МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕСС - РЕЛИЗ
от 17 мая 2001 года
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ КЛУБНОГО ОТДЫХА
В Антимонопольное управление Москвы и Московской области
продолжают поступать обращения потребителей, связанные с услугами
по предоставлению клубного отдыха (таймшера).
Можно привести примеры.
В одном случае потребитель сделал первичный взнос в размере
2200 долларов США по договору на клубный отдых в течение пяти и
более лет на юге Европы. Уже после уплаты денег гражданин
внимательно ознакомился с текстом договора, оценил фактическую и
уплаченную им завышенную стоимость таймшера и пожелал расторгнуть
договор.
В другом эпизоде москвичи супруги Столяровы (фамилия изменена)
на презентации заключили договор об оказании услуг по организации
клубного отдыха в Испании на сумму 7095 долларов США. Как и в
первом случае, по размышлении о сути заключенной сделки супруги
также заявили о решении расторгнуть договор.
Управлением проведена проверка фирмы и установлено, что она
осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с Уставом,
зарегистрированным в Московской регистрационной палате. На
основании сертификата полномочий, выданного Компанией Центурион
Маркетинг Асошиэйтс Лимитед, зарегистрированной на Британских
Виргинских островах, фирма осуществляет рекламную и
дистрибьюторскую деятельность. Договоры на приобретение членства в
клубе "Club La Costa", заключаемые с Компанией Центурион Маркетинг
Асошиэйтс Лимитед, не имеют подлинных подписей исполнителя
(подпись факсимильная).
Материалы относительно правомерности деятельности этой фирмы
были направлены в правоохранительные органы.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или
оспоренных гражданских (имущественных) прав осуществляется в
судебном порядке.
Надо сказать, что некоторые фирмы, занимающиеся организацией
клубного отдыха, вводят потребителей в заблуждение относительно
предоставляемых услуг посредством рекламы.
Вот один из примеров.
Стюардесса в самолете предложила супружеской паре, которая
возвращалась из путешествия, заполнить анкету. В анкете были
вопросы, касающиеся практики клубного отдыха. Через несколько дней
супругам позвонили домой и сообщили о том, что они выиграли
телевизор и компьютер и что они стали участниками розыгрыша
призов. Для получения призов супругов пригласили на фирму, а там
вместо призов предложили шампанское и "уговорили" приобрести
таймшер за 15000 американских долларов. Супружескую пару устраивал
отдых на о. Тенериф, но мечте не суждено было осуществиться из-за
болезни жены - поездка не состоялась. Тогда фирма предложила как
вариант отдых на Кипре. Только пришлось доплатить еще 2040
долларов (апартаменты были рассчитаны на 4 человека). Условия
проживания оказались не такими, как было предусмотрено в договоре.
Кроме того, опять потребовались дополнительные затраты: в отеле
взяли залог за сервисное обслуживание, предложили оплатить аренду
сейфа и кондиционера, уборку апартаментов. Удобства были
минимальными.
В итоге люди не получили обещанных призов и испортили себе
долгожданный отдых. Сейчас этот спор между фирмой и покупателями
таймшера разрешается в судебном порядке.
В процессе рассмотрения подобных претензий управление обратило
внимание и на рекламную кампанию таких фирм. Часто в метро, на
улице потребителям предлагаются различные листовки, карточки,
которые содержат в себе информацию о том, что они являются
дисконтными картами известных в мире клубов. В одной из таких карт
было указано, что "в благодарность за участие в опросе по
продвижению программы дисконтных карт Вы получили шанс стать
одним из 1000 участников рекламной акции".
Далее по смыслу эта карта носила название - дисконтная карта
"Countdown card", была пронумерована, имела наименование фирмы и
обещала ее обладателям бесплатное проживание в апартаментах.
В результате проведенной работы управлением было установлено:
- это не дисконтная карта, а приглашение на презентацию;
- название юридического лица, указанного в карте, не
соответствует действительности;
- проживание в апартаментах платное.
Управлением было выдано предписание о прекращении нарушения
законодательства о рекламе.
Одно из понятий "таймшер" дано в книге Всемирной организации
туризма, посвященной владению отдыхом. Книга опубликована в 1996
году.
Концепция таймшера связана с предложением всем желающим
проводить в течение установленного периода времени в каждом году
отпуск в апартаментах или ином месте для проживания, которые
представляют собой часть туристического комплекса, обеспеченного
разнообразными услугами и службами.
Потребитель уплачивает основную сумму с целью приобрести
временный интервал для отпуска, а затем вносит ежегодные взносы на
цели эксплуатации этого объекта. Продаваемые периоды времени
обычно определяются на основе модулей продолжительностью в одну
неделю.
Таймшер - это разновидность туризма, действующая в мире около
30 лет. В России еще недостаточно изучен опыт по внедрению этого
отдыха. Законодательная база, обеспечивающая соблюдение законных
прав покупателя и продавца владения отдыхом, только еще
разрабатывается. В основу такой базы должен быть положен опыт
законодательной базы, действующей на международном уровне.
В целях защиты прав граждан необходимо установить обязательные
для сторон правила, которым должны соответствовать договоры,
заключаемые при совершении сделок на рынке прав владения клубным
отдыхом; установить обязательства, которые должны нести продавцы,
владельцы средств размещения и иные участники правоотношений в
сфере клубного отдыха.
Учитывая высокую стоимость и долгосрочность данной услуги, ее
многогранность и специфику, целесообразно введение "переходного
периода" или "периода охлаждения", т.е. срока, определяемого со
дня подписания контракта, в течение которого покупатель имеет
право расторгнуть сделку по какой-либо причине или без таковой в
одностороннем порядке и без удержаний или компенсаций.
На практике потребитель сталкивается с рядом проблем при
приобретении данной услуги. Например, использование
психологического воздействия со стороны фирмы при заключении
договора, неполная информация об услуге, отсутствие достоверной
оценки качества отдыха. Эти проблемы можно урегулировать
законодательно. Недопустимо использование фирмой при заключении
договора средств и методов психологического воздействия, а также
аргументов, которые не имеют под собой достаточных оснований.
Например, возможность перепродажи в будущем клубного отдыха или
иные выгоды, которые не содержатся в контракте.
На сегодняшний день можно только посоветовать еще до свершения
сделки внимательно ознакомиться с правилами клуба, деталями плана
клуба, информацией о частных и юридических лицах, владеющих этой
собственностью. Внимательно изучите условия договора.
Необходимо помнить, что все обязательства, которые принимает на
себя фирма, должны быть закреплены документально.
Договор должен содержать:
- точный характер предлагаемых услуг, условия их использования,
информацию о том, как эти условия выполняются;
- точное описание курорта и места его расположения;
- перечисление услуг, которыми потребитель имеет или будет
иметь возможность пользоваться;
- точный период времени, в течение которого могут
использоваться таймшерные права, их продолжительность и дату,
когда потребитель может начать пользоваться такими правами;
- информацию о праве расторжения договора, подробные реквизиты
лица, которому надлежит направлять любое уведомление о
расторжении, четкое и подробное описание характера и сумм
расходов, которые потребитель должен будет оплатить в случае
использования своего права на расторжение договора.
Согласовано
Заместитель руководителя
ТУ ММО МАП России
О.Б. Одинцова
|