УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 19 октября 2001 г. N 02-11/48277
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации
объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается
реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 39
Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров,
работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем
признается соответственно передача на возмездной основе (в том
числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности
на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого
лица, возмездное оказание услуг одним лицом для другого лица, а в
случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности
на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого
лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной
основе.
В соответствии с вопросом российская организация оказывает
аудиторские услуги компаниям Республики Узбекистан, которые не
осуществляют деятельности на территории Российской Федерации.
Аудиторской деятельностью, аудитом в соответствии с Законом
Российской Федерации от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности" признается деятельность по независимой проверке
бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организаций и индивидуальных предпринимателей.
При этом аудиторские организации и предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без образования юридического
лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, такие как
постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета,
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское
консультирование и другие виды услуг в соответствии с
вышеуказанным Законом "Об аудиторской деятельности".
Таким образом, целью аудита является не оказание бухгалтерских
услуг, а выражение мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка
ведения бухгалтерского учета законодательству Российской
Федерации.
При этом в целях вышеуказанного Закона по достоверностью
понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской)
отчетности, которая позволяет этой отчетности на основании ее
данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной
деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц
и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
При определении места реализации выполненных работ (оказанных
услуг) следует руководствоваться ст. 148 Налогового кодекса
Российской Федерации.
В связи с тем, что указанные услуги не поименованы в перечне
работ и услуг, предоставляемых российской организацией
иностранному юридическому лицу, в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 148
Налогового кодекса Российской Федерации, то при определении места
реализации вышеуказанных услуг необходимо руководствоваться подп.
5 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом согласно п. 2 ст. 148 Налогового кодекса Российской
Федерации местом осуществления деятельности организации или
индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих
услуги), не предусмотренные подпунктами 1-4 п. 1 настоящей статьи,
считается территория Российской Федерации в случае фактического
присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя
на территории Российской Федерации на основе государственной
регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного
в учредительных документах организации, места управления
организацией, места постоянно действующего исполнительного органа
организации, места нахождения постоянного представительства в
Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через
это постоянное представительство) либо места жительства
индивидуального предпринимателя.
Следовательно, доход, поученный российской организацией от
оказания возмездных услуг по проведению независимой проверки
бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организаций Республики Узбекистан, облагается налогом на
добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|