Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 25.10.2001 N 3-524/2001 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 17.04.2001 N 357-ПП И ПУНКТА 6 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 24.02.1998 N 142

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
                      МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 25 октября 2001 г. N 3-524/2001
   
      Именем Российской Федерации
   
      Судебная коллегия  по  гражданским делам Московского городского
      суда в составе:
      председательствующего Курциньш С.Э.
      с участием прокурора Гнусенко О.Г.
      при секретаре Полищук Т.Н.,
   рассмотрев в  открытом  судебном  заседании  гражданское  дело   N
   3-524/2001  по  заявлению  Прокурора  города  Москвы  о  признании
   противоречащим федеральному  законодательству п.  2  постановления
   Правительства  Москвы от 17.04.2001 N 357-ПП "О внесении изменений
   в  постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N  142
   "О  расчетах  за  жилищные   услуги   и   отопление"  и  пункта  6
   постановления Правительства Москвы от 24.02.98 N 142  "О  расчетах
   за  жилищные  услуги  и  отопление"  (в  редакции  от 17.04.2001 N
   357-ПП),
   
                              установила:
   
      Прокурор г.  Москвы обратился в суд с  заявлением  о  признании
   противоречащими федеральному  законодательству п.  2 постановления
   Правительства Москвы от 17.04.2001 N 357-ПП "О внесении  изменений
   в  постановление  Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142
   "О   расчетах   за   жилищные  услуги  и  отопление"  и  пункта  6
   постановления Правительства  Москвы  от 24.02.98 N 142 "О расчетах
   за жилищные услуги  и  отопление"  (в  редакции  от  17.04.2001  N
   357-ПП).
      Прокурор Гнусенко  О.Г.   в   судебном   заседании   требования
   поддержала,  пояснила, что установленные в нормативном акте города
   Москвы положения о том,  что льготы могут быть реализованы  только
   гражданами,   имеющими   обязанность   по   уплате   этих   услуг,
   противоречат  федеральному  закону,  не  связывающему   право   на
   получение льготы с обязанностью по оплате платежей.
      Представитель Правительства Москвы Бочкарева  В.А.  в  судебном
   заседании   требования   прокурора   не  признала,  пояснила,  что
   обязанность по оплате жилищно - коммунальных  услуг  возложена  на
   собственника жилого помещения, собственник  жилого помещения плату
   за  пользование  не  осуществляет.   Пользователь   принадлежащего
   собственнику   жилого   помещения    по   отношению   к   жилищной
   организации  стороной   не  является,  в  связи  с  чем  в  п.   6
   постановления  Правительства  Москвы  N  142  указан исчерпывающий
   перечень  лиц,  которые  осуществляют  платежи,  а  следовательно,
   пользуются льготами.
      Представитель Управления городского заказа Правительства Москвы
   Сергацкова И.В. с требованиями прокурора не согласились.
      Выслушав объяснения  сторон,  исследовав  письменные  материалы
   дела, выслушав  заключение  прокурора,  полагавшего  удовлетворить
   заявление в полном объеме,  судебная коллегия приходит  к  выводу,
   что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.
      В судебном заседании установлено, что пунктом  2  постановления
   Правительства Москвы  от  17  апреля 2001 г.  N 357-ПП "О внесении
   изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля  1998
   г.  N   142   "О   расчетах   за   жилищные  услуги  и  отопление"
   постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 года  N  142
   дополнено п. 6 следующего содержания:
      "Принять к сведению,  что   льготы   по   оплате   жилищных   и
   коммунальных  услуг  в соответствии с законодательством Российской
   Федерации и нормативными актами Правительства  Москвы  могут  быть
   реализованы только гражданами, имеющими обязанность по оплате этих
   услуг:  нанимателями и совместно проживающими с  ними  членами  их
   семей,  а также собственниками жилых помещений  независимо от вида
   жилищного фонда, в котором они проживают".
      В соответствии    со    ст.    13   ГК   Российской   Федерации
   ненормативный  акт  государственного органа  или  органа  местного
   самоуправления,   а  в  случаях,  предусмотренных  законом,  также
   нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
   и  нарушающий  гражданские  права и  охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического лица,  могут  быть  признаны   судом
   недействительными.
      В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
   правовые    акты   субъектов   Российской   Федерации   не   могут
   противоречить федеральным законам,  принятым по предметам  ведения
   Российской  Федерации   и   по   предметам   совместного   ведения
   Российской Федерации и  субъектов  Российской Федерации.  В случае
   противоречия между федеральным законом и иным  актом,  изданным  в
   Российской федерации, действует федеральный закон.
      Суд приходит к выводу,  что  п.  6  постановления Правительства
   Москвы от  24  февраля  1998  года  N 142 противоречит федеральным
   законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации  и  по
   предметам совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов
   Российской Федерации.
      В соответствии с подпунктами  "ж" и "к" п. 1 ст. 72 Конституции
   Российской Федерации в совместном ведении Российской  Федерации  и
   ее   субъектов   находятся  вопросы  социальной  защиты,  жилищное
   законодательство.  Согласно п.  "о"  ст.  71  Конституции  вопросы
   гражданского   законодательства  находятся  в  ведении  Российской
   Федерации.
      Для определенных  групп  населения  рядом  федеральных  законов
   предусмотрены льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг.
      П. 8  ст. 14  Федерального  закона "О ветеранах" устанавливает,
   что для инвалидов  войны  предусматривается  оплата  в  размере 50
   процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных
   квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы,
   установленной  законодательством субъекта Российской Федерации,  в
   том  числе  членами  семей  инвалидов  войны,  совместно  с   ними
   проживающими.   Льготы  по  оплате  жилья  предоставляются  лицам,
   проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;  п. 9 этой
   же  статьи  -  оплата  в  размере  50 процентов коммунальных услуг
   (водоснабжение,  водоотведение,  вывоз бытовых и  других  отходов,
   газ,  электрическая  и  тепловая  энергия  - в пределах нормативов
   потребления  указанных  услуг,  установленных  органами   местного
   самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование
   радио и  коллективной  телевизионной  антенной;  инвалидам  войны,
   проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива,
   приобретаемого в  пределах   норм,   установленных   для   продажи
   населению,  и  транспортных  услуг  для  доставки  этого  топлива.
   Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном
   порядке.   Льготы   по   оплате  указанных  услуг  предоставляются
   независимо от вида жилищного фонда.
      П. 5   ст.   15   предусматривается,   что  участникам  Великой
   Отечественной войны  предоставляется оплата в размере 50 процентов
   занимаемой   общей   площади   жилых   помещений  (в  коммунальных
   квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы,
   установленной  законодательством субъекта Российской Федерации,  в
   том числе членами семей участников  Великой  Отечественной  войны,
   совместно   с   ними   проживающими.   Льготы   по   оплате  жилья
   предоставляются лицам,  проживающим в  домах  независимо  от  вида
   жилищного  фонда;  п.  6  этой  же  статьи  -  оплата в размере 50
   процентов коммунальных услуг (водоснабжение,  водоотведение, вывоз
   бытовых и других отходов,  газ, электрическая и тепловая энергия -
   в пределах нормативов потребления указанных  услуг,  установленных
   органами  местного  самоуправления);  абонентной платы за телефон,
   услуг за пользование радио и коллективной телевизионной  антенной;
   участникам  Великой Отечественной войны,  проживающим в домах,  не
   имеющих  центрального  отопления,  -  топлива,  приобретаемого   в
   пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных
   услуг для доставки этого топлива.  Обеспечение топливом участников
   Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке.
   Льготы по оплате указанных  услуг  предоставляются  независимо  от
   вида жилищного фонда.
      П. 4 ст.  14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной
   защите граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации   вследствие
   катастрофы на   Чернобыльской  АЭС"  устанавливается,  что  оплата
   занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального
   фондов, а  также  в приватизированных жилых помещениях (в пределах
   норм, предусмотренных действующим законодательством),  в том числе
   и членам  их  семей,  проживающим  с ними,  в размере 50 процентов
   квартирной платы,  исчисленной  по  ставкам,   установленным   для
   рабочих и  служащих,  а  также  предоставление скидки в размере 50
   процентов с установленной платы за пользование  телефоном,  радио,
   коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их
   установку, за  пользование   отоплением,   водопроводом, газом   и
   электроэнергией, а  проживающим  в домах,  не имеющих центрального
   отопления, - предоставление  скидки  в  размере  50  процентов  со
   стоимости топлива,  приобретаемого в пределах норм,  установленных
   для продажи  населению,  включая  транспортные расходы   (в   ред.
   Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ).
      П. "ж" ст. 16  Закона  РФ  от  18  октября 1991 г. N 1761-1  "О
   реабилитации  жертв политических репрессий" предусмотрено снижение
   (для  реабилитированных  лиц и совместно с ними проживающих членов
   их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50
   процентов  в  пределах  норм, предусмотренных законодательством, а
   также   стоимости   топлива,  приобретаемого   в   пределах  норм,
   установленных для  продажи  населению, проживающему  в  домах  без
   центрального отопления.
      П. 10 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе
   военнослужащих" предусматривает,  что  военнослужащие,  проходящие
   военную службу по контракту,  и совместно проживающие с ними члены
   их  семей,  а  также  граждане,  уволенные  с  военной  службы  по
   достижении  ими предельного возраста пребывания на военной службе,
   состоянию  здоровья  или  в  связи  с  организационно  -  штатными
   мероприятиями, общая   продолжительность  военной  службы  которых
   составляет 20 лет и более,  а при общей продолжительности  военной
   службы  25  лет  и более - вне зависимости от основания увольнения
   и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере
   50 процентов:
      - общую  площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных
   помещениях - жилую площадь).  Кроме того,  в размере 50  процентов
   оплачиваются нанимателями  жилых  помещений  содержание,  ремонт и
   наем  жилых помещений, а собственниками жилых помещений  и членами
   жилищно -  строительных  (жилищных)  кооперативов -  содержание  и
   ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;
      - коммунальные   услуги  (водоснабжение,  водоотведение,  вывоз
   бытовых и других отходов,  газ,  электрическая и тепловая энергия)
   независимо от вида жилищного фонда.
      В приведенных  нормах законодатель определил круг лиц,  которым
   предоставляются льготы, а именно:  ветераны войны, инвалиды войны,
   реабилитированные лица,  военнослужащие, а также, кроме них, члены
   их семьи - по оплате занимаемой  общей  площади  жилых  помещений.
   Кроме того,  в ряде законодательных актов предусматривается, что и
   члены семьи имеют льготы по оплате  коммунальных  услуг,  а  также
   льготы   предоставлены  собственникам  жилых  помещений  и  членам
   жилищно  -  строительных   (жилищных)   кооперативов   по   оплате
   содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных
   жилых  домах  (п.  10  ст.  15  Федерального  закона  "О   статусе
   военнослужащих").
      По смыслу  приведенных  норм,  предоставлены льготы по оплате в
   размере 50   процентов    коммунальных    услуг    (водоснабжение,
   водоотведение, вывоз бытовых и других отходов,  газ, электрическая
   и тепловая энергия - в пределах нормативов  потребления  указанных
   услуг, установленных органами  местного самоуправления) независимо
   от того, в качестве кого они проживают (собственника,  нанимателя,
   члена семьи нанимателя или собственника, поднанимателя, временного
   жильца)  в  жилом  помещении  и  кто  оплачивает  эти коммунальные
   услуги.
      Таким образом,  п.  6 постановления Правительства Москвы N 142,
   предусматривающий, что  льготы  по  оплате жилищных и коммунальных
   услуг могут   быть   реализованы   только   гражданами,   имеющими
   обязанность по  оплате  этих  услуг:  нанимателями   и   совместно
   поживающими с ними членами их семей,  а также собственниками жилых
   помещений, сужает круг лиц,  которым федеральным законодательством
   предоставлены льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг. Этой
   нормой члены семьи собственника ограничены в праве воспользоваться
   льготой по оплате жилищных и коммунальных услуг.
      С доводами  представителя  Правительства  Москвы  о  том,   что
   обязанность  оплачивать  жилищные  и коммунальные услуги возложена
   только на собственника жилого помещения, а совместно проживающие с
   ним  лица  перед  жилищными  органами ответственность за оплату не
   несут  и,  следовательно,  пунктом  6  их  права  не   нарушаются,
   поскольку жилищным органам они не платят, согласиться нельзя.
      Согласно  п. 1  ст. 292  ГК  РФ   члены   семьи   собственника,
   проживающие в  принадлежащем  ему  жилом  помещении,  имеют  право
   пользования этим помещением на условиях,  предусмотренных жилищным
   законодательством.
      Дееспособные члены    семьи    собственника,   проживающие    в
   принадлежащем ему   жилом   помещении,    несут    солидарную    с
   собственником ответственность  по  обязательствам,  вытекающим  из
   пользования жилым помещением (абзац  введен Федеральным законом от
   15.05.2001 N 54-ФЗ).
      Диспозиция ч.  1  п.   1   является  отсылочной   к   жилищному
   законодательству.
      В ст.  57 ЖК РСФСР устанавливается,  что плата за  коммунальные
   услуги (водоснабжение,  газ,  электричество,  тепловая  энергия  и
   другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в
   установленном порядке   тарифам.  Наниматель  обязан  своевременно
   вносить плату за коммунальные услуги.
      Согласно  ч. 2  ст. 147  ЖК РСФСР  оплата расходов, связанных с
   техническим обслуживанием  этих  домов  (общественного   жилищного
   фонда, домов  жилищных  и  жилищно - строительных кооперативов,  а
   также многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан),
   производится по   ставкам   или  на  условиях,  установленных  для
   обслуживания и   ремонта   жилых    домов    государственного    и
   муниципального жилищного фонда.
      Таким образом, у собственника, а также в силу ч. 2 п. 1 ст. 292
   ГК РФ   у  членов  семьи  собственника  возникают  обязанности  по
   обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, т.е. у
   члена  семьи  собственника  возникают  обязанности  перед жилищной
   организацией.  К таким обязательствам относятся  оплата  расходов,
   связанных с техническим обслуживанием, оплата водоснабжения, газа,
   электричества, тепловой энергии, вывоза мусора и другие услуги.
      Поскольку у члена семьи собственника  возникают  обязанности по
   оплате жилищных и коммунальных услуг, то у него возникает и право,
   предоставленное законом,  оплатить эти услуги в  льготном размере.
   Однако  п. 6  постановления  Правительства Москвы N 142  названные
   выше права членов семьи собственника нарушает.
      В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены
   на основании Федерального закона и только в той мере,  в какой это
   необходимо в   целях   защиты   основ   конституционного    строя,
   нравственности, здоровья,  прав  и  законных интересов других лиц,
   обеспечения обороны страны и безопасности государства.
      В связи   с   изложенным  суд  приходит  к  выводу,  что  п.  2
   постановления Правительства  Москвы  от  17.04.2001  N  357-ПП  "О
   внесении изменений  в  постановление  Правительства  Москвы  от 24
   февраля 1998 г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги  и отопление"
   и  пункт 6 постановления Правительства Москвы от 24.02.98 N 142 "О
   расчетах за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001
   N 357-ПП) должны быть признаны противоречащими федеральному закону
   и не подлежащими применению.
      В соответствии  с  п.  2  постановления Пленума Верховного Суда
   Российской Федерации от 25 мая 2000 г.  N 19 "О внесении изменений
   и дополнений  в  некоторые  постановления Пленума  Верховного Суда
   Российской  Федерации"   в  случае   удовлетворения  заявления   о
   признании  противоречащим   закону  иного   правового  акта    (не
   являющегося законом  субъекта Российской  Федерации) суд  признает
   этот акт  недействительным и  не порождающим  правовых последствий
   со дня его издания,  а если закон, которому  противоречит правовой
   акт, вступил в  силу (введен в  действие) после издания  правового
   акта, - со дня вступления в силу (введения в действие) закона.
      Решение по делу о признании противоречащим закону  нормативного
   правового акта   или   сообщение   о  таком  решении  должно  быть
   опубликовано в  средстве  массовой  информации,  в   котором   был
   опубликован данных нормативный правовой акт, о чем следует указать
   в резолютивной части решения (ст.  35 Закона Российской  Федерации
   "О средствах массовой информации").
      Сообщение о  принятом  решении  должно  быть   опубликовано   в
   средстве массовой  информации,  в  котором  был опубликован данный
   нормативный правовой акт:  в газете  "Тверская,  13"  и  "Вестнике
   Мэрии Москвы".
      На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
   судебная коллегия
   
                                решила:
   
      Удовлетворить заявление  Прокурора  г.   Москвы   о   признании
   противоречащими федеральному  законодательству п.  2 постановления
   Правительства Москвы от 17.04.2001 N 357-ПП "О внесении  изменений
   в постановление Правительства Москвы  от  24 февраля 1998 г. N 142
   "О  расчетах  за  жилищные   услуги   и   отопление"  и  пункта  6
   постановления  Правительства  Москвы от 24.06.98 N 142 "О расчетах
   за жилищные услуги  и  отопление"  (в  редакции  от  17.04.2001  N
   357-ПП).  Признать  противоречащим  федеральному законодательству,
   недействующим и неподлежащим применению с момента  принятия  п.  2
   постановления  Правительства  Москвы  от  17.04.2001  N  357-ПП "О
   внесении изменений в  постановление  Правительства  Москвы  от  24
   февраля 1998  г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление"
   и  пункт 6 постановления Правительства Москвы от 24.02.98 N 142 "О
   расчетах за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001
   N 357-ПП).
      Сообщение о  принятом  решении  должно  быть   опубликовано   в
   средстве массовой  информации,  в  котором  был опубликован данный
   нормативный правовой акт:  в газете  "Тверская,  13"  и  "Вестнике
   Мэрии Москвы".
      Решение может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд   Российской
   Федерации  в течение 10 дней.  Решение вступило в законную силу 19
   февраля 2002 г.
   
      Председательствующий __________________________________________
      Члены суда ____________________________________________________
      Секретарь _____________________________________________________
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz