УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 24 мая 2001 г. N 04-11/22725
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса
Российской Федерации в редакции Закона РФ от 29.12.2000 N 166-ФЗ
(далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным
налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
работодателями в пользу своих работников по всем основаниям.
Пунктом 4 статьи 236 Кодекса предусмотрено, что указанные
выплаты не подлежат налогообложению, если они производятся за счет
средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога
на доходы (прибыль).
Таким образом, единовременная материальная помощь и премии
сотрудникам ЗАО по указанным в вопросе основаниям, начисляемые и
выплачиваемые организацией за счет средств, остающихся в ее
распоряжении после уплаты налога на прибыль, не должны облагаться
единым социальным налогом.
При этом следует учесть, что на основании Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, и
Методических рекомендаций о порядке формирования показателей
бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом
Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н, средствами, остающимися в
распоряжении организации после уплаты налога на прибыль,
однозначно считаются средства, отнесенные на группу статей
"Нераспределенная прибыль прошлых лет", где учитывается остаток
прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам
работы за прошлый год и принятых решений по ее использованию
(образование резервных фондов, покрытие убытков, выплата
дивидендов и пр.).
Учет прибыли в течение отчетного года, при применении пункта 4
статьи 236 Кодекса, должен осуществляться в соответствии с
Изменениями и дополнениями в Методические рекомендации по порядку
исчисления и уплаты единого социального налога (взноса),
утвержденными приказом МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138.
2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех
лет предоставляется матерям (или другим родственникам, фактически
осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях
на условиях найма с организациями всех форм собственности, на
основании статьи 167 КЗоТ в редакции Федерального закона от
24.08.95 N 152-ФЗ. Новой редакцией указанной статьи не определена
обязательная выплата компенсации за период такого отпуска.
С 01.01.2001 ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50
рублей лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им 3-летнего возраста, осуществляются на основании
Указа Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 "О
размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (с
изменениями от 08.02.2001). Порядок назначения и выплаты
ежемесячных компенсационных выплат утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1206.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат
налогообложению все виды установленных законодательством
Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской
Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм,
установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации).
Закон - это нормативный акт, принимаемый представительным
органом государственный власти Российской Федерации или ее
субъектов. Исчерпывающим перечнем этого понятия являются
федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон
субъекта Федерации.
В связи с тем, что выплаты указанных компенсаций
регламентируются нормативными актами, не имеющими законодательного
статуса, в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
направлен запрос о правомерности исключения таких выплат из
объекта налогообложения единым социальным налогом. До получения
разъяснений из МНС России организации рекомендуется производить
начисление и уплату единого социального налога на суммы
компенсационных выплат лицам, находящимся в отпуске по уходу за
ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
3. В соответствии со статьей 184 КЗоТ Российской Федерации при
производственной необходимости организация вправе направить своего
сотрудника на обучение в связи с освоением новых видов
деятельности или для повышения его квалификации за счет средств
организации. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса
стоимость оплаты обучения сотрудника ЗАО не подлежит
налогообложению единым социальным налогом.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Положением
по бухгалтерскому учету "Расходы организаций" ПБУ 10/99,
утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 N 33н, и учетной
политикой организации, не противоречащей Положению по
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98,
утвержденному приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н, для целей
бухгалтерского учета суммы расходов по повышению квалификации
кадров могут полностью относиться на себестоимость продукции
(работ, услуг). Для целей налогообложения налогом на прибыль
расходы на повышение квалификации кадров, включаемые в
себестоимость, не должны превышать нормативов, установленных
приказом Минфина РФ от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на
представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и
переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями,
регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость
продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их
применения".
4. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса при оплате
работодателем расходов на командировки работников не подлежат
налогообложению единым социальным налогом фактически произведенные
и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения.
При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по
найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от
налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
За разъяснениями о порядке документального подтверждения
работником оплаты проживания в месте командировки организации
необходимо обратиться в органы Минфина России.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|