ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2001 г. N 844-ПП
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАБОТЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
(в ред. постановления Правительства Москвы
от 28.05.2002 N 401-ПП)
Руководствуясь Федеральным законом от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ
"О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом", Указами Президента Российской
Федерации от 11 августа 1994 года N 1681 "Об основных
направлениях государственной политики Российской Федерации в
отношении соотечественников, проживающих за рубежом", от 14
сентября 1995 года N 940 "Об утверждении Стратегического курса
Российской Федерации с государствами - участниками Содружества
Независимых Государств", постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 августа 1994 года N 1064 "О мерах по поддержке
соотечественников за рубежом", другими правовыми актами
Российской Федерации и города Москвы, Правительство Москвы
проводит целенаправленную работу по реализации государственной
политики Российской Федерации по поддержке соотечественников и
сотрудничеству с их организациями за рубежом.
Правительство Москвы определило работу с соотечественниками как
неотъемлемое и важнейшее направление своей деятельности, строя ее
в тесном взаимодействии с государственными органами Российской
Федерации (Правительственной комиссией по делам соотечественников
за рубежом, Министерством иностранных дел Российской Федерации,
Министерством по делам Федерации, национальной и миграционной
политики Российской Федерации, с посольствами за рубежом,
соответствующими комитетами Государственной Думы).
Основные принципы и направления работы подразделений
Правительства Москвы включают вопросы сохранения и развития
русского языка, культуры и образования, оказания юридической,
материальной, финансовой и иной поддержки, стимулирования развития
взаимовыгодных отношений с хозяйствующими субъектами, участвующими
в программах поддержки русскоязычного населения. Оказывается
помощь в трудоустройстве наших зарубежных соотечественников. С
привлечением организаций русских общин в качестве соучредителей
созданы в ряде стран совместные торговые дома, отчисляющие часть
прибыли на поддержку соотечественников.
Стержневой является работа в сфере образования, сохранения и
развития русского языка, обеспечения учебными пособиями,
подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров
русскоязычных школ, открытия новых учебных заведений с
преподаванием на русском языке. В Севастополе открыт Черноморский
филиал МГУ, оказано содействие становлению Института экономики и
управления в Эстонии, Балтийского русского института в Латвии, его
филиалов в Литве и Эстонии. В государствах Балтии реализуется
программа "Стипендия Мэра Москвы".
В Риге создан Московский культурно - деловой центр, позволяющий
на принципиально новом уровне организовать работу с
соотечественниками в Латвии. Правительством Москвы приобретено
приспособленное для его деятельности здание.
Активное взаимодействие с соотечественниками за рубежом
обеспечивают московские фонды: поддержки соотечественников имени
Юрия Долгорукого, развития экономических и гуманитарных связей
"Москва - Крым", "Москва - Севастополь", Московское отделение
Государственно - общественного фонда поддержки соотечественников
за рубежом "Россияне". Осуществляется эффективное сотрудничество с
Институтом стран СНГ.
В соответствии с указанием Мэра Москвы образован Центр по
оказанию правовой помощи соотечественникам за рубежом "Москва -
Россияне", разработана Комплексная программа "Москва -
соотечественникам в XXI веке", которая получила поддержку у
организаций соотечественников на состоявшейся в феврале - марте
2001 года Московской международной научно - практической
конференции "Москва и российские соотечественники: от поддержки к
сотрудничеству".
Анализ проделанной работы по поддержке соотечественников за
рубежом позволяет сделать вывод, что отраслевые подразделения
Правительства Москвы и территориальные органы исполнительной
власти города в основном справляются с возложенными на них
задачами.
Вместе с тем в работе на данном направлении продолжает
оставаться ряд важных нерешенных проблем, требующих постоянного
внимания и системного подхода. Стала очевидной необходимость
учреждения в структуре Правительства Москвы подразделения по
осуществлению координации работы с соотечественниками и их
объединениями, разработки и реализации соответствующей городской
комплексной программы по поддержке соотечественников.
В целях придания системного и стабильного характера работе по
поддержке соотечественников за рубежом Правительство Москвы
постановляет:
1. Принять к сведению информацию Департамента международных
связей Правительства Москвы "Об основных направлениях работы по
поддержке соотечественников за рубежом" (приложение).
2. Одобрить деятельность отраслевых подразделений Правительства
Москвы и территориальных органов исполнительной власти города по
поддержке соотечественников за рубежом.
3. Считать активизацию и развитие сотрудничества с
общественными, культурными, научными, религиозными организациями и
движениями, а также защиту прав и свобод соотечественников за
рубежом важнейшими направлениями деятельности Правительства Москвы
и его подразделений.
4. Членам Правительства Москвы, руководителям департаментов,
комитетов и управлений при проведении переговоров, подготовке
соглашений и договоров с зарубежными партнерами учитывать
соблюдение интересов русскоязычного населения этих стран.
5. Департаменту международных связей Правительства Москвы
обеспечить координацию и взаимодействие структурных и
территориальных подразделений Правительства Москвы, общественных,
культурных и научных организаций столицы в решении вопросов
сотрудничества с общественными организациями и объединениями
соотечественников за рубежом, для чего:
5.1. В работе по защите прав соотечественников за рубежом
использовать в полном объеме возможности Центра по оказанию
правовой помощи соотечественникам за рубежом "Москва - Россияне",
опираясь на действующие международные механизмы по защите прав
человека и национальных меньшинств.
5.2. Содействовать развитию связей и контактов расположенных в
Москве общественных и религиозных объединений с объединениями
соотечественников за рубежом.
5.3. До конца 2001 года создать банк данных о российской
диаспоре, общественных объединениях соотечественников за рубежом.
5.4. При подготовке соглашений со странами СНГ и Балтии по
различным направлениям сотрудничества продолжить практику
обязательного включения в них вопросов по обеспечению социально -
экономических и политических прав соотечественников.
5.5. До 1 октября 2001 года в установленном порядке внести в
Правительство Москвы предложение по укреплению организационно -
штатной структуры работы с соотечественниками.
5.6. До 15 ноября 2001 года внести предложение в Правительство
Москвы о создании Межведомственной комиссии по работе с
соотечественниками за рубежом и представить на утверждение
Положение о ее деятельности.
5.7. Принять активное участие в подготовке и проведении в
октябре 2001 года в Москве Конгресса соотечественников,
проживающих за рубежом.
5.8. Ежегодно (начиная с 2002 года) в январе представлять Мэру
Москвы сводный отчет о результатах работы по поддержке и
сотрудничеству с соотечественниками за рубежом.
5.9. До 1 декабря 2001 года внести предложение в Правительство
Москвы о вхождении Департамента международных связей Правительства
Москвы в состав учредителей московских фондов, созданных в целях
оказания поддержки и развития сотрудничества с соотечественниками
за рубежом.
6. Департаменту международных связей Правительства Москвы,
Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
Департаменту финансов г. Москвы, Департаменту науки и промышленной
политики Правительства Москвы, Департаменту продовольственных
ресурсов Правительства Москвы, Департаменту потребительского рынка
и услуг, Комитету общественных и межрегиональных связей
Правительства Москвы, Комитету здравоохранения Москвы, Комитету по
культуре, Комитету физической культуры и спорта Правительства
Москвы, Московскому комитету образования до 1 июля 2002 года
разработать и внести в установленном порядке в Правительство
Москвы Комплексную целевую среднесрочную программу поддержки
соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы.
7. Департаменту международных связей Правительства Москвы,
Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
Департаменту финансов г. Москвы, Департаменту науки и промышленной
политики Правительства Москвы, Департаменту продовольственных
ресурсов Правительства Москвы, Департаменту потребительского рынка
и услуг, Комитету общественных и межрегиональных связей
Правительства Москвы, Комитету здравоохранения Москвы, Комитету по
культуре, Комитету физической культуры и спорта Правительства
Москвы, Московскому комитету образования обеспечить:
7.1. Разработку до 15 декабря 2001 года механизма привлечения
средств из внебюджетных источников на реализацию программ
поддержки и сотрудничества с соотечественниками за рубежом.
7.2. Регулярное проведение в рамках двустороннего культурного
сотрудничества мероприятий по поддержке деятельности организаций
российских соотечественников, а также российских центров за
рубежом, включая проведение фестивалей, выставок, конкурсов,
гастролей театров, творческих коллективов и исполнителей и иных
акций подобного рода, направленных на сохранение и развитие
русской культуры.
7.3. Взаимодействие общественных организаций и хозяйствующих
субъектов Москвы и зарубежья в целях привлечения их возможностей к
оказанию поддержки российским соотечественникам за рубежом.
8. Департаменту финансов г. Москвы при доработке проекта
бюджета города Москвы на 2002 год предусмотреть включение в него
консолидированной статьи по поддержке и сотрудничеству с
соотечественниками в сумме 120 миллионов рублей.
9. Департаменту международных связей Правительства Москвы до 25
сентября 2001 года разработать план мероприятий по поддержке
соотечественников за рубежом на 2001-2002 годы и представить в
Департамент финансов г. Москвы обоснование и смету финансовых
затрат, предусмотренных в п. 8 настоящего постановления.
Обязанности уполномоченного представителя Правительства Москвы
по осуществлению функций государственного заказчика по реализации
и проведению мероприятий на 2002 год по оказанию помощи и
поддержки соотечественникам за рубежом возложить на Департамент
международных связей Правительства Москвы.
(абзац введен постановлением Правительства Москвы от 28.05.2002
N 401-ПП)
10. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой
информации Правительства Москвы, Пресс - центру Мэрии совместно с
Департаментом международных связей Правительства Москвы обеспечить
широкое освещение целей и задач, конкретных результатов работы
Правительства Москвы по поддержке соотечественников в средствах
массовой информации, способствовать формированию объективного
общественного мнения о правовом положении соотечественников за
рубежом и их проблемах. На основе существующих соглашений
оказывать поддержку средствам массовой информации
соотечественников с учетом законодательства стран их проживания.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
Л.И.
И.о. Мэра Москвы
В.П. Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 18 сентября 2001 г. N 844-ПП
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАБОТЫ
ПО ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
Правительство Москвы ведет целенаправленную и планомерную
работу по поддержке соотечественников за рубежом, понимая под этим
термином всех тех, кто, проживая за пределами Российской
Федерации, считает Россию своим Отечеством независимо от того,
где они родились и гражданами какого государства они являются.
Правительство Москвы своим постановлением от 4 июля 1996 года N
560 "Об итогах реализации в 1995 году соглашений о сотрудничестве
Москвы со странами СНГ и Балтии и задачах по дальнейшему
совершенствованию этой работы" закрепило основные принципы
взаимоотношений со странами нового зарубежья в интересах
содействия соблюдению прав проживающих в них соотечественников.
Исходя из этих принципов основными направлениями деятельности
Правительства Москвы в реализации программ поддержки
соотечественников стали:
1. Заключение соглашений о сотрудничестве со странами ближнего
зарубежья и иными иностранными партнерами с учетом соблюдения
интересов проживающих на их территориях соотечественников, включая
вопросы сохранения и развития русского языка, культуры и
образования.
2. Оказание моральной, финансовой и иной поддержки в рамках
программ общественных объединений соотечественников.
3. Создание в условиях рыночных отношений приоритетов для
хозяйствующих субъектов из стран СНГ и Балтии с преимущественной
занятостью на их предприятиях русскоязычного населения при
продвижении их продукции в Московском регионе.
4. Образование совместных производств или размещение заказов на
предприятиях, на которых занято русскоязычное население, с целью
создания дополнительных рабочих мест.
Сотрудничество Москвы с органами власти государств СНГ и Балтии
осуществляется на основе договоров и соглашений и организовано в
соответствии с Конституцией и законодательством Российской
Федерации, Уставом и правовыми актами города.
На сегодняшний день Москва имеет договорные отношения
практически со всеми странами СНГ, Литвой, со столицами и целым
рядом регионов. Каждый из этих договоров имеет специальные статьи,
в которых оговаривается ответственность другой стороны за
соблюдение интересов русскоязычного населения.
В целях поддержки соотечественников Правительством Москвы была
принята программа поддержки образования на русском языке в странах
СНГ и Балтии. Так, на постоянной основе поддерживаются связи с
органами образования Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана,
Таджикистана, Автономной Республики Крым, городов Алма - Аты,
Баку, Душанбе, Киева, Севастополя, Тбилиси, Еревана, Вильнюса. За
последние два года Московским комитетом образования было
безвозмездно передано в дар школам стран ближнего зарубежья
полтора миллиона экземпляров учебной литературы. Проведены
совместные семинары по проблемным вопросам образования, работают
курсы повышения квалификации различных категорий работников
системы образования, идет постоянный обмен делегациями учителей,
школьников и творческими коллективами учащихся. В высших учебных
заведениях системы Московского комитета образования учатся
студенты из Грузии, Азербайджана, Гагаузии (Республика Молдова).
На средства Москвы отремонтирована 1-я городская гимназия города
Тбилиси, в которой ведется обучение и на русском языке.
Особое внимание уделяется Крыму и в первую очередь Севастополю
- городу русской славы. В 2000 году в Севастополе открыт
Черноморский филиал Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова, реконструированы Лазаревские казармы под
учебный корпус филиала МГУ, что обеспечивает обучение 100
студентов на четырех факультетах по восьми специальностям. В этом
году для филиала заложено новое здание. В дар от российской
столицы в Севастополе для детей моряков российского Черноморского
флота построена школа имени 850-летия Москвы, в которой ведется
обучение по московским программам и выпускники получают аттестаты
об образовании российского образца.
Другим конкретным направлением является реализация программы
"Стипендия Мэра Москвы", призванная содействовать сохранению
высшего образования на русском языке в балтийских государствах,
где проживает в общей сложности около 2 млн. жителей, для которых
русский язык является родным. Программа, начатая в 1996 году по
инициативе Мэра Москвы в Эстонии, получила там широкий
общественный резонанс и признание. Этот опыт был распространен на
Латвию и Литву. В настоящее время стипендиатами Мэра Москвы
являются более 146 студентов различных высших учебных заведений в
прибалтийских странах (Эстония - 61, Латвия - 48, Литва - 37
человек). За прошедшие годы около 400 способных молодых
соотечественников из малообеспеченных семей были московскими
стипендиатами и благодаря этому получили высшее образование. В
программе участвуют как известные, так и вновь созданные частные
образовательные структуры. В Эстонии это 15, в Латвии - 11, в
Литве - 5 учебных заведений. Так как стипендия Мэра включает в
себя и оплату за обучение, то это является косвенной формой
поддержки учебных заведений, ведущих преподавание на русском
языке. Было оказано содействие становлению ряда высших учебных
заведений, в которых преподавание ведется на русском языке. Так,
Институт экономики и управления в Эстонии, Балтийский русский
институт в Латвии (насчитывает более 4000 студентов) и другие
структуры получили соответствующие лицензии на ведение
образовательной деятельности и аккредитации по ряду
специальностей. Организационно реализация программы осуществляется
в каждой республике Попечительскими советами, сформированными из
известных представителей русской диаспоры, православных
религиозных деятелей. Возглавляет Попечительский совет Мэр Москвы
Ю.М. Лужков. На решение Совета не влияет гражданская, этническая
или религиозная принадлежность кандидата. Программа постоянно
совершенствуется, с 1999 года она предусматривает выделение
эксклюзивных стипендий наиболее одаренным соотечественникам на
обучение в московских учебных заведениях.
С 1997 года в подведомственных Правительству Москвы лечебно -
профилактических учреждениях получили квалифицированную
стационарную медицинскую помощь около 100 тысяч человек,
проживающих вне Российской Федерации. В российскую столицу в дни
летних и зимних каникул на отдых и лечение приглашаются дети из
малоимущих семей наших соотечественников из ближнего зарубежья. На
новогодние праздники в Москве регулярно приезжают сотни детей
российских соотечественников из стран СНГ и Балтии.
Ведется большая работа по культурным обменам. Особенно важны
мероприятия, проводимые в регионах, где имеются значительные
русскоязычные общины. В 2000 году прошли Дни культуры Москвы в
Донецке. Правительство Москвы совместно с Правительством
Азербайджана организовало проведение Дней культуры Российской
Федерации и Москвы в Баку и Сумгаите. В Москве и Крыму проведены
соответственно Дни культуры Автономной Республики Крым и Москвы, в
рамках которых прошли концерты и выставки, обсуждены перспективы
двустороннего сотрудничества. В нескольких городах Грузии
организованы гастроли московского Театра Луны. Оказана материально
- финансовая помощь Ереванскому государственному Русскому
академическому театру им. Станиславского. Правительство Москвы
постоянно организует прием творческих детских коллективов и групп
школьников из стран СНГ и Балтии. Так, за последний год по этой
линии Москву посетили дети из Львовской области, Донецка и
Вильнюса.
Правительство Москвы находит возможность оказания организациям
и движениям соотечественников финансовой и материально -
технической помощи. Например, в 1998 году оказана финансовая
помощь в размере 58 млн. рублей детскому русскому культурно -
образовательному центру "Истоки" города Риги. Музыкальными
инструментами обеспечены детская музыкальная школа Риги и Центр
русской культуры в Баку.
Неоднократно была поддержана инициатива Русской общины Крыма и
оказана ей финансово - материальная помощь в организации и
проведении знаменательных дат для российских соотечественников.
Республиканскому славянскому движению "Лад" (Казахстан) в
феврале 1999 года Мэром Москвы передан малолитражный автомобиль
"ЗИЛ".
В целях оказания помощи соотечественникам, проживающим в
Казахстане и Киргизии, подведомственное Правительству Москвы ГУП
"Москонтрактпром" создало с привлечением русских общин в качестве
соучредителей совместные торговые дома с отчислением доли прибыли
для поддержки деятельности общин. Торговым домам наших
соотечественников из Эстонии и Латвии предоставлено эксклюзивное
право на торговую деятельность с предприятиями пищевой
промышленности города Москвы.
Правительством Москвы на протяжении последних десяти лет
поддерживаются деловые связи и контакты с государственными
службами труда и занятости Украины, Белоруссии и Молдавии. В целях
оказания помощи в трудоустройстве нашим соотечественникам АМО
"ЗИЛ" заключает с ними двухсторонние срочные трудовые договоры и
берет на себя расходы по оплате проезда, обеспечивает бесплатным
проживанием в общежитиях завода. В настоящее время на предприятии
трудятся более 600 человек, прибывших из этих республик. Кроме
того, в 4 крупных городах Украины сохранены станции по
техническому обслуживанию автомобилей "ЗИЛ", которые дают
возможность нашим соотечественникам иметь постоянную работу и
стабильный заработок.
Для организации практической работы в решении вопросов по
поддержке соотечественников Правительством Москвы создан
Московский фонд поддержки соотечественников имени Юрия
Долгорукого. Учреждены и активизируют свою деятельность московские
фонды: поддержки и развития межрегиональных связей
"Сотрудничество", развития экономических и гуманитарных связей
"Москва - Крым", "Москва - Севастополь", московское отделение
Государственно - общественного фонда поддержки соотечественников
за рубежом "Россияне". Наиболее эффективно работает в данном
направлении фонд "Москва - Крым", учрежденный Правительством
Москвы. За 4 года работы фонд реализовал в Крыму свыше 200 крупных
гуманитарных и благотворительных программ по реальной поддержке
соотечественников, выделив на эти цели 10 млн. рублей. На средства
фонда были приобретены и реконструированы в Симферополе два здания
под Русский культурный центр. При этом фонд не получал бюджетных
средств, а лишь потребовалась правительственная поддержка
программ, позволяющих фонду зарабатывать средства, обеспечивающие
в дальнейшем его работу. Положительную роль в развитии
межрегионального взаимодействия играет Представительство Москвы в
Крыму.
Москва остается самым емким и самым платежеспособным рынком для
стран ближнего и дальнего зарубежья.
28 февраля - 1 марта 2001 года состоялась Международная научно
- практическая конференция "Москва и российские соотечественники:
от поддержки к сотрудничеству", в работе которой приняли участие
127 делегатов из стран СНГ и Балтии, Болгарии, Великобритании,
Германии, Греции, Израиля, Канады, Франции, представители
федеральных структур Российской Федерации, Русской Православной
Церкви, общественных, научных и культурных кругов Москвы, средств
массовой информации.
Выступая с инициативой проведения конференции, Правительство
Москвы исходило из актуальности определения наиболее приоритетных
направлений и конкретных форм сотрудничества по вопросам поддержки
соотечественников, руководствуясь необходимостью конкретизации
практических шагов по взаимодействию с общественными организациями
соотечественников, опираясь при этом на приобретенный годами
богатый опыт.
Участниками конференции была одобрена Комплексная программа
"Москва - соотечественникам в XXI веке", в которой представлены
проекты программ сотрудничества в области образования,
здравоохранения, культуры и спорта, помощи ветеранам труда,
обеспечения правовой защиты соотечественников за рубежом, а также
мероприятия, направленные на поддержку зарубежных общественных
организаций соотечественников. Программой охвачены практически все
направления работы, сформулированные в государственной концепции
по проведению политики в отношении российских соотечественников.
Состоявшееся в рамках подготовки Московской конференции в
декабре 2000 года заседание "круглого стола" на тему "О правовом
положении и механизме оказания правовой помощи российским
соотечественникам в странах СНГ и Балтии" выявило острую
необходимость создания четкого механизма оказания правовой помощи,
защиты прав, основных свобод и законных интересов наших
соотечественников, участия российских адвокатов в процессах
уголовного, гражданского, арбитражного административного
судопроизводства. Для этих целей создан Центр при московском
отделении фонда "Россияне" для оказания юридической помощи
соотечественникам и его представительств в странах СНГ и Балтии.
Осуществление и развитие всесторонних связей с
соотечественниками за рубежом, их организациями и объединениями
будет и впредь для Правительства Москвы одним из важнейших
направлений его международной деятельности.
|