УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 11 мая 2001 г. N 03-12/20862
1. В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н
(с учетом изменений и дополнений), организация может создавать
резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и
гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм
резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность
организации, которая не погашена в сроки, установленные договором,
и не обеспечена соответствующими гарантиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса
Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться
неустойкой, залогом, удержанием имущества должника,
поручительством, банковской гарантией, задатком и другими
способами, предусмотренными законом или договором.
При этом следует учитывать, что обеспечение обязательства
гарантией еще не означает, что данное обязательство будет
исполнено. Условие, содержащееся, например, в договоре купли -
продажи, об уплате должником неустойки в случае несвоевременной
оплаты товара не гарантирует оплату по договору. Поэтому, оценив
при проведении инвентаризации (исходя, например, из внешних
признаков несостоятельности) в соответствии со статьей 3
Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" вероятность погашения задолженности поставщика как
нулевую, организация может при формировании резерва сомнительных
долгов включить в него сумму задолженности, обеспечение по которой
не гарантирует исполнение обязательства, отнеся к разряду такого
обеспечения неустойку.
2. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов
проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации,
в ходе которой инвентаризационная комиссия путем документальной
проверки устанавливает правильность и обоснованность сумм
дебиторской задолженности, включая те, по которым истекли сроки
исковой давности (п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина
России от 13.06.95 N 49), причем дебиторская задолженность
организации, которая не погашена в сроки, установленные договором,
и не обеспечена соответствующими гарантиями, признается
сомнительным долгом.
Величина резерва определяется организацией отдельно по каждому
сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния
должника и оценки вероятности погашения долга полностью или
частично (п. 70 вышеназванного Положения по ведению бухгалтерского
учета).
Создание резерва с указанием общего его размера, суммы по
каждому сомнительному долгу и вероятности погашения долга должно
быть закреплено в учетной политике организации на основании норм
Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"
ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н.
С 1 января 1999 г. резервы по сомнительным долгам могут
создаваться не только по результатам инвентаризации, проводимой
организацией, как в конце отчетного года, так и проводимой в
течение всего года в соответствии с приказом руководителя
организации (п. 26 вышеуказанного Положения по ведению
бухгалтерского учета).
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|