МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2001 года
Дело N 3-114/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Н.,
с участием прокурора Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-
114/2001 по жалобе Ш. о признании недействительной таблицы 1
Московских городских строительных норм МГСН 2.05-99 "Инсоляция и
солнцезащита" (приложение 1), утвержденных постановлением
Правительства Москвы от 23 марта 1999 г. N 217,
установила:
Ш. обратилась в суд с заявлением о признании недействительной
таблицы 1 Московских городских строительных норм МГСН 2.05-99
"Инсоляция и солнцезащита" (приложение 1), утвержденных
постановлением Правительства Москвы от 23 марта 1999 г. N 217,
ссылаясь на то, что установленные в Москве нормы продолжительности
суммарной инсоляции для центральной части и исторических зон
города в 1,5 час., а для остальной территории города в 2-1,5 час.
противоречат требованиям федеральных строительных норм и правил
СНиП 2.07.01-89*, нарушают ее жилищные права, в частности, на
улучшение жилищных условий, право на благоприятную среду обитания,
на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей
природной среды.
В судебном заседании заявление Ш. поддержала ее представитель
по доверенности З.
Представители Правительства Москвы, Москомархитектуры,
Мосгорэкспертизы просили отказать в удовлетворении заявления,
полагая его необоснованным.
Представитель Центра госсанэпиднадзора в г. Москве в судебное
заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен. Возражений
не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав
заключение прокурора Г., полагавшего заявление подлежащим
удовлетворению, судебная коллегия находит заявление Ш.
обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О
стандартизации" 10 июня 1993 года N 5154-1 (в ред. Федерального
закона от 27.12.95 N 211-ФЗ) стандартизация - это деятельность по
установлению норм, правил и характеристик (далее - требования) в
целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды,
жизни, здоровья и имущества;
технической и информационной совместимости, а также
взаимозаменяемости продукции;
качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем
развития науки, техники и технологии;
единства измерений;
экономии всех видов ресурсов;
безопасности хозяйственных объектов с учетом риска
возникновения природных и техногенных катастроф и других
чрезвычайных ситуаций;
обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Согласно п. 4 ст. 7 настоящего Закона государственные стандарты
и общероссийские классификаторы технико-экономической информации
принимает Госстандарт России, а в области строительства и
промышленности строительных материалов - Государственный комитет
Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства
(Госстрой России).
Отношения в области создания системы расселения,
градостроительного планирования, застройки, благоустройства
городских и сельских поселений, развития их инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур, рационального
природопользования, сохранения объектов историко-культурного
наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения
благоприятных условий проживания населения, и компетенция органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области
градостроительной деятельности регулируются Градостроительным
кодексом РФ от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ.
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительной
деятельностью (далее также - градостроительство) является
деятельность государственных органов, органов местного
самоуправления, физических и юридических лиц в области
градостроительного планирования развития территорий и поселений,
определения видов использования земельных участков,
проектирования, строительства и реконструкции объектов
недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и
государственных интересов, а также национальных, историко-
культурных, экологических, природных особенностей указанных
территорий и поселений.
Законодательство о градостроительстве находится в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52, 53 Градостроительного кодекса РФ
федеральные градостроительные нормативы и правила обязательны для
выполнения всеми участниками градостроительной деятельности на
территории Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с федеральными
градостроительными нормативами и правилами разрабатывают
градостроительные нормативы и правила субъектов Российской
Федерации (далее - территориальные градостроительные нормативы и
правила) с учетом природно-климатических, социально-
демографических, национальных и иных особенностей субъектов
Российской Федерации.
Согласно СНиП Российской Федерации 10-01-94 "Система
нормативных документов в строительстве. Основные положения"
нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные
документы субъектов хозяйственной деятельности и технические
условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений
федеральных строительных норм и правил и государственных
стандартов (п. 5.8).
Пунктом 9.19 СНиП РФ 2.07.01.-89* "Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений"
предусмотрено, что размещение и ориентация жилых и общественных
зданий (за исключением детских дошкольных учреждений,
общеобразовательных школ, школ-интернатов) должны обеспечивать
непрерывную продолжительность инсоляции жилых помещений и
территорий для зон:
севернее 58 град. с.ш. - не менее 3 ч в день на период с 22
апреля по 22 августа;
южнее 58 град.с.ш. - не менее 2,5 в день на период с 22 марта
по 22 сентября.
Примечанием 2 и 3 к указанному пункту установлена возможность
сокращения продолжительности инсоляции помещений на 0,5 ч:
при реконструкции жилой застройки или при размещении нового
строительства в особо сложных градостроительных условиях
соответственно для каждой зоны;
в порядке исключения при наличии в проекте соответствующих
обоснований в районах севернее 62,5 град.с.ш.
Таким образом, в Москве, относящейся к территории зоны южнее 58
град.с.ш. согласно федеральных строительных норм и правил
непрерывная продолжительность инсоляции жилых помещений должна
составлять не менее 2,5 в день на период с 22 марта по 22
сентября, и даже с учетом условий, указанных в примечании 2, не
менее 2 часов. При этом федеральными СНиП 2.07.01.-89* установлены
минимальные пределы продолжительности инсоляции жилых помещений
для различных зон, т.е. с учетом природно-климатических, социально-
демографических, национальных и иных особенностей.
Оспариваемые заявителем нормы инсоляции, установленные в
Москве, уменьшают продолжительность инсоляции на 0,5 ч, как для
центральной части города даже с учетом особо сложных
градостроительных условий, так и для остальных зон, противоречат
действующим федеральным нормам.
Судебная коллегия считает, что установленные обжалуемые нормы
инсоляции нарушают права заявителя на благоприятную среду
обитания, на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия
окружающей природной среды, а потому требования Ш. подлежат
удовлетворению.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений
и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления о
признании противоречащим закону иного правового акта (не
являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд признает
этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий со
дня его издания, а если закон, которому противоречит правовой акт,
вступил в силу (введен в действие) после издания правового акта -
со дня вступления в силу (введения в действие) закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
судебная коллегия
решила:
Жалобу Ш. удовлетворить.
Признать недействительной таблицу 1 Московских городских
строительных норм МГСН 2.05-99 "Инсоляция и солнцезащита"
(приложение 1), утвержденных постановлением Правительства Москвы
от 23 марта 1999 г. N 217, и не порождающим правовых последствий с
момента издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|