МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2001 г. N 3-410/2001
(Извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Е.,
с участием прокурора Г.,
при секретаре Б., Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-
410/2001 по заявлению П. о признании частично недействительным и
не подлежащим применению Порядка предоставления гражданам (семьям)
субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных
субсидий) в г. Москве, утвержденного постановлением Правительства
Москвы от 30.01.2001 N 99-ПП,
установила:
П. обратилась в суд с заявлением о признании недействительными
абзаца 7 п. 3, абзацев 1 и 2 п. 4, п. 16 Порядка предоставления
гражданам (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных
услуг (жилищных субсидий) в г. Москве, утвержденного
постановлением Правительства Москвы от 30.01.2001 N 99-ПП в части
установления регистрации по месту жительства в качестве одного из
условий возникновения права на получение жилищной субсидии.
Представитель Правительства Москвы заявление не признал.
Выслушав заявителя, заинтересованное лицо, проверив материалы
дела, с учетом заключения прокурора, полагавшего удовлетворить
заявление, судебная коллегия находит заявление обоснованным и
подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ГК Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
Согласно ст. 72 п. 1 подп. "к" Конституции Российской Федерации
жилищное законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
регулирующие жилищные правоотношения, должны соответствовать
федеральному законодательству.
В силу ст. 15 ч. 1 Закона Российской Федерации от 24.12.92 N
4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с последующими
изменениями и дополнениями) оплата жилья и коммунальных услуг по
договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем
возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на
коммунальные услуги.
Частью 2 ст. 15 названного Закона предусмотрено, что органы
государственному управления, местная администрация предоставляет
компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в
пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих
льгот и утвержденного бюджета.
Компенсации (субсидии), обеспечивающие оплату жилья в пределах
социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных
услуг, предоставляются также гражданам, имеющим в собственности
жилые помещения (ст. 19 ч. 4 Закона Российской Федерации от
24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики").
В целях реализации мер по социальной защите населения
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N
887 утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг.
Данным нормативным актом установлено, что субсидии на оплату
жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья
и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного
минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот (п. 1
названного постановления Правительства Российской Федерации).
Согласно п. 5 постановления субсидии предоставляются гражданам,
проживающим в домах (включающих общежития), относящихся к
жилищному фонду, независимо от формы собственности. Граждане,
сдающие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на получение
субсидии.
Из содержания статей 15, 18 и 19 Закона Российской Федерации
"Об основах федеральной жилищной политики", Положения о
предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации 02.08.99 N 887, следует, что право на получение субсидий
на оплату жилья и коммунальных услуг возникает у граждан, имеющих
в силу гражданско-правовых договоров соответствующую обязанность
по оплате жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, в основе предоставления данных субсидий лежат
гражданско-правовые отношения.
Регистрация по месту жительству или пребывания, предусмотренная
Законом Российской Федерации от 23.06.93 N 5242-1 "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации",
регулирует административные отношения, которые возникают между
гражданами, на которых законом возлагается обязанность
регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации, и государственными органами
регистрационного учета.
Согласно ст. 3 названного Закона регистрация или отсутствие
таковой не могут служить основанием ограничения или условием,
реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, законами Российской Федерации и ее
субъектов.
Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не
порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может
служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральное жилищное законодательство не предусматривает
регистрацию по месту жительства как обязательное условие для
получения субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг.
Учитывая изложенное суд считает, что абз. 7 п. 3, абз. 1 и 3 п.
4, п. 16 Порядка предоставления гражданам (семьям) субсидий на
оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий) в г.
Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от
30.01.2001 N 99-ПП, которым установлено, что жилищные субсидии
предоставляются постоянно зарегистрированным в Москве гражданам
противоречат Закону Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики", Положению о предоставлении гражданам субсидий
на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации 02.08.99 N 887, Закону
Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации" и нарушают права граждан, в т.ч. П.
В судебном заседании установлено, что П. совместно с двумя
несовершеннолетними детьми занимает жилую площадь, расположенную:
Москва, ул. Стартовая, д. 15, корп. 1, кв. 21, ранее
предоставленную ее бывшему мужу в связи с обучением в военной
академии им. Петра Великого, оплачивает коммунальные услуги.
Руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РСФСР, коллегия
решила:
Заявление П. о признании частично недействительным и не
подлежащим применению постановления Правительства Москвы от
30.01.2001 N 99-ПП - удовлетворить.
Признать недействительным и не подлежащим применению с момента
его принятия Порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий на
оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий) в г.
Москве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от
30.01.2001 N 99-ПП (приложение N 2) в части:
п. 3, абз. 7 со слов "жилищная субсидия предоставляется
гражданам по месту их регистрации";
п. 4, абз. 1, 3 со слов "жилищная субсидия предоставляется
постоянно зарегистрированным в г. Москве...
При предоставлении жилищной субсидии семья рассматривается как
группа лиц, оплачивающих жилищные и коммунальные услуги по одному
расчетному документу и постоянно зарегистрированных в г. Москве";
п. 16, абз. 1 со слов "жилищные субсидии на оплату жилищных и
коммунальных услуг (за исключением субсидии на электроэнергию), а
также компенсации на оплату услуг технического обслуживания
запирающих устройств перечисляются Городским центром жилищных
субсидий организациям, в управлении и на балансе (на забалансовом
счете) которых учитывается жилищный фонд, где проживает
(зарегистрирован) гражданин или семья, которым предназначена
субсидия, кроме случая, названного в п. 14 настоящего Положения".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий
В.А. Емышева
|