МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2001 года
Дело N 3-356/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего К.,
с участием прокурора Г.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-
356/2001 по заявлению Прокурора города Москвы о признании
противоречащими федеральному законодательству положений дефиса 3
пункта 3 и пункта 11 приложения к постановлению Правительства
Москвы от 18.06.1996 N 517 "Об утверждении Положения о порядке
осуществления в г. Москве экологического контроля автотранспортных
средств с введением экологического сертификата автотранспортного
средства единого образца"
установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству положений дефиса 3
пункта 3 и пункта 11 приложения к постановлению Правительства
Москвы от 18.06.1996 N 517 "Об утверждении Положения о порядке
осуществления в г. Москве экологического контроля автотранспортных
средств с введением экологического сертификата автотранспортного
средства единого образца".
Прокурор Г. в судебном заседании требования поддержала. Просила
признать положения дефиса 3 пункта 3 и пункта 11 приложения к
постановлению Правительства Москвы от 18.06.1996 N 517
противоречащим федеральному законодательству, не действующими и не
подлежащими применению с момента принятия нормативного акта.
Представитель Правительства Москвы С. в судебном заседании не
возражал против удовлетворения требования прокурора в части
признания недействующим п. 11, требования о признании
недействующим дефиса 3 пункта 3 приложения к постановлению
Правительства Москвы не признал.
Представитель Департамента финансов г. Москвы в судебное
заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что с
требованиями прокурора г. Москвы не согласен в полном объеме, дело
просил рассмотреть в отсутствие представителя Департамента.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы
дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить
заявление в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу,
что заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а
в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающим
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
Постановлением Правительства Москвы 18.06.1996 N 517 утверждено
Положение о порядке осуществления в г. Москве экологического
контроля автотранспортных средств с введением экологического
сертификата автотранспортного средства единого образца.
Дефисом 3 пункта 3 названного Положения предусмотрено введение
экологического сертификата автотранспортного средства (далее -
экологического сертификата АТС). Пункт 11 Положения устанавливает,
что юридические лица при выдаче бланка экологического сертификата
АТС владельцам автотранспорта взимают плату с наценкой не более
10% от стоимости его изготовления.
Правовые основы обязательной и добровольной сертификации
продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также
права, обязанности и ответственность участников сертификации,
установлены Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О
сертификации продукции и услуг" от 10.06.1993 N 5151-1 (в ред.
Федеральных законов от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 02.03.98 N 30-ФЗ, от
31.07.98 N 154-ФЗ).
Статья 2 Закона устанавливает, что отношения в области
сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в
соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.
Таким образом, отношения в области сертификации регулируются
законом Российской Федерации и иными актами законодательного
уровня Российской Федерации. Названным Законом субъекту Российской
Федерации право на регулирование отношений в области сертификации
не предоставлено.
Кроме того, то обстоятельство, что право регулирования
отношений в области сертификации не предоставлено органам субъекта
Российской Федерации подтверждается и содержанием п. 1 ст. 5
Закона РФ N 1541-1, в котором указано, что система сертификации
создается федеральными органами исполнительной власти,
организациями и представляет собой совокупность участников
сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам,
установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом (в
ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ).
Закон "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.1993 N 5151-1
предусматривает два вида сертификации: обязательная сертификация
(ст. 7) и добровольная сертификация (ст. 17).
Из содержания п. 9 Положения о порядке осуществления в г.
Москве экологического контроля автотранспортных средств с
введением экологического сертификата единого образца, следует, что
экологический сертификат АТС, установленный дефисом 3 пункта 3,
является обязательным документом для юридических лиц при
эксплуатации автотранспортных средств в г. Москве, физические лица
могут получить экологический сертификат по своему усмотрению.
Таким образом, Правительство Москвы предусмотрело экологический
сертификат для юридических лиц как обязательный вид сертификации,
для физических, как добровольный вид.
Однако п. 1 ст. 7 Закона N 5151-1 устанавливает, что
обязательная сертификация осуществляется в случаях,
предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. При
обязательной сертификации действие сертификата и знака
соответствия распространяется на всей территории Российской
Федерации (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ).
Таким образом, введение экологического сертификата
автотранспортного средства возможно только на основании
законодательных актов Российской Федерации.
Статья 4 Закона РФ N 1541-1 определяет полномочия специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти в
области сертификации, так названный орган:
формирует и реализует государственную политику в области
сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по
проведению сертификации на территории Российской Федерации и
опубликовывает официальную информацию о них;
проводит государственную регистрацию систем сертификации и
знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
опубликовывает официальную информацию о действующих в
Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и
представляет ее в установленном порядке в международные
(региональные) организации по сертификации;
готовит в установленном порядке предложения о присоединении к
международным (региональным) системам сертификации, а также может
в установленном порядке заключать соглашения с международными
(региональными) организациями о взаимном признании результатов
сертификации;
представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в
международных (региональных) организациях по вопросам сертификации
как национальный орган Российской Федерации по сертификации.
В пункте 2.2 постановления от 17.03.1998 N 11 Государственного
комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации, зарегистрированного в Минюсте РФ 29 апреля 1998 г. N
1520, устанавливаются функции Госстандарта России, в том числе:
- формирует сеть органов по сертификации и испытательных
лабораторий (центров) и управляет ими непосредственно или через
центральные органы систем сертификации однородной продукции
(работ, услуг);
- уполномочивает, путем лицензирования, органы по сертификации
и испытательные лаборатории (центры) на право проведения работ по
обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р;
- утверждает организационно-методические документы Системы ГОСТ
Р;
- создает системы сертификации однородной продукции (работ,
услуг), правила (порядки) сертификации в этих системах;
- определяет центральные органы систем сертификации однородной
продукции (работ, услуг);
- устанавливает формы сертификатов, знаков соответствия и
правила их применения, а также формы других документов,
необходимых для функционирования системы;
- устанавливает порядок оплаты работ по сертификации по
согласованию с компетентными органами.
Из приведенных правовых норм следует, что установление формы
сертификата, правил сертификации, установление порядка оплаты
работ по сертификации отнесены к компетенции Государственного
комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации.
Представителем Правительства Москвы не оспаривалось того
обстоятельства, что правовыми актами Российской Федерации не
устанавливалось введение экологического сертификата, а специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области
сертификации не устанавливалась форма экологического сертификата
транспортного средства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что положение
дефиса 3 пункта 3 постановлением Правительства Москвы 18.06.1996 N
517 о введении экологического сертификата, противоречит Закону
Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О сертификации
продукции и услуг".
Оспариваемые прокурором г. Москвы положения дефиса 3 пункта 3 и
пункта 11 приложения к постановлению Правительства Москвы от
18.06.1996 N 517 противоречат также Федеральному закону от
04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Так, п. 1 ст. 2 названного Закона предусматривается, что
законодательство Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской
Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и
принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и
иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 5 определены полномочия государственной власти
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, к ним
относятся:
формирование и проведение единой государственной политики в
области охраны атмосферного воздуха на территории Российской
Федерации;
установление порядка разработки и утверждения гигиенических и
экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно
допустимых (критических) нагрузок на экологические системы,
предельно допустимых уровней физического воздействия на
атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях
охраны атмосферного воздуха;
формирование единой нормативно-методической базы в области
охраны атмосферного воздуха;
установление порядка сертификации топлива, технических,
технологических установок, двигателей, транспортных и иных
передвижных средств и установок, подтверждающей их соответствие
требованиям охраны атмосферного воздуха.
Таким образом, и принятым позднее Закона РФ N 1541-1 "О
сертификации продукции и услуг", законодательством вопросы
установления сертификации также не относились к компетенции
субъекта Российской Федерации.
Суд не может согласиться с доводами представителя Правительства
Москвы о том, что поскольку ст. 15 Закона "Об охране атмосферного
воздуха", предусмотрена возможность введения экологического
сертификата, то Правительство Москвы вправе было решить вопрос о
введении экологического сертификата на территории города Москвы.
Пунктом 4 ст. 15 Закона "Об охране атмосферного воздуха",
устанавливается, что производство и использование на территории
Российской Федерации технических, технологических установок,
двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок
допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих
соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах
технических, технологических установок, двигателей, транспортных и
иных передвижных средств и установок техническим нормативам
выбросов.
Однако ст. 5 той же статьи предусмотрено, что сертификаты,
подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих)
веществ в выбросах технических, технологических установок,
двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок
техническим нормативам выбросов, а также сертификаты,
подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и
требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999
N 1292 "О специально уполномоченном федеральном органе
исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха",
установлено, что специально уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха
является Государственный комитет по охране окружающей среды.
Таким образом, п. 4 ст. 15 Закона "Об охране атмосферного
воздуха", не отменяется установленная иными нормативными актами
Российской Федерации компетенция органов власти по утверждению
сертификата и порядка его выдачи.
Такой вывод подтверждает и принятое во исполнение ст. 15
Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" распоряжение
Правительства Российской Федерации N 641-р от 7 мая 2001 г.,
которым установлено:
1. Определить, что сертификаты, подтверждающие соответствие
содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических,
технологических установок, двигателей, транспортных и иных
передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а
также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива нормам и
требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации о
сертификации.
2. Госстандарту России по представлению МПР России,
согласованному с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, вносить в номенклатуру продукции и услуг
(работ), обязательная сертификация которых предусмотрена
законодательными актами Российской Федерации, дополнения,
устанавливающие требования по соответствию содержания вредных
(загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических
установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и
установок техническим нормативам выбросов, а также требования по
соответствию топлива нормам и требованиям охраны атмосферного
воздуха.
Пункт 11 оспариваемого Положения устанавливает, что юридические
лица при выдаче бланка экологического сертификата АТС владельцам
автотранспорта взимают плату с наценкой не более 10% от стоимости
его изготовления.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что Правительство г.
Москвы было не вправе вводить экологический сертификат на
территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации - города
Москвы, то Правительство Москвы было также не вправе устанавливать
наценку к плате за получение сертификата.
Кроме того, установленная п. 11 Положения наценка в размере 10%
от стоимости изготовления бланка попадает под признаки сбора
установленные ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации,
поскольку в части 2 статьи 8 устанавливается, что под сбором
понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий
совершения в отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий) (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ).
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации и статьи 3
Налогового кодекса РФ каждый обязан платить лишь законно
установленные сборы.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать
платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками
сборов, но не предусмотренные им.
Сбор за выдачу экологического сертификата АТС Налоговым
кодексом РФ и статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" не предусмотрен.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что
положения дефиса 3 пункта 3 и п. 11 приложения к постановлению
Правительства Москвы от 18.06.1996 N 517 "Об утверждении Положения
о порядке осуществления в г. Москве экологического контроля
автотранспортных средств с введением экологического сертификата
автотранспортного средства единого образца" противоречит
федеральному законодательству, а поэтому должен быть признан не
действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в
законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
судебная коллегия,
решила:
Заявление Прокурора г. Москвы о признании противоречащими
федеральному законодательству положений дефиса 3 пункта 3 и пункта
11 приложения к постановлению Правительства Москвы от 18.06.1996 N
517 "Об утверждении Положения о порядке осуществления в г. Москве
экологического контроля автотранспортных средств с введением
экологического сертификата автотранспортного средства единого
образца" удовлетворить.
Признать недействительными и не порождающими правовых
последствий с момента издания положений дефиса 3 пункта 3 и пункта
11 приложения к постановлению Правительства Москвы от 18.06.1996 N
517 "Об утверждении Положения о порядке осуществления в г. Москве
экологического контроля автотранспортных средств с введением
экологического сертификата автотранспортного средства единого
образца".
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в
средстве массовой информации, в котором был опубликован данный
нормативный правовой акт: в газете "Тверская, 13" и "Вестнике
Мэрии Москвы".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|