УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 22 мая 2001 г. N 15-08/22567
В соответствии с п. 1.4 инструкции Госналогслужбы Российской
Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов
иностранных юридических лиц" под постоянным представительством
иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей
налогообложения, в частности, понимается любое место регулярного
осуществления деятельности, связанное с проведением
предусмотренных контрактами работ по строительству, установке,
монтажу, сборке, наладке и обслуживанию оборудования.
Наличие или отсутствие постоянного представительства
иностранного юридического лица на территории Российской Федерации
определяется исходя из положений соответствующего международного
соглашения об избежании двойного налогообложения и положений
налогового законодательства Российской Федерации, не
противоречащих положениям соглашения.
В связи с тем, что в соглашениях об избежании двойного
налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых
строительно - монтажная деятельность не будет приводить к
образованию постоянного представительства, осуществление этой
деятельности иностранной организацией с постоянным
местопребыванием в стране, с которой у России существует
соглашение, образует постоянное представительство при превышении
срока работ, указанного в соглашении.
Согласно ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и
Федеративной Республикой Германии об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
строительная площадка или монтажный объект являются постоянным
представительством только в случаях, если продолжительность их
деятельности превышает 12 месяцев.
В связи с тем, что действующее российское налоговое
законодательство не содержит определений терминов "строительная
площадка", "строительный объект", "монтажный объект" и т.д.,
которыми следовало бы руководствоваться для целей налогообложения
прибыли иностранных юридических лиц, полученной в связи с такой
деятельностью на территории Российской Федерации, при решении
данного вопроса целесообразно принять во внимание комментарии к
модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на основе
которой Российская Федерация ведет переговоры по заключению
соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными
государствами. Согласно указанным комментариям под "строительной
площадкой" или "сборочным или монтажным объектом" понимается
не только строительство зданий, но также строительство дорог,
мостов, каналов, укладка трубопроводов и экскавационные и
землечерпательные работы.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что речь идет о
строительстве, реконструкции, сооружении и монтаже объектов,
связанных с существенными капитальными вложениями и существующих
в течение достаточно длительного периода времени.
Не относятся к "строительной площадке", например, работы по
монтажу оборудования, не требующего прочной связи с землей и
перемещаемого без ущерба его назначению, и подобные работы,
выполняемые по отдельным договорам, хотя и являющиеся сами по
себе строительными. Сроки, установленные налоговыми
соглашениями, в течение которых строительно - монтажная
деятельность не рассматривается как осуществляемая через
постоянное представительство, на деятельность, указанную в
настоящем абзаце, по общему правилу не распространяются. Во всех
случаях, если вышеуказанная деятельность иностранной организации
продолжается свыше 3 месяцев в течение любых 12 месяцев с начала
таких работ, она может считаться осуществляемой через постоянное
представительство.
В соответствии с п. 1.8 инструкции Госналогслужбы Российской
Федерации от 16.06.95 N 34 каждая строительная площадка с момента
начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное
представительство. Расчет налоговых обязательств осуществляется
по каждой отдельной строительной площадке.
Если на территории одной инспекции существует несколько
строительных площадок, приводящих к образованию постоянного
представительства, расчеты должны производиться по каждому
отдельному месту осуществления такой деятельности. Консолидация
отчетности и налоговых расчетов одного и того же иностранного
юридического лица по нескольким постоянным представительствам не
допускается (письмо ГНС РФ от 20.12.95 N НП-6-06/652
"Методические рекомендации по применению отдельных положений
инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О
налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц").
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об
особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" в
случае, если иностранная организация осуществляет или
намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации
через отделение (филиал, представительство, другое обособленное
подразделение) в течение периода, превышающего 30 календарных
дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана
встать на учет в налоговом органе по месту осуществления
деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
Иностранная организация, осуществляющая деятельность в
нескольких местах на территориях, подконтрольных различным
налоговым органам, обязана встать на учет в каждом налоговом
органе, осуществляющем учет иностранных организаций.
Термин "постоянное представительство" определяет налоговый
статус иностранного юридического лица в Российской Федерации.
Налоговый статус иностранного юридического лица определяется
налоговым органом на основании ежегодно представляемой годовой
налоговой декларации о доходах и отчета о деятельности на
территории Российской Федерации.
При осуществлении иностранным юридическим лицом, не имеющим
российского ИНН, активной деятельности на территории Российской
Федерации, в сроки, не превышающие 30 календарных дней в году,
возможно предварительное освобождение такой иностранной компании
от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в
Российской Федерации в случае, если такая деятельность прямо
указана в конкретном соглашении об избежании двойного
налогообложения как не приводящая к образованию постоянного
представительства (например, строительная площадка, существующая
менее одного месяца). В таких случаях иностранное юридическое
лицо должно направить в налоговый орган заявление на
предварительное освобождение по форме 1013DT(1996), приведенной в
письме Госналогслужбы России от 29.12.95 N ВЗ-6-06/672
(основание: письмо ГНС РФ от 26.06.98 N 06-1-14/745).
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|