных в
установленном порядке, к ООО может быть применена ответственность
в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|