УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 16 мая 2001 г. N 04-11/21650
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 части II Налогового
кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от
29.12.2000 N 166-ФЗ (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению
единым социальным налогом (взносом) суммы, выплачиваемые за счет
членских взносов садоводческих, садово - огородных, гаражно -
строительных и жилищно - строительных кооперативов (товариществ)
лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 116 главы 4 Гражданского
кодекса Российской Федерации потребительские кооперативы - это
добровольные объединения граждан и юридических лиц,
некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую
деятельность, к которым, в частности, относятся садоводческие,
садово - огородные, гаражно - строительные и жилищно -
строительные кооперативы, действующие в соответствии с типовыми
уставами потребительских кооперативов, средства которых состоят
из членских, вступительных, паевых и целевых взносов (то есть
личных средств граждан).
Вступительные взносы служат для первоначального накопления
оборотных средств. Они оплачиваются участниками при вступлении в
потребительский кооператив.
Членские взносы служат для покрытия эксплуатационных,
административно - хозяйственных и других расходов. Эти взносы
могут вноситься авансом, частично, с последующим пересчетом и
доплатой.
Паевые (целевые) взносы используются для предусмотренных
уставами кооперативов капитальных вложений.
Главой 24 Кодекса не предусмотрено исключение из
налогооблагаемой базы выплат, производимых за счет паевых взносов
членов гаражно - строительных кооперативов.
Таким образом, выплаты штатному персоналу, а также оплата
договоров гражданско - правового характера за выполнение работ
(оказание услуг), производимые гаражно - строительными
кооперативами за счет паевых взносов членов кооперативов, должны
облагаться единым социальным налогом.
Пунктом 3 статьи 243 Кодекса установлено, что по итогам
отчетного периода налогоплательщики производят исчисление
авансовых платежей по налогу исходя из налоговой базы,
исчисленной с начала календарного года, включая последний
отчетный период, и соответствующей ставки налога. Данные о
суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей
налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее
20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Организации - работодатели являются налогоплательщиками по
факту начисления выплат наемным работникам, следовательно, у
такого налогоплательщика существует объект налогообложения единым
социальным налогом. Использование налогоплательщиком льгот либо
начисление выплат, не подлежащих налогообложению, лишь уменьшает
налоговую базу (возможно, до нулевого значения).
Исчисление налога производится путем применения ставок налога
к налоговой базе. В случае применения ставок налога к налоговой
базе, равной нулю, сумма исчисленного налога будет иметь также
нулевое значение. Форма расчета по авансовым платежам по единому
социальному налогу предусматривает заполнение всех показателей,
участвующих в исчислении налога, что дает возможность налоговому
органу провести камеральную проверку правильности исчисления
налога и запросить при необходимости документы, подтверждающие
льготы.
Перечисленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса
категории работодателей являются налогоплательщиками, если они
производят выплаты наемным работникам независимо от наличия
льгот, и обязаны ежемесячно представлять расчеты по авансовым
платежам по единому социальному налогу по утвержденным формам,
даже если сумма исчисленного налога имеет нулевое значение. В
соответствии с Порядком заполнения расчета по авансовым платежам
по единому социальному налогу бланк расчета заполняется в двух
экземплярах, один из которых возвращается налогоплательщику с
отметкой работника налогового органа о дате его представления.
Кроме того, одним из положений пункта 3 статьи 243 Кодекса
предусмотрено, что банк не вправе выдавать своему клиенту -
налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не
представил платежных поручений на перечисление налога.
Инспекциями МНС России по г. Москве налогоплательщикам, у
которых отсутствует обязанность по уплате единого социального
налога (взноса) в отчетном периоде, будут выдаваться
подтверждающие документы (справки) произвольной формы для
представления в банк.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|