УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 16 августа 2001 г. N 15-06/37584
Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N
2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
иностранные юридические лица уплачивают налоги по доходам,
источник которых находится на территории Российской Федерации.
Доход от процентов подлежит налогообложению по ставке 15
процентов.
Налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в
Российской Федерации удерживается предприятием, организацией,
любым другим лицом, выплачивающим такие доходы, в валюте выплаты
при каждом перечислении платежа.
В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ (в редакции
Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) налоговыми агентами
признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению,
удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий
бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять,
удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и
перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие
налоги.
Пунктом 3 ст. 10 Закона Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что в случае,
если доходы от долевого участия выплачиваются иностранным
участникам предприятий с иностранными инвестициями и партнерам
товариществ акциями, облигациями, товарами либо любым иным
способом, исчисление налога производится от денежного эквивалента
таких доходов в виде акций, облигаций, товаров, а также в любых
иных формах, распределяемых в пользу иностранного участника. В
таком же порядке удерживаются и перечисляются налоги и с любых
других видов доходов из источников в Российской Федерации.
Статьей 7 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что если международным договором Российской
Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и
сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные
настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными
правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила
и нормы международных договоров Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится и в ст. 11 Закона Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и
Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного
налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.93, применяемым
в отношении налогов, взимаемых у источника начиная с 1 января
1998 г., проценты, возникающие в одном Договаривающемся
Государстве (Российской Федерации) и выплачиваемые лицу с
постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве
(Великом Герцогстве Люксембург), могут облагаться налогами только
в этом другом Государстве (Великом Герцогстве Люксембург).
Процедуры применения международных соглашений устанавливаются
внутренним законодательством Российской Федерации. Так,
инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О
налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
предусмотрено, что в случае, если иностранное юридическое лицо
является резидентом государства, с которым у Российской Федерации
заключено и действует Соглашение об избежании двойного
налогообложения, в котором предусмотрены пониженные ставки налога
или полное освобождение от налогообложения конкретных видов
доходов в Российской Федерации, возможно предварительное, до
выплаты доходов, освобождение в текущем году таких доходов либо
возврат удержанных налогов.
В соответствии с установленным порядком, а также письмом
Госналогслужбы и МНС России от 03.01.96 N НП-4-06/1н "О порядке
расчетов с бюджетом по своевременно не удержанным налогам на
доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской
Федерации" необложение или обложение по пониженным ставкам
иностранных юридических лиц, приучающих доходы от источников в
РФ, производится в случае наличия у налогового агента на момент
выплаты дохода оформленного в установленном порядке заявления от
иностранной организации на предварительное освобождение. В
случае же отсутствия у налоговых агентов на момент выплаты
доходов оформленных в установленном порядке заявлений от
иностранных организаций налог подлежит удержанию из суммы платежа
и перечислению в бюджет одновременно с каждой выплатой дохода, за
исключением случаев, когда на момент проведения проверки
представлены документы, подтверждающие факт постоянного
местопребывания получателя доходов в государстве, с которым у
России имеется соглашение об избежании двойного налогообложения,
предусматривающее необложение таких доходов в России или
обложение их по пониженным ставкам.
Статьей 24 Налогового кодекса РФ установлено, что за
неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на
налогового агента обязанностей он несет ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если лицо, выплачивающее доход иностранной организации, вне
зависимости от формы вины (умышленно или по неосторожности)
перечисляет доход иностранной организации, не имея на момент
такого перечисления документального подтверждения ее фактического
права на получение дохода, подтверждения постоянного
местопребывания иностранной организации в государстве, с которым
у России имеется соглашение об избежании двойного
налогообложения, предусматривающее освобождение такого дохода от
налогообложения или обложение его по пониженным ставкам, и иных
оснований, при наличии которых лицо, выплачивающее доход
иностранной организации, может не удерживать налог с
перечисляемого иностранной организации дохода, оно тем самым
нарушает установленный законодательством о налогах и сборах
порядок, и, следовательно, в действиях этого лица содержится
состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123
Налогового кодекса Российской Федерации.
Представление налоговому органу (например, в ходе проверки)
лицом, выплачивающим доход иностранной организации, документов,
подтверждающих постоянное местопребывание такой иностранной
организации в государстве, с которым заключено соглашение об
избежании двойного налогообложения, полученных им после
перечисления дохода, не влияет на квалификацию действий такого
лица и не может служить обстоятельством, исключающим его вину в
совершении данного налогового правонарушения и освобождающим его
от ответственности за совершение этого налогового правонарушения.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|