СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2001 г. N 3-275/2001
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Курциньш С.Э.
с участием прокурора Гнусенко О.Г.
при секретаре Строганове М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-275/2001 по заявлению Филипповой Павлины Николаевны, Яфисовой
Аллы Зиновьевны, Микаэлян Валерия Сумбаитовича, Яфисовой Зои
Валерьевны, Микаэлян Марины Валерьевны, Гукасовой Ашхен Аслановны,
Калустовой Эммы Константиновны, Симонян Галины Николаевны,
Карапетян Владимира Месроповича, Карапетян Светланы Васильевны о
признании частично недействительными и не порождающими правовых
последствий с момента издания отдельных положений глав 2 и 8
Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы,
утвержденных постановлением Правительства Москвы от 9 февраля
1999 г. N 96,
установила:
Филиппова П.Н., Яфисова А.З., Микаэлян В.С., Яфисова З.В.,
Микаэлян М.В., Гукасова А.А., Калустова Э.К., Симонян Г.Н.,
Карапетян В.М., Карапетян С.В. обратились в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному закону, а также
недействительными и не порождающими правовых последствий с момента
издания положений глав 2 и 8 Правил обязательного медицинского
страхования населения г. Москвы, утвержденных постановлением
Правительства Москвы N 96 от 09.02.99, в части,
предусматривающей:
- обязательность наличия у гражданина РФ регистрации в городе
Москве в качестве необходимого условия для получения им полиса
обязательного медицинского страхования;
- возможность выдачи гражданам РФ полисов ОМС временного
действия, указывая на то, что существование в московском
законодательстве положений, ставящих в зависимость получение
полиса ОМС от наличия московской регистрации и предусматривающих
существование срочного полиса ОМС, лишает их права на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства, поскольку,
являясь гражданами России и законно находясь на территории Москвы,
по независящим от них причинам не могут реализовать в г. Москве
свое право на получение медицинской помощи по программе ОМС.
Представитель заявителей Бобров Е.А. в судебном заседании
потребовал признать недействительными положения пунктов 2.2.1,
2.2.2, 2.2.3, предусматривающих наличие московской регистрации в
качестве необходимого условия для получения ими полиса ОМС, и
пунктов 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6 Правил, предусматривающих
обязательность наличия московской регистрации для получения
полиса ОМС и возможность выдачи полисов ОМС временного действия,
указывая, что в результате действия указанных Правил его
доверители лишены возможности получения страхового полиса наравне
с другими гражданами Российской Федерации.
Представитель Правительства Москвы в судебное заседание не
явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, об
уважительности причин неявки суд не уведомлял.
Представитель Московского городского фонда обязательного
медицинского страхования Лаврова О.С. просила в его удовлетворении
отказать.
Выслушав представителя заявителей Е.А. Боброва, заявителей
Филиппову П.Н., Калустову Э.К., Яфисову А.З., Гукасову А.А.,
представителя Фонда обязательного медицинского страхования г.
Москвы Лаврову О.С., исследовав материалы дела, судебная коллегия
находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 3акона РФ "О медицинском
страховании граждан Российской Федерации" обязательное медицинское
страхование является составной частью государственного социального
страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи,
предоставляемой за счет средств обязательного медицинского
страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам
обязательного медицинского страхования.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора,
заключаемого между субъектами медицинского страхования (ст. 4
названного Закона РФ), в качестве которых выступают гражданин,
страхователь, страховая медицинская организация, медицинское
учреждение.
Страхователями при обязательном медицинском страховании
являются: для неработающего населения - Советы министров республик
в составе Российской Федерации, органы государственного управления
автономной области, автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация; для
работающего населения - предприятия, учреждения, организации,
лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица
свободных профессий (ч. 2 ст. указанного Закона РФ).
Согласно ст. 5 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" каждый гражданин, в отношении которого
заключен договор медицинского страхования, получает страховой
медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках
у застрахованного.
В соответствии с главой 2 Московских правил:
2.2.1. К категории граждан, застрахованных по ОМС в г. Москве,
относятся:
- граждане Российской Федерации, беженцы и вынужденные
переселенцы, имеющие в г. Москве регистрацию по месту жительства
(постоянную) или по месту пребывания (на срок более шести
месяцев), и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие в
г. Москве регистрацию по месту жительства (постоянную) в
соответствии с установленными в г. Москве правилами регистрации;
- граждане, проживающие и осуществляющие трудовую деятельность
на территории других субъектов Российской Федерации, но состоящие
в трудовых отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями
и иными работодателями, зарегистрированными в установленном
порядке в г. Москве и являющимися плательщиками страховых взносов
(платежей) в МГФОМС (в отношении которых заключен договор
взаимодействия страхователя и страховщика).
2.2.2. К категории иногородних граждан, имеющих право на
получение медицинской помощи по обязательному медицинскому
страхованию в г. Москве, относятся граждане, застрахованные по ОМС
вне территории г. Москвы: имеющие полис ОМС территории проживания
или не имеющие полиса ОМС по объективным причинам, а также дети в
возрасте до 6 месяцев, родители которых зарегистрированы вне
территории г. Москвы.
2.2.3. К категории пациентов, не идентифицированных по
объективным причинам (далее - неидентифицированные пациенты),
относятся:
- дети в возрасте до шести месяцев, не имеющие свидетельства о
рождении, один из родителей которых зарегистрирован по месту
жительства или месту пребывания в г. Москве (на срок свыше шести
месяцев);
- лица без определенного места жительства, в том числе дети в
возрасте до 14 лет, проходящие оформление в дом ребенка, в детский
дом или приемник;
- лица, обратившиеся или доставленные в больничное учреждение
для оказания скорой и неотложной медицинской помощи без полиса ОМС
и паспорта, срок госпитализации которых не превысил пяти суток;
- лица, нуждающиеся в неотложной амбулаторной помощи и не
идентифицированные в период ее оказания (при первичном лечебно -
диагностическом приеме и связанных с ним лечебно - диагностических
мероприятиях);
- лица, поступившие в медицинское учреждение без полиса ОМС и
паспорта в состоянии психического расстройства или нарушения
сознания и не идентифицированные в период лечения.
Глава 8 Московских правил устанавливает:
8.2. Гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому
страхованию в г. Москве, полисы выдаются страховыми организациями
по предъявлении паспорта и документа, подтверждающего регистрацию
в г. Москве по месту проживания/пребывания.
Лицам в возрасте до 14 лет полисы ОМС выдаются при предъявлении
свидетельства о рождении и документа, подтверждающего регистрацию
в г. Москве по месту жительства или пребывания одного из родителей
или опекунов.
Страховая медицинская организация не имеет права отказать в
выдаче полиса ОМС категориям граждан, указанным в п. 2.2.1
настоящих Правил.
В случае невозможности получения полиса ОМС гражданином лично
полис ОМС может быть получен другим лицом при предъявлении им:
- своего паспорта;
- личного заявления и паспорта гражданина, на имя которого
выдается полис ОМС, и документа, подтверждающею его регистрацию в
г. Москве.
8.3. Полисы ОМС по сроку действия могут быть постоянными и
временными.
8.4. Полисы ОМС постоянного действия выдаются:
- гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту
жительства (постоянную прописку) в г. Москве;
- гражданам СНГ при предъявлении документа о регистрации по
месту жительства в г. Москве;
- иностранным лицам и лицам без гражданства, постоянно
проживающим в Российской Федерации, имеющим вид на жительство в
Российской Федерации, при предъявлении документа о регистрации по
месту жительства в Российской Федерации.
8.5. Полисы временного действия выдаются:
- гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту
пребывания (временную прописку) в г. Москве на срок свыше 6
месяцев;
- гражданам, имеющим выданные Миграционной службой г. Москвы
удостоверения беженцев или вынужденных переселенцев,
зарегистрированным по месту пребывания в г. Москве. Срок действия
полисов ОМС, выданных этим категориям граждан, ограничен сроком
регистрации.
8.6. В случае оформления регистрации по месту жительства
(получения постоянной прописки) в г. Москве граждане Российской
Федерации имеют право обменять полис ОМС временного действия на
полис ОМС постоянного действия.
Таким образом, приведенные выше нормы ставят возможность
получения страхового полиса гражданином Российской Федерации в
зависимость от наличия у гражданина регистрации по месту
проживания или по месту пребывания, а также предусматривают
возможность выдачи временных полисов временного действия
гражданам, "имеющим регистрацию по месту пребывания".
Судебная коллегия приходит к выводу, что указанные нормы в
части, предусматривающей обязательность наличия у гражданина РФ
регистрации в городе Москве в качестве необходимого условия для
получения им полиса обязательного медицинского страхования и
возможность выдачи полисов временного действия, противоречат
федеральному закону.
В силу ч. 4 ст. 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан
Российской Федерации" обязательное медицинское страхование
распространяется на всех граждан Российской Федерации.
По Инструкции по ведению страхового медицинского полиса,
утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.01.92 N 41 в
редакции постановления Правительства от 11.10.93 N 1018, страховой
медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину
страховой медицинской организацией (п. 2). При изменении
постоянного места жительства неработающие граждане, в отношении
которых заключен договор обязательного медицинского страхования,
возвращают полученный полис с последующим получением другого
полиса по новому месту жительства (п. 7).
Ни Закон РФ "О медицинском страховании граждан Российской
Федерации", ни другие федеральные нормативные акты не
предусматривают регистрацию раздан по месту жительства или по
месту пребывания в качестве условия для их обязательного
медицинского страхования и выдачи им страхового полиса. Не
предусматривают федеральные нормативные акты и выдачу гражданам
полисов временного действия в связи с отсутствием у них
регистрации.
По смыслу Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации" сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не
порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может
служить основанием ограничения или условием реализации прав и
свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными
законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В п. 3 названной выше Инструкции предусмотрено, что в полисе
указываются: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, место работы,
социальное положение, адрес застрахованного, а также срок действия
договора. Из указанного положения нельзя сделать вывод, что
наличие в Инструкции указаний на данные об адресе застрахованного,
о сроке действия договора свидетельствует о том, что регистрация
граждан является необходимым условием для выдачи полиса и что
полис может быть временным.
Заявители просят признать недействительными положения пунктов
8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6 Правил, предусматривающих обязательность
наличия московской регистрации для получения полиса ОМС и
возможность выдачи полисов ОМС временного действия, указывая при
этом, что данные положения противоречат федеральному закону,
поскольку федеральным законодательством такие ограничения не
предусмотрены.
Доводы заявителей в этой части судебная коллегия также находит
обоснованными.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" медицинское
страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между
субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского
страхования выполняют обязательства по заключенному договору в
соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 4).
Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор
медицинского страхования или который заключил такой договор
самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой
медицинский полис находится на руках у застрахованного.
Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении
утверждаются Советом Министров Российской Федерации (в ред. Закона
РФ от 02.04.93 N 4741-1).
Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории
Российской Федерации, а также на территориях других государств, с
которыми Российская Федерация имеет соглашения о медицинском
страховании граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января
1992 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском
страховании граждан в РСФСР" (в ред. постановлений Правительства
РФ от 11.10.93 N 1018, от 29.03.94 N 251, от 11.09.98 N 1096)
утверждены: страховой медицинский полис обязательного медицинского
страхования граждан (форма 1); Инструкция по ведению страхового
медицинского полиса.
Согласно форме 1 страхового медицинского полиса обязательного
медицинского страхования граждан и п. 3 Инструкции по ведению
страхового медицинского полиса в полисе указываются: фамилия,
имя, отчество, пол, возраст, место работы, социальное положение,
адрес застрахованного, а также срок действия договора.
Указанные данные могут быть подтверждены соответствующими
документами, установленными законом.
Таким образом, принятые в связи с этим Правительством РФ
нормативные акты не предусматривают выдачу гражданам временного
страхового медицинского полиса из-за отсутствия у них регистрации.
Установление срока, по истечении которого гражданин обязан
покинуть место пребывания, является вмешательством органов
исполнительной власти и других органов регистрационного учета в
гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на
основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право
граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок
нахождения в том или ином месте временного пребывания определяется
самим гражданином. Его установление государственным органом
субъекта Российской Федерации по смыслу закона Российской
Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации" недопустима, поскольку означает ограничение
свободы волеизъявления при выборе места пребывания.
Судом установлено, что все заявители, кроме Филипповой П.Н.,
имеют регистрацию по месту пребывания в г. Москве и в
соответствии с вышеуказанными Правилами не имеют права на
получение постоянного страхового полиса, а следовательно, лишаются
права на получение медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию в объеме, предусмотренном Законом РФ
"О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Заявитель Филиппова П.Н., не имея регистрации, не имеет
страхового полиса, получает разовые направления для получения
медицинской помощи, в связи с чем ее права на своевременное
получение медицинской помощи также нарушаются.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а
в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку нормы глав 2 и 8.2 и 8 Правил обязательного
медицинского страхования населения г. Москвы, утвержденных
постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96,
противоречат федеральному законодательству и нарушают права
граждан, то они должны быть признаны недействительными и не
порождающими правовых последствий с момента издания.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении
изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации" в случае удовлетворения
заявления о признании противоречащим закону иного правового акта
(не являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд
признает этот акт недействительным и не порождающим правовых
последствий со дня его издания, а если закон, которому
противоречит правовой акт, вступил в силу (введен в действие)
после издания правового акта, - со дня вступления в силу
(введения в действие) закона.
Решение по делу о признании противоречащим закону нормативного
правового акта или сообщение о таком решении должно быть
опубликовано в средстве массовой информации, в котором был
опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать
в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской Федерации
"О средствах массовой информации").
Оспариваемое постановление было опубликовано в газете
"Тверская, 13", N 011 (11-17 марта 1999 г.) и "Вестнике Мэрии
Москвы" N 6, март 1999. На основании изложенного, руководствуясь
ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:
Жалобу Филипповой Павлины Николаевны, Яфисовой Аллы Зиновьевны,
Микаэляна Валерия Сумбаитовича, Яфисовой Зои Валерьевны, Микаэлян
Марины Валерьевны, Гукасовой Ашхен Аслановны, Калустовой Эммы
Константиновны, Симонян Галины Николаевны, Карапетяна Владимира
Месроповича, Карапетян Светланы Васильевны о признании
недействительными и не порождающими правовых последствий с момента
издания отдельных положений глав 2 и 8 Правил обязательного
медицинского страхования населения г. Москвы, утвержденных
постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96,
удовлетворить.
Признать недействительными и не порождающими правовых
последствий с момента издания положений глав 2 и 8 Правил
обязательного медицинского страхования населения г. Москвы,
утвержденных постановлением Правительства Москвы от 9 февраля
1999 г. N 96, в части, предусматривающей обязательность наличия у
гражданина московской регистрации по месту жительства или по месту
пребывания в качестве необходимого условия для получения им полиса
обязательного медицинского страхования; возможности выдачи
гражданам полисов обязательного медицинского страхования
временного действия.
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в
средстве массовой информации, в котором был опубликован данный
нормативный правовой акт, в газете "Тверская, 13" и в "Вестнике
Мэрии Москвы".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|