МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2001 года
Дело N 3-267/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Н.,
с участием прокурора Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-
267/2001 по заявлению Прокурора города Москвы о признании частично
недействительным постановления Правительства Москвы от 30.01.2001
N 99-ПП "О совершенствовании системы оформления субсидий на оплату
жилищных и коммунальных услуг",
установила:
Постановлением Правительства Москвы от 30 января 2001 г. N 99-
ПП "О совершенствовании системы оформления субсидий на оплату
жилищных и коммунальных услуг" (в ред. постановления Правительства
Москвы от 25.09.2001 N 865-ПП) утвержден Порядок исчисления
среднего совокупного дохода семьи при рассмотрении вопроса о
выплате субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных
субсидий) в г. Москве.
Пунктами 12, 15 данного Порядка в источники дохода семьи,
включаемые в совокупный доход семьи для рассмотрения вопроса о
выплате жилищной субсидии, включены:
- ежемесячные социальные выплаты, доплаты, компенсации и
субсидии и т.п., выплачиваемые на основании постановлений и
распоряжений Правительства Москвы из городских фондов социальной
защиты населения (п. 12);
- суммы предоставленных семье (гражданину) льгот по оплате
жилищно-коммунальных услуг (п. 15).
Прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании
указанных пунктов Порядка исчисления среднего совокупного дохода
семьи при рассмотрении вопроса о выплате субсидий на оплату
жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий) в г. Москве
недействительными, указывая на то, что они противоречат
федеральному законодательству.
Представитель Правительства Москвы заявление не признал.
Представитель Городского центра жилищных субсидий в судебное
заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав
заключение прокурора Г., полагавшего заявление обоснованным,
судебная коллегия находит заявление Прокурора г. Москвы подлежащим
удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992
года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" в течение
15 лет поэтапно осуществляется переход на новую систему оплаты
жилья и коммунальных услуг с использованием указанных социальной
защиты граждан в виде предоставления органами государственного
управления, местной администрацией компенсаций (субсидий)
гражданам, обеспечивающих оплату жилья в пределах социальной нормы
площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом
совокупного дохода семьи, действующих льгот.
В целях реализации указанных требований закона и постановления
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1993 года N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья
и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам
компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг"
Министерство труда Российской Федерации была разработана и
утверждена постановлением от 28 января 1994 г. N 11 Методика
исчисления среднего совокупного дохода семьи.
Методикой исчисления среднего совокупного дохода семьи (с
изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 25.08.1997
N ГКПИ 97-348) определен порядок исчисления среднего совокупного
дохода семьи, учитываемого при предоставлении компенсаций
(субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг,
установленных постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 "О переходе на
новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке
предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и
коммунальных услуг".
Согласно п. 2 указанной Методики при исчислении общей суммы
дохода семьи учитываются все виды доходов, подлежащие
налогообложению в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с
физических лиц".
Кроме того, в состав совокупного дохода семьи дополнительно
включаются следующие виды доходов:
а) доходы граждан, не подлежащие налогообложению (полностью или
частично) в соответствии с предоставленными этим гражданам
льготами;
б) все виды пенсий и компенсационные выплаты к ним, назначаемые
в порядке, установленном федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, а также решениями органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые студентам образовательных
учреждений высшего профессионального образования, учащимся
образовательных учреждений среднего и начального профессионального
образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в
аспирантуре при образовательных учреждениях высшего
профессионального образования и научно-исследовательских
учреждениях, докторантам, студентам, учащимся и слушателям других
учебных заведений;
г) единое ежемесячное пособие на каждого ребенка и ежемесячное
пособие на период отпуска по уходу за ребенком;
д) стоимость натурального довольствия, предоставляемого в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, а
также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия;
е) пособие по безработице, а также стипендии, получаемые в
период профессионального обучения и переобучения из
Государственного фонда занятости Российской Федерации;
ж) доходы от личного подсобного хозяйства, приусадебного
участка, служебного земельного надела, земельного участка,
предоставленного под огороды, доходы от скота и птицы;
з) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства,
получаемые в этом хозяйстве от всех видов деятельности;
и) доходы от акций и других ценных бумаг;
к) денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по
контракту, и лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел Российской Федерации, а также приравненных к ним
категорий граждан.
Включение в совокупный доход семьи для рассмотрения вопроса о
выплате жилищной субсидии, сумм предоставленных семье (гражданину)
льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (п. 15) противоречит
действующему законодательству, поскольку сама по себе льгота не
является доходом.
Ссылка представителя Правительства Москвы на 2 (а) Методики и
ст. 217 Налогового кодекса РФ является несостоятельной.
Согласно п. 2 (а) Методики в состав совокупного дохода семьи
дополнительно включаются доходы граждан, не подлежащие
налогообложению (полностью или частично) в соответствии с
предоставленными этим гражданам льготами.
В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской
Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от
налогообложения) все виды установленных действующим
законодательством Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм,
установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений
и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного
возмещения.
Из содержания приведенных норм усматривается, что к доходам
семьи, не подлежащим налогообложению, относятся компенсационные
выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и
коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного
возмещения. Указанные выплаты увеличивают доход семьи. Льготой
гражданин может пользоваться, а может ею не пользоваться.
Компенсационные выплаты и льготы не равнозначные понятия.
Выплаченные компенсации реально увеличивают доход гражданина, в
отличие от наличия у него льготы.
Включение в доход гражданина суммы предоставленных льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг, а также исчисление среднего
совокупного дохода семьи с учетом каких-либо льгот федеральным
законодательством не предусмотрено.
Пунктом 12 Порядка в совокупный доход семьи включены также
ежемесячные социальные выплаты, доплаты, компенсации и субсидии и
т.п., выплачиваемые на основании постановлений и распоряжений
Правительства Москвы из городских фондов социальной защиты
населения.
Данный пункт также противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с требованиями этого пункта, в совокупный доход
семьи включаются, в том числе, денежные компенсации отдельным
категориям граждан 50% скидки за пользование телефоном. Между тем,
Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации", имеющими прямое действие на
территории РФ, установлено право ветеранов и инвалидов на скидку
по оплате абонентской платы за телефон в размере 50%. Порядок,
устанавливающий 100% оплату лицами указанной категории абонентской
платы за телефон и в дальнейшем компенсацию им 50% скидки,
определен на уровне Правительства Москвы, несмотря на то, что
федеральным законодательством не предусмотрен.
Кроме того, оспариваемый пункт не конкретизирован, что дает
возможность включить в совокупный доход семьи для рассмотрения
вопроса о выплате жилищной субсидии суммы, не предусмотренные
федеральным законодательством и Методикой исчисления среднего
совокупного дохода семьи, чем ухудшает положение граждан.
Согласно данным Управления городского заказа Городского центра
жилищных субсидий в настоящее время при оформлении субсидии семьям
встречаются городские компенсации, учитываемые в соответствии с п.
12 Порядка, а именно:
- одиноким матерям на продукты питания;
- семьям, в которых родители уклоняются от уплаты алиментов,
женам военнослужащих по призыву;
- многодетным семьям на каждого ребенка на продукты питания;
- студенческим семьям;
- семьям, в которых оба родителя нетрудоспособны.
Другие источники, указанные в пункте, не встречаются.
Однако данные выплаты предусмотрены иными пунктами Порядка, а
также Методики.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
судебная коллегия
решила:
Признать пункты 12 и 15 Порядка исчисления среднего совокупного
дохода семьи при рассмотрении вопроса о выплате субсидий на оплату
жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий) в г. Москве,
утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.01.2001 N
99-ПП "О совершенствовании системы оформления субсидий на оплату
жилищных и коммунальных услуг" противоречащими федеральному
законодательству, а также недействительными и не порождающими
правовых последствий с момента издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|