УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 1 октября 2001 г. N 03-12/44882
Подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от
27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
(с изменениями и дополнениями) установлено, что при исчислении
налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных
затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в
соответствии с утвержденными местными органами государственной
власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих
предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного
образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений,
детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного
фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии
предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются
в пределах норм, утвержденных местными органами власти, на
территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Таким образом, указанная льгота предоставляется при соблюдении
следующих условий:
- поименованные в указанной выше статье объекты и учреждения
должны находиться на балансе предприятия, а не являться
юридическими лицами;
- указанные объекты и учреждения являются для организации -
балансодержателя объектами непроизводственной сферы, деятельность
которых не связана с производством продукции, выполнением работ и
оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации;
- данные объекты и учреждения должны содержаться за счет
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- расходы на содержание перечисленных выше объектов и
учреждений для целей применения льготы принимаются в пределах
норм, утвержденных местными органами власти, на территории
которых находятся указанные объекты и учреждения.
Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 и инструкция
МНС России от 15.06.2000 N 62 предусматривают также уменьшение
облагаемой прибыли на суммы "затрат на эти цели при долевом
участии предприятий в содержании указанных объектов и
учреждений", а "указанными объектами и учреждениями" в данном
случае являются объекты и учреждения, находящиеся на балансе
предприятий и содержащиеся за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия.
Указанная льгота может быть предоставлена предприятию, на
балансе которого находятся жилищный фонд и объекты учреждения
социально - культурной сферы, содержащиеся за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия, а также предприятию,
которое несет расходы по содержанию этого жилищного фонда и
объектов и учреждений социально - культурной сферы в доле с
предприятием, на балансе которого они находятся.
То есть долевое участие в содержании жилищного фонда и
объектов и учреждений социально - культурной сферы предполагает
использование на указанные цели прибыли как первого, так и
второго предприятия.
В случае участия предприятия в долевом содержании за счет
прибыли объектов социально - культурной сферы и жилищного фонда,
находящихся на балансе предприятий, для которых указанные объекты
являются объектами непроизводственной сферы, деятельность которых
не связана с производством продукции, выполнением работ и
оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации,
организация - инвестор должна заключить договор о долевом участии
в финансировании с балансодержателем объекта при условии
совместного использования сторонами жилищного фонда или объектов
социально - культурной сферы.
При этом такой договор должен определять долю расходов,
финансируемую каждой из сторон.
Кроме того, для целей исчисления данной льготы по налогу на
прибыль при долевом финансировании объектов социально -
культурной сферы и жилищного фонда затраты на их содержание
принимаются в пределах норм пропорционально доле расходов,
финансируемой каждой из сторон.
В городе Москве распоряжением Мэра от 02.08.2000 N 837-РМ "Об
утверждении годовых нормативов затрат на содержание объектов
социально - культурной сферы" установлены и действуют нормативы
затрат для предприятий всех организационно - правовых форм и форм
собственности по содержанию находящихся на балансе объектов
социально - культурной сферы и жилищного фонда, а также затрат на
эти цели при долевом участии предприятий, при этом нормативы
затрат на содержание объектов здравоохранения кратны
соответственно для больниц количеству койко - мест, для
амбулаторно - поликлинических учреждений - количеству
прикрепленных.
Показатель "1 прикрепленный" для амбулаторно - поликлинических
учреждений включает в себя всех обслуживаемых в данном
медицинском учреждении, показатель "1 койко - место" для больниц
включает количество коек, находящихся в стационаре медицинского
учреждения.
Предприятия, имеющие на своем балансе амбулаторно -
поликлинические учреждения либо перечисляющие средства на
финансирование данных учреждений в порядке долевого участия, в
показатель "1 прикрепленный" включают количество сотрудников
предприятия, обслуживаемых в данном медицинском учреждении,
показатель "1 койко - место" определяет количество дней, в
течение которых сотрудники находились на стационарном лечении.
При этом список прикрепленных сотрудников должен утверждаться
приказом руководителя предприятия.
Для предприятий, перечисляющих средства на финансирование
учреждений здравоохранения в порядке долевого участия, указанный
приказ с пофамильным списком прикрепленных сотрудников является
основанием для расчета соответствия фактических расходов
установленному нормативу затрат при применении данной льготы.
Учреждением в соответствии с Гражданским кодексом (далее - ГК
РФ) признается организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социально - культурных или иных
функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью
или частично (ст. 120).
Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -
БК РФ) предусмотрено, что бюджетным учреждением признается
организация, созданная органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления для осуществления
социально - культурных или иных функций некоммерческого
характера, деятельность которых финансируется из бюджета на
основе сметы доходов и расходов.
Таким образом, согласно ГК РФ и БК РФ бюджетным учреждением
является организация, созданная собственником, которым
осуществлено ее финансирование полностью или частично на основе
сметы доходов и расходов.
Согласно ст. 159 БК РФ средства из соответствующего бюджета
выделяются главному распорядителю бюджетных средств, который
распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным
получателям бюджетных средств и направляет их в орган и
исполняющий бюджет и утверждает сметы доходов и расходов в
подведомственных бюджетных учреждениях в соответствии с Бюджетной
классификацией Российской Федерации.
ГК РФ и БК РФ не предусматривают покрытие расходов на
содержание бюджетных организаций (учреждений) и учреждений за
счет средств других организаций (в том числе путем передачи
средств на основе договора о долевом участии в содержании
соответствующего учреждения.
Следовательно, предприятия, перечисляющие денежные средства
специализированному медицинскому научному центру,
зарегистрированному как самостоятельное юридическое лицо, в
качестве долевого участия в его содержании, не могут получить
льготу в виде освобождения от уплаты налога на прибыль в части
затрат, направляемых на содержание указанного учреждения.
Основание: письмо МНС России от 06.05.2000 N 02-01-16/74,
письмо МНС России от 07.02.2001 N ВГ-6-02/115, письмо МНС России
от 27.07.2001 N 02-2-12/Х389.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|