Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.08.2001 N 3-312/2001 О ЗАКОНЕ ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 16.06.99 N 24-62 "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В КВАРТИРАХ КОММУНАЛЬНОГО ЗАСЕЛЕНИЯ"

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
                      МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 6 августа 2001 г. N 3-312/2001
   
      Именем Российской Федерации
   
      Судебная коллегия по гражданским делам  Московского  городского
      суда в составе:
      председательствующего Курциньш С.Э.
      с участием прокурора Гнусенко О.Г.
      при секретаре Полищук Т.Н.,
   рассмотрев в   открытом  судебном  заседании  гражданское  дело  N
   3-312/2001 по  заявлению  Прокурора  города  Москвы  о   признании
   противоречащим  федеральному законодательству Закона города Москвы
   от 16.06.99 N 24-62 "Об особенностях приватизации жилых  помещений
   в квартирах коммунального заселения",
   
                              установила:
   
      Прокурор г.  Москвы  обратился  в  суд с заявлением о признании
   противоречащим федеральному законодательству Закона города  Москвы
   от  16.06.99 N 24-62 "Об особенностях приватизации жилых помещений
   в квартирах коммунального заселения".
      Прокурор Гнусенко   О.Г.   в   судебном   заседании  требования
   поддержала. Просила признать Закон города Москвы "Об  особенностях
   приватизации жилых  помещений в квартирах коммунального заселения"
   противоречащим федеральному законодательству,  указывая на то, что
   Федеральный закон  "О  приватизации  жилищного  фонда в Российской
   Федерации" не   содержит   особенностей    приватизации    квартир
   коммунального   заселения,   следовательно,   установление   таких
   особенностей в законе субъекта  будет  противоречить  федеральному
   законодательству.
      Представители Московской  городской  Думы   Филиппов   П.А.   и
   Короткова Д.Э.   в  судебном  заседании  требования  Прокурора  не
   признали.
      Представитель Мэра Москвы Рослова О.В. с требованиями Прокурора
   г. Москвы не согласилась.
      Выслушав объяснения  сторон,  исследовав  письменные  материалы
   дела,  выслушав заключение  Прокурора,  полагавшего  удовлетворить
   заявление в  полном  объеме,  судебная коллегия приходит к выводу,
   что заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
     В соответствии  со ст.  13 ГК Российской Федерации ненормативный
   акт государственного органа или органа местного самоуправления,  а
   в случаях, предусмотренных  законом,  также  нормативный  акт,  не
   соответствующие закону  или  иным  правовым  актам  и   нарушающие
   гражданские  права  и  охраняемые  законом интересы гражданина или
   юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
      В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
   правовые   акты   субъектов   Российской   Федерации   не    могут
   противоречить  федеральным законам,  принятым по предметам ведения
   Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
   Федерации и субъектов Российской Федерации.  В случае противоречия
   между федеральным законом и иными актами,  изданными в  Российской
   Федерации, действует федеральный закон.
      Московской городской Думой  16  июня  1999  года  принят  Закон
   города   Москвы   N  24-62  "Об  особенностях  приватизации  жилых
   помещений  в  квартирах  коммунального  заселения",  в   преамбуле
   которого   устанавливается,   что   Закон  определяет  особенности
   приватизации жилых помещений, принадлежащих на праве собственности
   городу  Москве и предоставленных гражданам по договору социального
   найма в квартирах коммунального заселения,  а также меры по защите
   прав  и  интересов собственников и пользователей жилых помещений в
   этих квартирах.
      Приватизация государственного и муниципального имущества - один
   из способов приобретения имущества в собственность.
      Так, ст.  217 ГК РФ установлено,  что имущество,  находящееся в
   государственной  или  муниципальной  собственности,   может   быть
   передано  его  собственником в собственность граждан и юридических
   лиц   в   порядке,   предусмотренном   законами   о   приватизации
   государственного и муниципального имущества.
      При приватизации государственного  и  муниципального  имущества
   предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок
   приобретения и прекращения права собственности,  применяются, если
   законами о приватизации не предусмотрено иное.
      Основные принципы осуществления приватизации государственного и
   муниципального  жилищного фонда на территории Российской Федерации
   установлены Законом Российской Федерации от 04.07.91 N  1541-1  "О
   приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
      Статья 1 Закона Российской Федерации от 04.07.91  N  1541-1  "О
   приватизации  жилищного  фонда в Российской Федерации" (в редакции
   Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1;  Федеральных законов от 11.08.94 N
   26-ФЗ, от 28.03.98 N 50-ФЗ,  от 01.05.99 N 88-ФЗ,  от 15.05.2001 N
   54-ФЗ) устанавливает, что приватизация жилья - бесплатная передача
   в  собственность  граждан  Российской  Федерации  на  добровольной
   основе  занимаемых  ими  жилых  помещений  в   государственном   и
   муниципальном жилищном фонде,  а для граждан Российской Федерации,
   забронировавших   занимаемые   жилые   помещения,   -   по   месту
   бронирования жилых помещений.
      Закон города  Москвы  "Об   особенностях   приватизации   жилых
   помещений   в  квартирах  коммунального  заселения"  устанавливает
   особенности приватизации квартир  коммунального  заселения,  тогда
   как  федеральный  закон  таких особенностей не установил,  имеется
   лишь  общий  порядок  приватизации  жилищного   фонда   Российской
   Федерации.
      В постановлении Конституционного Суда Российской  Федерации  от
   03.11.98  N  25-П  по  делу о проверке конституционности отдельных
   положений статьи 4 Закона  Российской  Федерации  "О  приватизации
   жилищного  фонда  в  Российской  Федерации"  в  связи  с запросами
   Волгоградской  областной   Думы,   Дмитровского   районного   суда
   Московской  области  и жалобой В.А.  Мостипанова указывается,  что
   предоставляемые  государственными   и   муниципальными   жилищными
   органами  жилые  помещения  в коммунальных квартирах и в отдельных
   квартирах,  несмотря  на  определенные  объективные  отличия,   по
   сущностным   правовым   признакам   не  различаются,  поскольку  в
   отношении них действуют единые основания  предоставления  жилья  и
   они  имеют  общий правовой режим.  Следовательно,  применительно к
   этим жилым помещениям  отсутствуют  и  объективные  основания  для
   установления различий в праве на их приватизацию,  в том числе для
   введения общего правила, запрещающего приватизацию жилых помещений
   в  коммунальных квартирах (часть первая статьи 4 Закона Российской
   Федерации   "О   приватизации   жилищного   фонда   в   Российской
   Федерации").  Такой  запрет  фактически  означает  законодательное
   закрепление неравенства прав граждан в зависимости от  условий  их
   проживания,  что  противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции
   Российской  Федерации,  провозглашающей  равенство  граждан  перед
   законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
      Таким образом,  установление Законом города Москвы особенностей
   приватизации  квартир  коммунального заселения противоречит Закону
   Российской Федерации  от  04.07.91  N   1541-1   "О   приватизации
   жилищного фонда в Российской Федерации".
      То обстоятельство,  что  Закон  города  Москвы  N   24-62   "Об
   особенностях    приватизации    жилых    помещений   в   квартирах
   коммунального  заселения"  содержит   положения,   устанавливающие
   особенности   приватизации   квартир   коммунального  заселения  и
   противоречащие   федеральному   законодательству,   подтверждается
   содержанием его норм, которые взаимосвязаны друг с другом.
      Частью 1 п. 3 ст. 6 Закона города Москвы предусматривается, что
   сделки,  в результате которых вселение граждан в жилые помещения в
   квартире  коммунального   заселения   приводит   к   значительному
   ухудшению  условий  проживания  собственников  и/или пользователей
   других жилых помещений данной квартиры,  могут быть признаны судом
   недействительными по иску указанных лиц.
      Часть 2 ст.  6 устанавливает, что сделки с жилыми помещениями в
   квартирах  коммунального заселения,  приводящие к вселению в жилое
   помещение граждан,  проживание которых  в  квартире  коммунального
   заселения не допускается действующим законодательством, могут быть
   признаны  судом  недействительными  по  иску  собственников  и/или
   пользователей   других   жилых   помещений   в   данной   квартире
   коммунального заселения.
      Основания к  признанию  сделок  недействительными  содержатся в
   параграфе 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
      Оснований к    признанию    сделки    недействительной    ввиду
   значительного ухудшения  условий  проживания  собственников  и/или
   пользователей  других  жилых помещений,  вселения лиц,  проживание
   которых  в  квартире  коммунального  заселения   не   допускается,
   Гражданский кодекс не содержит.
      В силу п.  "о" ст.  71 Конституции Российской Федерации и п.  1
   ст.  3  ГК  РФ  гражданское  законодательство  находится в ведении
   Российской Федерации.
      Поскольку часть  1  п.  3 ст.  6 и часть 2 ст.  6 Закона города
   Москвы  содержат  нормы,  устанавливающие  основания  к  признанию
   сделки  с  жилым  помещением недействительной,  не предусмотренные
   действующим федеральным законодательством, то такое установление в
   положениях   закона  субъекта  Российской  Федерации  противоречит
   федеральному законодательству.
      Часть 2 п.  1 ст.  2 в перечне не подлежащих приватизации жилых
   помещений  устанавливает,  что  не  подлежат  приватизации   жилые
   помещения,  признанные  в  установленном  порядке непригодными для
   постоянного проживания. Данное положение противоречит ст. 4 Закона
   РФ  "О  приватизации  жилищного фонда в Российской Федерации",  не
   предусматривающей такого исключения.
      С доводами  представителя Московской городской Думы о том,  что
   федеральный  закон  устанавливает  запрет  на  приватизацию  жилых
   помещений,   находящихся   в  аварийном  состоянии,  а  помещения,
   непригодные   для   проживания,   также    являются    аварийными,
   следовательно,   московский  закон  не  содержит  противоречий  по
   отношению к федеральному законодательству, согласиться нельзя.
      Так, основания   к   признанию   жилых   помещений   аварийными
   содержатся в Положении,  утвержденном постановлением Правительства
   Москвы от  26.08.97  N  643  "О  порядке признания жилых помещений
   (домов)  аварийными  в  г.  Москве",  в  котором   устанавливается
   следующее:
      1.2. Жилые помещения (дома)  признаются  аварийными  в  случае,
   если  их  техническое состояние определяется как состояние крайней
   степени  непригодности  для  проживания   (грозит   обрушением   и
   представляет угрозу жизни для проживающих граждан) и соответствует
   методике   определения    аварийности    строений,    утвержденной
   Правительством Москвы.
      Проведение обследования технического состояния жилых  помещений
   (домов),  а  также  признание  их  в  крайней степени непригодными
   (аварийными) для проживания производится в  порядке,  определяемом
   Правительством   Москвы   на   основании   федерального  жилищного
   законодательства и иных нормативных актов Правительства Российской
   Федерации, а также настоящим Положением.
      2.1. Основанием признания жилых  помещений  (домов)  аварийными
   является    техническое   состояние   жилых   помещений   (домов),
   определяемое проектно -  изыскательскими  организациями,  имеющими
   лицензию   на  проведение  соответствующих  работ,  как  состояние
   крайней степени непригодности для дальнейшего  проживания  (грозит
   обрушением и представляет угрозу жизни для проживающих граждан).
      2.2. Основанием для рассмотрения  вопроса  на  межведомственной
   комиссии  о  признании жилых помещений (домов) аварийными является
   акт  обследования  (заключение)  технического   состояния   жилого
   помещения (дома)  проектно  - изыскательской организации,  имеющей
   лицензию на проведение соответствующих работ.
      Основания к отнесению  жилых помещений к  категории непригодных
   для   проживания   установлены   приказом   Министра   жилищно   -
   коммунального хозяйства  РСФСР от  05.11.85 N  529 об  утверждении
   Положения по  оценке непригодности  жилых домов  и жилых помещений
   государственного и общественного  жилищного фонда для  постоянного
   проживания, в котором устанавливается следующее:
      2.1. Жилые  дома  независимо от группы их капитальности и жилые
   помещения  относятся  к  категории  непригодных  для   постоянного
   проживания   с  учетом  физического  износа,  повреждений  несущих
   конструкций,   недостатков   планировки   и   уровня   внутреннего
   благоустройства, а также санитарных требований.
      2.2. К  непригодным  для  постоянного  проживания  жилым  домам
   относятся:
      - каменные дома с физическим износом свыше 70%;
      - деревянные  дома  и дома со стенами из местных материалов,  а
   также мансарды с физическим износом свыше 65%.
      2.3. Независимо   от  условий  по  п.  2.2  к  непригодным  для
   проживания относятся жилые дома:
      а) расположенные   в  пределах  санитарно - защитных,  пожаро-,
   взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных
   сетей и других зонах с особыми условиями,  запрещенных к застройке
   СНиП П-60-75;
      б) расположенные  в  опасных  зонах  отвалов  породы  угольных,
   сланцевых шахт и обогатительных фабрик;  зонах  оползней,  селевых
   потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации
   зданий; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;
      в) жилые    дома,    получившие    повреждения   в   результате
   землетрясений,  просадок,  неравномерных  осадок и т.п.,  если эти
   повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным
   обеспечением требований СНиП к жилым зданиям  для  особых  условий
   строительства и эксплуатации;
      г) бараки,  которыми следует считать одно-,  двухэтажное  жилое
   строение,  предназначенное  для  временного  проживания,  с  общей
   кухней и санитарным узлом,  как правило,  деревянное, рассчитанное
   на короткий срок службы - 10-20 лет.
   
      Примечание. Строения  этого типа,  претерпевшие реконструкцию в
   части планировки и ставшие пригодными для посемейного заселения, а
   также  жилые  здания  из  сборно  -  щитовых и каркасно - засыпных
   конструкций квартирного типа следует относить  к  малоценному,  но
   жилому  фонду.  Непригодность  последних  устанавливается  в общем
   порядке согласно настоящему Положению;
   
      д) при   возникновении   угрозы  аварии  (обрушения)  здания  в
   результате  достижения  предельного  физического  износа   несущих
   строительных   конструкций   (деформаций,   повреждений,  снижения
   прочности и несущей способности) или деформации основания здания;
      е) после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, если
   проведение  восстановительных  работ  технически  невозможно   или
   нецелесообразно с экономической точки зрения;
      ж) в случае невозможности организации  обслуживания  жителей  и
   технической эксплуатации здания.
      2.4. К  непригодным для постоянного проживания жилым помещениям
   следует относить:
      а) жилые  помещения  при  нахождении в жилых домах предприятий,
   учреждений и оборудования, запрещенных СНиП П-Л.1-71, эксплуатация
   которых   приводит  к  возникновению  в  данных  жилых  помещениях
   вибрации,  шумов,  превышающих  нормы,  а  также   к   загрязнению
   территории  и воздуха жилой застройки или к возникновению пожарной
   опасности - в том случае, если не представляется возможным вывести
   указанные производства из здания;
      б) жилые помещения в жилых домах,  признанных непригодными  для
   проживания;
      в) жилые  помещения,  имеющие  дефекты  планировки   и   уровня
   внутреннего  благоустройства по утвержденному настоящим Положением
   перечню (приложение 1);
      г) жилые  помещения,  санитарно - гигиенические условия которых
   не отвечают  показателям  по  утвержденному  настоящим  Положением
   перечню (приложение 2);
      д) жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в случае
   угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки,
   ригеля, колонны, простенки, панели и т.п.).
      2.5. Вопрос  о  непригодности для постоянного проживания жилого
   дома,  в котором часть жилых помещений  является  непригодной  для
   постоянного проживания, следует решать  в индивидуальном порядке с
   учетом конкретных обстоятельств (размер и характер  полноценной  и
   неполноценной  площади,  физический  износ  конструкций  и  дома в
   целом,  размер  затрат   на   модернизацию   здания,   возможность
   обеспечения нормальных условий проживания для неотселенных жителей
   и т.п.).
      Таким образом,    круг    оснований   для   признания   квартир
   непригодными для проживания  значительно  шире,  чем  основания  к
   признанию жилых помещений аварийными,  следовательно, установление
   в ч.  2 п.  1 ст.  2 Закона города Москвы запрета на  приватизацию
   более  широкого  круга жилых помещений - квартир,  непригодных для
   проживания, противоречит федеральному законодательству.
      Ч. 3 ст. 4 в части указания на необходимость получения согласия
   органов  опеки   и   попечительства   на   совершение   сделок   с
   приватизированными  жилыми  помещениями  в квартирах коммунального
   заселения,  если в них проживают не полностью  дееспособные  лица,
   также противоречит гражданскому законодательству.
      Гражданский кодекс содержит определение дееспособности  граждан
   (ст.  21  ГК  РФ),  понятие  дееспособности  несовершеннолетних  в
   возрасте от четырнадцати до  восемнадцати  лет  (ст.  26  ГК  РФ),
   понятие дееспособности малолетних (ст.  28 ГК РФ),  недееспособных
   граждан (ст.  29 ГК РФ) и основания к  ограничению  дееспособности
   гражданина   (ст.  30  ГК  РФ),  гражданское  законодательство  не
   содержит понятия не  полностью  дееспособных,  не  предусматривает
   возможности ограничения указанной категории лиц в их правах.
      П. 2  ст.  7  устанавливается,  что  город  вправе  реализовать
   преимущественное   право   покупки  с  целью  расселения  квартиры
   коммунального заселения в порядке, установленном законодательством
   города  Москвы,  при  отказе  собственников иных жилых помещений в
   квартире коммунального заселения от  реализации  преимущественного
   права покупки.
      Часть 1 п.  1 ст. 250 ГК РФ устанавливает, что при продаже доли
   в  праве общей собственности постороннему лицу остальные участники
   долевой  собственности  имеют   преимущественное   право   покупки
   продаваемой  доли по цене,  за которую она продается,  и на прочих
   равных условиях, кроме случаев продажи с публичных торгов.
      Из приведенного  положения следует,  что преимущественное право
   покупки   возникает   лишь   у   остальных   участников    долевой
   собственности,  иные  покупатели относятся к посторонним лицам,  у
   которых право на покупку доли возникает  только  в  случае  отказа
   остальных  участников  долевой  собственности от реализации своего
   преимущественного права.
      Суд не  может  согласиться  с доводами представителя Московской
   городской Думы о том, что данная норма подразумевала, что у города
   право  преимущественной  покупки  возникает только в случае,  если
   город имеет долю в квартире коммунального заселения.
      П. 2  ст.  7  предусматривает  право города на преимущественное
   право покупки с целью расселения квартиры коммунального заселения.
   В указанном положении не содержится ссылки на то,  что город имеет
   право на преимущественное право покупки только в случае,  если  он
   является участником общей собственности.
      Из буквального толкования п.  2 ст.  7  следует,  что  продавец
   должен   предложить   приобрести   долю  иным  участникам  долевой
   собственности,  затем  городу,  а  лишь   потом   вправе   продать
   постороннему лицу.  Такой вывод подтверждается и содержанием п.  4
   ст.  7,  в котором указывается, что собственник жилого помещения в
   квартире  коммунального заселения вправе продать принадлежащее ему
   жилое помещение и долю в праве общей собственности на места общего
   пользования  квартиры  коммунального  заселения любому лицу,  если
   предварительно он обратился к иным собственникам жилых помещений в
   этой  квартире,  перечисленным  в части 1 и 2 настоящей статьи,  с
   письменным  предложением  о  покупке  ими  у  него  вышеназванного
   имущества.
      В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены
   на основании Федерального закона и только в той мере,  в какой это
   необходимо  в   целях   защиты   основ   конституционного   строя,
   нравственности,  здоровья,  прав  и законных интересов других лиц,
   обеспечения обороны страны и безопасности государства.
      В связи с чем суд приходит к выводу,  что содержание п. 2 ст. 7
   и п. 4 ст. 7 Закона города Москвы противоречит нормам Гражданского
   кодекса Российской Федерации.
      На основании изложенного суд пришел к выводу о том,  что  Закон
   города  Москвы  от  16.06.99 N 24-62 "Об особенностях приватизации
   жилых помещений в квартирах коммунального заселения"  противоречит
   федеральному   законодательству,   незаконно   ограничивает  права
   граждан на приватизацию квартир коммунального заселения на  равных
   началах   приватизации   жилых  помещений,  установленных  Законом
   Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в  Российской
   Федерации",  а  поэтому  должен  быть  признан  недействующим и не
   подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
      На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
   судебная коллегия
   
                                решила:
   
      Заявление о     признании      противоречащим      федеральному
   законодательству Закона  города  Москвы  от  16.06.99  N 24-62 "Об
   особенностях   приватизации   жилых    помещений    в    квартирах
   коммунального заселения" удовлетворить.
      Закон города  Москвы  от  16.06.99  N  24-62  "Об  особенностях
   приватизации  жилых помещений в квартирах коммунального заселения"
   признать     противоречащим     федеральному     законодательству,
   недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения
   в законную силу.
      Решение должно    быть   опубликовано   в   средстве   массовой
   информации,  в котором был опубликован данный нормативный правовой
   акт.
      Решение может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд   Российской
   Федерации в течение 10 дней.
   
                                                 Председательствующий
                                                                Судья
                                                            Секретарь
   
                                     Решение вступило в законную силу
                                                    2 октября 2001 г.
   
                                                                Судья
                                                            Секретарь
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz