УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2001 г. N 04-11/19720
В соответствии с Федеральным законом от 07.05.98 N 75-ФЗ "О
негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный
фонд является особой организационно - правовой формой организации
социального обеспечения, исключительным видом деятельности
которой является негосударственное пенсионное обеспечение
участников фонда на основании договоров с вкладчиками фондов в
пользу участников фондов. Согласно Закону Российской Федерации
от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской
Федерации" (с изменениями от 31.12.97, от 20.11.99) имущественные
интересы, связанные с пенсионным обеспечением застрахованного
лица, являются одним из объектов страхования в добровольной
форме. Таким образом, договоры по негосударственному пенсионному
обеспечению застрахованных работников, заключенные между
организацией - работодателем и негосударственным пенсионным
фондом, являются одной из разновидностей договоров добровольного
страхования.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса суммы
страховых платежей (взносов) по договорам добровольного
страхования не облагаются единым социальным налогом в том случае,
если по таким договорам предусмотрены выплаты в возмещение вреда
жизни и здоровью застрахованных работников или оплата
страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц
при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
Если условия договора добровольного страхования не соответствуют
критериям, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса,
то материальная выгода, получаемая работником в виде суммы
страховых взносов, уплачиваемых за него по договору работодателем,
на основании пункта 4 статьи 237 Кодекса, должна учитываться при
исчислении единого социального налога.
В соответствии с положениями Федерального закона N 75-ФЗ,
отчисления пенсионных взносов организациями - работодателями в
негосударственные пенсионные фонды должны направляться на
формирование пенсионных резервов для дальнейшей выплаты
негосударственных пенсий конкретным физическим лицам при
наступлении пенсионных оснований. То есть, условия договоров о
негосударственном пенсионном обеспечении не могут соответствовать
критериям, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса.
Уплачивая взносы за своих работников в негосударственный
пенсионный фонд, организация обеспечивает этим работникам
получение материальной выгоды, которая на основании пункта 4
статьи 237 Кодекса должна облагаться единым социальным налогом.
Начисление единого социального налога, в соответствии со
статьей 237 Кодекса, должно производиться по каждому работнику
отдельно организацией - работодателем. Начисление налога
производится на дату фактического получения дохода в виде
материальной выгоды, которая определяется как день зачисления
взносов в пользу конкретного застрахованного работника.
Обращаем внимание на то, что материальная выгода возникает как
самостоятельный объект налогообложения и не зависит от источника
выплаты взносов в негосударственный пенсионный фонд.
Положение о составе затрат по производству и реализации
продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли (подпункт "р" пункта 2), утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N
552 (с изменениями от 31.05.2000), предусматривает нормативы
отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) отчислений
организаций в пользу своих работников по договорам с
негосударственными пенсионными фондами только в целях
налогообложения прибыли.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|