МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ОБРАЩЕНИЕ
от 23 мая 2001 г. N 7
О НЕДОПУСТИМОСТИ ИЗЪЯТИЯ У СТОЛИЦЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДА МОСКВЫ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Президенту России
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Совместным распоряжением Министра культуры Российской Федерации
и Министра имущественных отношений Российской Федерации от 22
декабря 2000 года N 429/1367-р в развитие распоряжения о создании
государственного учреждения "Агентство по управлению и
использованию памятников истории и культуры" (далее - Агентство)
за Агентством закреплены на праве оперативного управления объекты
исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения, а распоряжением тех же федеральных
органов исполнительной власти от 14 марта 2001 года N 2/686-р
данному Агентству поручено принять в оперативное управление
расположенные в Москве особо ценные объекты исторического и
культурного наследия. Поскольку таких объектов в Москве в
соответствии с утвержденными перечнями более 1500, то у города
Москвы предполагается со временем изъять большую часть недвижимых
памятников истории и культуры вместе с земельными участками, иными
словами, почти всю "историческую Москву".
В качестве правового обоснования такого рода позиции
федеральных министерств выбрано давнее постановление Верховного
Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации
на федеральную собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" (далее -
постановление Верховного Совета Российской Федерации), в
соответствии с приложением 1 к которому объекты
историко - культурного и природного наследия и художественные
ценности на территории России относятся исключительно к
федеральной собственности. Таким образом, выбран легальный повод
для изъятия в одностороннем порядке у города Москвы
историко - культурных объектов на основании нормативного документа
десятилетней давности, выпущенного еще до начала либерализации
экономики, подписания Федеративного договора и принятия
Конституции Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что данное постановление
Верховного Совета Российской Федерации, как указано в его
преамбуле, было принято как подзаконный акт во исполнение
требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР",
которые оба отменены и не действуют (Федеральными законами от 30
ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации" и от 21 июля 1997 года
N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации").
Таким образом, оно полностью утратило свои правовые основания и
должно быть признано в установленном порядке не подлежащим
применению.
Но, к сожалению, федеральные министерства не только выбрали
весьма спорные правовые основания для изъятия из собственности
Москвы памятников истории и культуры, но и приняли на вооружение
экономически нецелесообразный курс на централизацию управления
памятниками истории и культуры в масштабах всей страны.
Памятники истории и культуры, безусловно, составляют достояние
всего многонационального народа Российской Федерации, но в первую
очередь служат жителям региона, где они расположены, и являются
предметом заботы региональных и местных властей. Передача
памятников истории и культуры на гигантском пространстве нашей
страны в управление Агентству приведет к тому, что эти ценные
объекты фактически окажутся вне реального контроля по эксплуатации
и могут быть полностью утрачены.
Так, сегодня в Москве нетрудно обнаружить закономерность, что
если дом - памятник истории и культуры отреставрирован и приведен
в полный порядок, то он чаще всего находится в городской
собственности, если же эксплуатируется небрежно и нерационально,
то чаще всего такое здание находится в ведении федеральных
учреждений. Десятилетиями организации федерального подчинения не
могут провести ремонт знаменитого Дома Пашкова, Большого театра,
музейного комплекса "Царицыно" и множества других ценнейших
объектов. В это же время Москва приводит в порядок огромную
территорию и ценнейшие объекты музея - заповедника "Коломенское",
реставрирует сотни церквей, дворцов, некрополей и монументов,
бережно сохраняет памятники археологии и природы.
В московские органы власти постоянно обращаются представители
федеральных учреждений культуры с просьбой оказать им помощь в
реставрации и ремонте зачастую уникальных зданий, часто они просят
"забрать их в Москву", так как им трудно работать при недостатке
внимания и заботы со стороны федеральных органов. Но вместо того
чтобы сосредоточиться на сохранении и реставрации
историко - культурных объектов всероссийского и мирового значения,
федеральные министерства принялись сегодня за изъятие их из
ведения регионов и создание неэффективной централизованной системы
их использования и охраны.
При этом из ведения Москвы предполагается изъять и дома начала
XX века в стиле модерн, в том числе здания, некогда подаренные
городу благотворителями, и отремонтированные за городской счет
церкви, и уникальные музейные комплексы, в которые Москва вложила
на законном основании при одобрении федеральных властей сотни
миллионов рублей бюджетных средств, и некрополи, где захоронены
жители Москвы.
Подобное решение не продиктовано сегодня практической
необходимостью и выглядит как политическая дань моменту, при этом
обеспечение реальных потребностей и нужд российской культуры
подменяется административным подходом.
Известно, что Федеративный договор, наделивший субъекты
Российской Федерации правом участия совместно с федеральными
органами в решении вопросов разграничения государственной
собственности на их территории, предоставил субъектам Российской
Федерации материальное конституционное полномочие,
предусматривающее обязательный учет их интересов при решении
проблем, отнесенных к данной сфере совместного ведения
(постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10
сентября 1993 года N 15-П).
Основным принципиальным подходом к достижению такого
соглашения должна являться недопустимость ущемления интересов как
Российской Федерации, так и ее субъектов, как это устанавливается
Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ "О принципах и
порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации".
В связи с вышеизложенным Московская городская Дума обращается
к Вам как к гаранту конституционной законности с просьбой
отменить своим Указом постановление Верховного Совета Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 и установить
согласительный принцип разграничения собственности на объекты
историко - культурного наследия в городе Москве, что позволит
сохранить исторический облик Москвы исходя из исторически
сложившейся структуры управления и практического опыта
конструктивного взаимодействия с федеральными органами власти в
области охраны и использования памятников истории и культуры в
городе Москве.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
|