УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 16 августа 2001 г. N 03-12/37519
Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" с изменениями и дополнениями
(подп. "б" п. 1 ст. 6) установлено, что при исчислении налога
на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных
затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в
соответствии с утвержденными местными органами государственной
власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих
предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного
образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений,
детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного
фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии
предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются
в пределах норм, утвержденных местными органами власти, на
территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Таким образом, указанная льгота предоставляется при наличии
следующих условий:
- поименованные в указанной выше статье объекты и учреждения
должны находиться на балансе предприятия, а не являться
юридическим лицом;
- указанные объекты и учреждения являются для организации -
балансодержателя объектами непроизводственной сферы, деятельность
которых не связана с производством продукции, выполнением работ и
оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации;
- данные объекты и учреждения должны содержаться за счет
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- расходы на содержание перечисленных выше объектов и
учреждений для целей применения льготы принимаются в пределах
норм, утвержденных местными органами власти, на территории которых
находятся указанные объекты и учреждения.
Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 и инструкция
МНС России от 15.06.2000 N 62 предусматривают также уменьшение
облагаемой прибыли на суммы "затрат на эти цели при долевом
участии предприятий в содержании указанных объектов и
учреждений", а "указанными объектами и учреждениями" в данном
случае являются объекты и учреждения, находящиеся на балансе
предприятий и содержащиеся за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия.
Из изложенного следует, что указанная льгота может быть
предоставлена предприятию, на балансе которого находятся жилищный
фонд и объекты и учреждения социально - культурной сферы,
содержащиеся за счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия, а также предприятию, которое несет расходы по
содержанию этого жилищного фонда и объектов и учреждений
социально - культурной сферы в доле с предприятием, на балансе
которого они находятся. То есть долевое участие в содержании
жилищного фонда и объектов и учреждений социально - культурной
сферы предполагает использование на указанные цели прибыли как
первого, так и второго предприятия.
При этом затратами и расходами при долевом участии организаций
в содержании за счет прибыли жилищного фонда и объектов и
учреждений социально - культурной сферы, находящихся на балансе
организаций, признаются расходы, произведенные организациями по
договорам с собственником этих объектов и учреждений на долевое
участие в расходах при совместном использовании (эксплуатации)
сторонами (в соответствии с занимаемой их работниками площадью
жилья, предоставляемыми им местами в общежитиях, детских
дошкольных учреждениях и т.д.).
Таким образом, при совместном использовании (эксплуатации)
организациями объектов и учреждений социально - культурной сферы,
находящихся на балансе одной из организаций, в соответствии с
заключенным между ними договором о совместном использовании
(эксплуатации) указанных объектов и учреждений определяется доля
участия каждой из сторон в покрытии расходов по их содержанию.
В расчете налога от фактической прибыли каждый из участников
вправе уменьшить облагаемую налогом прибыль на сумму фактически
произведенных в соответствии с договором затрат, но не более
соответствующей доли суммы установленного для данного объекта
норматива.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской
Федерации организации, преследующие извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности и распределяющие полученную
прибыль между участниками, являются коммерческими организациями.
В отношении дирекций единого заказчика следует учитывать, что
по своей организационно - правовой форме они являются унитарными
предприятиями, то есть коммерческими организациями. Основная
деятельность по предоставлению жилищно - коммунальных услуг
физическим и юридическим лицам осуществляется ими за плату. В
связи с регулированием тарифов на данные услуги государством
указанным организациям для покрытия превышения расходов над
доходами выделяются средства из бюджета.
Действующее гражданское, бюджетное и налоговое
законодательство не содержит положений о содержании унитарных
предприятий за счет средств, поступающих безвозмездно от других
организаций на основе заключенных с ними договоров о долевом
содержании.
Таким образом, поскольку условием предоставления данной льготы
является нахождение объекта или учреждения на балансе предприятия
(в том числе при долевом участии в содержании этих объектов и
учреждений), то названная выше льгота не может быть предоставлена
организациям, направившим прибыль на содержание коммерческих
предприятий, являющихся самостоятельными юридическими лицами и
оказывающих услуги, являющиеся целью создания данной организации.
Следовательно, организации, перечисляющие денежные средства
специализированным унитарным предприятиям (ДЭЗам) в качестве
долевого участия в содержании жилищного фонда, находящегося на
балансе данного специализированного предприятия, не могут
получить льготу в виде освобождения от уплаты налога на прибыль в
части затрат, направляемых на содержание указанного учреждения.
Основание: письмо МНС России от 06.05.2000 N 02-01-16/74,
письмо МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139, письмо МНС России
от 27.07.2001 N 02-2-12/Х389.
Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы II ранга
Л.Я. Сосихина
|