СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2001 г. N 3-312/2001
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Курциньш С.Э.
с участием прокурора Гнусенко О.Г.
при секретаре Полищук Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-312/2001 по заявлению Прокурора города Москвы о признании
противоречащим федеральному законодательству Закона города Москвы
от 16.06.99 N 24-62 "Об особенностях приватизации жилых помещений
в квартирах коммунального заселения",
установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащим федеральному законодательству Закона города Москвы
от 16.06.99 N 24-62 "Об особенностях приватизации жилых помещений
в квартирах коммунального заселения".
Прокурор Гнусенко О.Г. в судебном заседании требования
поддержала. Просила признать Закон города Москвы "Об особенностях
приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения"
противоречащим федеральному законодательству, указывая на то, что
Федеральный закон "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации" не содержит особенностей приватизации квартир
коммунального заселения, следовательно, установление таких
особенностей в законе субъекта будет противоречить федеральному
законодательству.
Представители Московской городской Думы Филиппов П.А. и
Короткова Д.Э. в судебном заседании требования Прокурора не
признали.
Представитель Мэра Москвы Рослова О.В. с требованиями Прокурора
г. Москвы не согласилась.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы
дела, выслушав заключение Прокурора, полагавшего удовлетворить
заявление в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу,
что заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а
в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
Московской городской Думой 16 июня 1999 года принят Закон
города Москвы N 24-62 "Об особенностях приватизации жилых
помещений в квартирах коммунального заселения", в преамбуле
которого устанавливается, что Закон определяет особенности
приватизации жилых помещений, принадлежащих на праве собственности
городу Москве и предоставленных гражданам по договору социального
найма в квартирах коммунального заселения, а также меры по защите
прав и интересов собственников и пользователей жилых помещений в
этих квартирах.
Приватизация государственного и муниципального имущества - один
из способов приобретения имущества в собственность.
Так, ст. 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в
государственной или муниципальной собственности, может быть
передано его собственником в собственность граждан и юридических
лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации
государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества
предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок
приобретения и прекращения права собственности, применяются, если
законами о приватизации не предусмотрено иное.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и
муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации
установлены Законом Российской Федерации от 04.07.91 N 1541-1 "О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Статья 1 Закона Российской Федерации от 04.07.91 N 1541-1 "О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции
Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.94 N
26-ФЗ, от 28.03.98 N 50-ФЗ, от 01.05.99 N 88-ФЗ, от 15.05.2001 N
54-ФЗ) устанавливает, что приватизация жилья - бесплатная передача
в собственность граждан Российской Федерации на добровольной
основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и
муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации,
забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту
бронирования жилых помещений.
Закон города Москвы "Об особенностях приватизации жилых
помещений в квартирах коммунального заселения" устанавливает
особенности приватизации квартир коммунального заселения, тогда
как федеральный закон таких особенностей не установил, имеется
лишь общий порядок приватизации жилищного фонда Российской
Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
03.11.98 N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных
положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с запросами
Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда
Московской области и жалобой В.А. Мостипанова указывается, что
предоставляемые государственными и муниципальными жилищными
органами жилые помещения в коммунальных квартирах и в отдельных
квартирах, несмотря на определенные объективные отличия, по
сущностным правовым признакам не различаются, поскольку в
отношении них действуют единые основания предоставления жилья и
они имеют общий правовой режим. Следовательно, применительно к
этим жилым помещениям отсутствуют и объективные основания для
установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для
введения общего правила, запрещающего приватизацию жилых помещений
в коммунальных квартирах (часть первая статьи 4 Закона Российской
Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации"). Такой запрет фактически означает законодательное
закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их
проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции
Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед
законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Таким образом, установление Законом города Москвы особенностей
приватизации квартир коммунального заселения противоречит Закону
Российской Федерации от 04.07.91 N 1541-1 "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации".
То обстоятельство, что Закон города Москвы N 24-62 "Об
особенностях приватизации жилых помещений в квартирах
коммунального заселения" содержит положения, устанавливающие
особенности приватизации квартир коммунального заселения и
противоречащие федеральному законодательству, подтверждается
содержанием его норм, которые взаимосвязаны друг с другом.
Частью 1 п. 3 ст. 6 Закона города Москвы предусматривается, что
сделки, в результате которых вселение граждан в жилые помещения в
квартире коммунального заселения приводит к значительному
ухудшению условий проживания собственников и/или пользователей
других жилых помещений данной квартиры, могут быть признаны судом
недействительными по иску указанных лиц.
Часть 2 ст. 6 устанавливает, что сделки с жилыми помещениями в
квартирах коммунального заселения, приводящие к вселению в жилое
помещение граждан, проживание которых в квартире коммунального
заселения не допускается действующим законодательством, могут быть
признаны судом недействительными по иску собственников и/или
пользователей других жилых помещений в данной квартире
коммунального заселения.
Основания к признанию сделок недействительными содержатся в
параграфе 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оснований к признанию сделки недействительной ввиду
значительного ухудшения условий проживания собственников и/или
пользователей других жилых помещений, вселения лиц, проживание
которых в квартире коммунального заселения не допускается,
Гражданский кодекс не содержит.
В силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации и п. 1
ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении
Российской Федерации.
Поскольку часть 1 п. 3 ст. 6 и часть 2 ст. 6 Закона города
Москвы содержат нормы, устанавливающие основания к признанию
сделки с жилым помещением недействительной, не предусмотренные
действующим федеральным законодательством, то такое установление в
положениях закона субъекта Российской Федерации противоречит
федеральному законодательству.
Часть 2 п. 1 ст. 2 в перечне не подлежащих приватизации жилых
помещений устанавливает, что не подлежат приватизации жилые
помещения, признанные в установленном порядке непригодными для
постоянного проживания. Данное положение противоречит ст. 4 Закона
РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не
предусматривающей такого исключения.
С доводами представителя Московской городской Думы о том, что
федеральный закон устанавливает запрет на приватизацию жилых
помещений, находящихся в аварийном состоянии, а помещения,
непригодные для проживания, также являются аварийными,
следовательно, московский закон не содержит противоречий по
отношению к федеральному законодательству, согласиться нельзя.
Так, основания к признанию жилых помещений аварийными
содержатся в Положении, утвержденном постановлением Правительства
Москвы от 26.08.97 N 643 "О порядке признания жилых помещений
(домов) аварийными в г. Москве", в котором устанавливается
следующее:
1.2. Жилые помещения (дома) признаются аварийными в случае,
если их техническое состояние определяется как состояние крайней
степени непригодности для проживания (грозит обрушением и
представляет угрозу жизни для проживающих граждан) и соответствует
методике определения аварийности строений, утвержденной
Правительством Москвы.
Проведение обследования технического состояния жилых помещений
(домов), а также признание их в крайней степени непригодными
(аварийными) для проживания производится в порядке, определяемом
Правительством Москвы на основании федерального жилищного
законодательства и иных нормативных актов Правительства Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
2.1. Основанием признания жилых помещений (домов) аварийными
является техническое состояние жилых помещений (домов),
определяемое проектно - изыскательскими организациями, имеющими
лицензию на проведение соответствующих работ, как состояние
крайней степени непригодности для дальнейшего проживания (грозит
обрушением и представляет угрозу жизни для проживающих граждан).
2.2. Основанием для рассмотрения вопроса на межведомственной
комиссии о признании жилых помещений (домов) аварийными является
акт обследования (заключение) технического состояния жилого
помещения (дома) проектно - изыскательской организации, имеющей
лицензию на проведение соответствующих работ.
Основания к отнесению жилых помещений к категории непригодных
для проживания установлены приказом Министра жилищно -
коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.85 N 529 об утверждении
Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений
государственного и общественного жилищного фонда для постоянного
проживания, в котором устанавливается следующее:
2.1. Жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые
помещения относятся к категории непригодных для постоянного
проживания с учетом физического износа, повреждений несущих
конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего
благоустройства, а также санитарных требований.
2.2. К непригодным для постоянного проживания жилым домам
относятся:
- каменные дома с физическим износом свыше 70%;
- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а
также мансарды с физическим износом свыше 65%.
2.3. Независимо от условий по п. 2.2 к непригодным для
проживания относятся жилые дома:
а) расположенные в пределах санитарно - защитных, пожаро-,
взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных
сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке
СНиП П-60-75;
б) расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных,
сланцевых шахт и обогатительных фабрик; зонах оползней, селевых
потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации
зданий; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;
в) жилые дома, получившие повреждения в результате
землетрясений, просадок, неравномерных осадок и т.п., если эти
повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным
обеспечением требований СНиП к жилым зданиям для особых условий
строительства и эксплуатации;
г) бараки, которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое
строение, предназначенное для временного проживания, с общей
кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное
на короткий срок службы - 10-20 лет.
Примечание. Строения этого типа, претерпевшие реконструкцию в
части планировки и ставшие пригодными для посемейного заселения, а
также жилые здания из сборно - щитовых и каркасно - засыпных
конструкций квартирного типа следует относить к малоценному, но
жилому фонду. Непригодность последних устанавливается в общем
порядке согласно настоящему Положению;
д) при возникновении угрозы аварии (обрушения) здания в
результате достижения предельного физического износа несущих
строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения
прочности и несущей способности) или деформации основания здания;
е) после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, если
проведение восстановительных работ технически невозможно или
нецелесообразно с экономической точки зрения;
ж) в случае невозможности организации обслуживания жителей и
технической эксплуатации здания.
2.4. К непригодным для постоянного проживания жилым помещениям
следует относить:
а) жилые помещения при нахождении в жилых домах предприятий,
учреждений и оборудования, запрещенных СНиП П-Л.1-71, эксплуатация
которых приводит к возникновению в данных жилых помещениях
вибрации, шумов, превышающих нормы, а также к загрязнению
территории и воздуха жилой застройки или к возникновению пожарной
опасности - в том случае, если не представляется возможным вывести
указанные производства из здания;
б) жилые помещения в жилых домах, признанных непригодными для
проживания;
в) жилые помещения, имеющие дефекты планировки и уровня
внутреннего благоустройства по утвержденному настоящим Положением
перечню (приложение 1);
г) жилые помещения, санитарно - гигиенические условия которых
не отвечают показателям по утвержденному настоящим Положением
перечню (приложение 2);
д) жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в случае
угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки,
ригеля, колонны, простенки, панели и т.п.).
2.5. Вопрос о непригодности для постоянного проживания жилого
дома, в котором часть жилых помещений является непригодной для
постоянного проживания, следует решать в индивидуальном порядке с
учетом конкретных обстоятельств (размер и характер полноценной и
неполноценной площади, физический износ конструкций и дома в
целом, размер затрат на модернизацию здания, возможность
обеспечения нормальных условий проживания для неотселенных жителей
и т.п.).
Таким образом, круг оснований для признания квартир
непригодными для проживания значительно шире, чем основания к
признанию жилых помещений аварийными, следовательно, установление
в ч. 2 п. 1 ст. 2 Закона города Москвы запрета на приватизацию
более широкого круга жилых помещений - квартир, непригодных для
проживания, противоречит федеральному законодательству.
Ч. 3 ст. 4 в части указания на необходимость получения согласия
органов опеки и попечительства на совершение сделок с
приватизированными жилыми помещениями в квартирах коммунального
заселения, если в них проживают не полностью дееспособные лица,
также противоречит гражданскому законодательству.
Гражданский кодекс содержит определение дееспособности граждан
(ст. 21 ГК РФ), понятие дееспособности несовершеннолетних в
возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26 ГК РФ),
понятие дееспособности малолетних (ст. 28 ГК РФ), недееспособных
граждан (ст. 29 ГК РФ) и основания к ограничению дееспособности
гражданина (ст. 30 ГК РФ), гражданское законодательство не
содержит понятия не полностью дееспособных, не предусматривает
возможности ограничения указанной категории лиц в их правах.
П. 2 ст. 7 устанавливается, что город вправе реализовать
преимущественное право покупки с целью расселения квартиры
коммунального заселения в порядке, установленном законодательством
города Москвы, при отказе собственников иных жилых помещений в
квартире коммунального заселения от реализации преимущественного
права покупки.
Часть 1 п. 1 ст. 250 ГК РФ устанавливает, что при продаже доли
в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники
долевой собственности имеют преимущественное право покупки
продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих
равных условиях, кроме случаев продажи с публичных торгов.
Из приведенного положения следует, что преимущественное право
покупки возникает лишь у остальных участников долевой
собственности, иные покупатели относятся к посторонним лицам, у
которых право на покупку доли возникает только в случае отказа
остальных участников долевой собственности от реализации своего
преимущественного права.
Суд не может согласиться с доводами представителя Московской
городской Думы о том, что данная норма подразумевала, что у города
право преимущественной покупки возникает только в случае, если
город имеет долю в квартире коммунального заселения.
П. 2 ст. 7 предусматривает право города на преимущественное
право покупки с целью расселения квартиры коммунального заселения.
В указанном положении не содержится ссылки на то, что город имеет
право на преимущественное право покупки только в случае, если он
является участником общей собственности.
Из буквального толкования п. 2 ст. 7 следует, что продавец
должен предложить приобрести долю иным участникам долевой
собственности, затем городу, а лишь потом вправе продать
постороннему лицу. Такой вывод подтверждается и содержанием п. 4
ст. 7, в котором указывается, что собственник жилого помещения в
квартире коммунального заселения вправе продать принадлежащее ему
жилое помещение и долю в праве общей собственности на места общего
пользования квартиры коммунального заселения любому лицу, если
предварительно он обратился к иным собственникам жилых помещений в
этой квартире, перечисленным в части 1 и 2 настоящей статьи, с
письменным предложением о покупке ими у него вышеназванного
имущества.
В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены
на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с чем суд приходит к выводу, что содержание п. 2 ст. 7
и п. 4 ст. 7 Закона города Москвы противоречит нормам Гражданского
кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что Закон
города Москвы от 16.06.99 N 24-62 "Об особенностях приватизации
жилых помещений в квартирах коммунального заселения" противоречит
федеральному законодательству, незаконно ограничивает права
граждан на приватизацию квартир коммунального заселения на равных
началах приватизации жилых помещений, установленных Законом
Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации", а поэтому должен быть признан недействующим и не
подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
судебная коллегия
решила:
Заявление о признании противоречащим федеральному
законодательству Закона города Москвы от 16.06.99 N 24-62 "Об
особенностях приватизации жилых помещений в квартирах
коммунального заселения" удовлетворить.
Закон города Москвы от 16.06.99 N 24-62 "Об особенностях
приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения"
признать противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения
в законную силу.
Решение должно быть опубликовано в средстве массовой
информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой
акт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий
Судья
Секретарь
Решение вступило в законную силу
2 октября 2001 г.
Судья
Секретарь
|