МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2001 года
Дело N 3-361/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Е.,
с участием прокурора Г.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-
361/2001 по заявлению МГАО "Промжелдортранс" о признании
недействительным распоряжения Мэра Москвы N 90-РМ от 26.01.2000,
установила:
Распоряжением Мэра Москвы N 90-РМ от 26.01.2000 "О
лицензировании перевозочной и транспортно-эксплуатационной
деятельности на подъездных железнодорожных путях, не входящих в
систему федерального железнодорожного транспорта на территории
города Москвы" утверждено Положение о лицензировании перевозочной
и транспортно-эксплуатационной деятельности на подъездных
железнодорожных путях, не входящих в систему федерального
железнодорожного транспорта, на территории города Москвы
(приложение 1).
МГАО "Промжелдортранс" обратилось в суд с заявлением о
признании данного распоряжения недействительным и не порождающим
правовых последствий со дня его издания, ссылаясь на то, что оно
противоречит федеральному законодательству.
Представители Мэра Москвы с заявлением не согласны, считая его
необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, заключение
прокурора, полагавшего удовлетворить заявление, судебная коллегия
находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК Российской Федерации нормативный акт
государственного органа, не соответствующий закону или иным
правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом
интересы граждан или юридических лиц, может быть признан судом
недействительным.
Согласно ст. 71 пп. "ж" и "о" Конституции ГК Российской
Федерации установление правовых основ единого рынка и гражданское
законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 ГК Российской Федерации право
юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой
необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой
лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении
срока ее действия, если иное не установлено законом или иными
правовыми актами.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных
видов деятельности" от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 26.11.1998 N 178-ФЗ, от 22.12.1999 N 215-
ФЗ, от 22.12.1999 N 216-ФЗ, от 12.05.2000 N 69-ФЗ, от 29.12.2000 N
169-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с
осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и
направлен на обеспечение единой государственной политики при
осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав
граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья,
обеспечения обороны страны и безопасности государства, также на
установление правовых основ единого рынка.
В силу ст. 3 этого же Закона основными принципами осуществления
лицензирования являются обеспечение единого экономического
пространства на территории Российской Федерации, утверждение
единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка
лицензирования на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных
видов деятельности" от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ в целях
обеспечения единства экономического пространства на территории
Российской Федерации Правительство Российской Федерации в
соответствии с определенными Президентом Российской Федерации
основными направлениями внутренней политики государства:
утверждает положения о лицензировании конкретных видов
деятельности;
определяет федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
устанавливает виды деятельности, лицензирование которых
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются
лицензии, дан в статье 17 настоящего Федерального закона. Этот
перечень неполный. По названной правовой норме, лицензированию
подлежат другие (кроме перечисленных в ст. 17 Федерального закона)
виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено
вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего
Федерального закона иными федеральными законами.
Согласно ст. 17 Закона перевозочная и транспортно-
эксплуатационная деятельность на подъездных железнодорожных путях,
не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта
подлежит лицензированию.
Из анализа указанных норм следует, что лицензирование всех
видов деятельности, осуществляется только законодательством
Российской Федерации, т.е. находится в ведении Российской
Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации не вправе
принимать нормативные акты об утверждении порядка лицензирования
отдельных видов деятельности.
Довод представителей заинтересованных лиц о том, что до
принятия Правительством Российской Федерации Положения о
лицензировании перевозочной и транспортно-эксплуатационной
деятельности на подъездных железнодорожных путях, не входящих в
систему федерального железнодорожного транспорта, субъект
Российской Федерации вправе принять Положение об утверждении
порядка лицензирования, не основан на законе и поэтому не может
быть принят во внимание.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что Мэр Москвы,
принимая оспариваемое распоряжение, вышел за пределы своих
полномочий.
Распоряжение Мэра Москвы от 26.01.2000 N 90-РМ нарушает право
МГАО "Промжелдортранс", поскольку согласно уставу данного
юридического лица предметом деятельности общества является
перевозка грузов и погрузочно-разгрузочные работы, а также их
организация (п. 2.2 Устава).
Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:
Заявление МГАО "Промжелдортранс" о признании недействительным
распоряжения Мэра Москвы N 90-РМ от 26.01.2000 - удовлетворить.
Признать распоряжение Мэра Москвы N 90-РМ от 26.01.2000 "О
лицензировании перевозочной и транспортно-эксплуатационной
деятельности на подъездных железнодорожных путях, не входящих в
систему федерального железнодорожного транспорта, на территории
города Москвы" - недействительным и не порождающим правовых
последствий со дня его издания.
Сообщение о решении должно быть опубликовано в средстве
массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный
правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|