СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2001 г. N 3-524/2001
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Курциньш С.Э.
с участием прокурора Гнусенко О.Г.
при секретаре Полищук Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-524/2001 по заявлению Прокурора города Москвы о признании
противоречащим федеральному законодательству п. 2 постановления
Правительства Москвы от 17.04.2001 N 357-ПП "О внесении изменений
в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142
"О расчетах за жилищные услуги и отопление" и пункта 6
постановления Правительства Москвы от 24.02.98 N 142 "О расчетах
за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001 N
357-ПП),
установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству п. 2 постановления
Правительства Москвы от 17.04.2001 N 357-ПП "О внесении изменений
в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142
"О расчетах за жилищные услуги и отопление" и пункта 6
постановления Правительства Москвы от 24.02.98 N 142 "О расчетах
за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001 N
357-ПП).
Прокурор Гнусенко О.Г. в судебном заседании требования
поддержала, пояснила, что установленные в нормативном акте города
Москвы положения о том, что льготы могут быть реализованы только
гражданами, имеющими обязанность по уплате этих услуг,
противоречат федеральному закону, не связывающему право на
получение льготы с обязанностью по оплате платежей.
Представитель Правительства Москвы Бочкарева В.А. в судебном
заседании требования прокурора не признала, пояснила, что
обязанность по оплате жилищно - коммунальных услуг возложена на
собственника жилого помещения, собственник жилого помещения плату
за пользование не осуществляет. Пользователь принадлежащего
собственнику жилого помещения по отношению к жилищной
организации стороной не является, в связи с чем в п. 6
постановления Правительства Москвы N 142 указан исчерпывающий
перечень лиц, которые осуществляют платежи, а следовательно,
пользуются льготами.
Представитель Управления городского заказа Правительства Москвы
Сергацкова И.В. с требованиями прокурора не согласились.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы
дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить
заявление в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу,
что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что пунктом 2 постановления
Правительства Москвы от 17 апреля 2001 г. N 357-ПП "О внесении
изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998
г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление"
постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 года N 142
дополнено п. 6 следующего содержания:
"Принять к сведению, что льготы по оплате жилищных и
коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской
Федерации и нормативными актами Правительства Москвы могут быть
реализованы только гражданами, имеющими обязанность по оплате этих
услуг: нанимателями и совместно проживающими с ними членами их
семей, а также собственниками жилых помещений независимо от вида
жилищного фонда, в котором они проживают".
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
Российской федерации, действует федеральный закон.
Суд приходит к выводу, что п. 6 постановления Правительства
Москвы от 24 февраля 1998 года N 142 противоречит федеральным
законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "ж" и "к" п. 1 ст. 72 Конституции
Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и
ее субъектов находятся вопросы социальной защиты, жилищное
законодательство. Согласно п. "о" ст. 71 Конституции вопросы
гражданского законодательства находятся в ведении Российской
Федерации.
Для определенных групп населения рядом федеральных законов
предусмотрены льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг.
П. 8 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" устанавливает,
что для инвалидов войны предусматривается оплата в размере 50
процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных
квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы,
установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в
том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними
проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам,
проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; п. 9 этой
же статьи - оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг
(водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов,
газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов
потребления указанных услуг, установленных органами местного
самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование
радио и коллективной телевизионной антенной; инвалидам войны,
проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива,
приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи
населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном
порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются
независимо от вида жилищного фонда.
П. 5 ст. 15 предусматривается, что участникам Великой
Отечественной войны предоставляется оплата в размере 50 процентов
занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных
квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы,
установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в
том числе членами семей участников Великой Отечественной войны,
совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья
предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида
жилищного фонда; п. 6 этой же статьи - оплата в размере 50
процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз
бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия -
в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных
органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон,
услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной;
участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не
имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в
пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных
услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников
Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке.
Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от
вида жилищного фонда.
П. 4 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливается, что оплата
занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального
фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах
норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе
и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов
квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для
рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50
процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио,
коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их
установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и
электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального
отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со
стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных
для продажи населению, включая транспортные расходы (в ред.
Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ).
П. "ж" ст. 16 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О
реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено снижение
(для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов
их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50
процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а
также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм,
установленных для продажи населению, проживающему в домах без
центрального отопления.
П. 10 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" предусматривает, что военнослужащие, проходящие
военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены
их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по
достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными
мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых
составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной
службы 25 лет и более - вне зависимости от основания увольнения
и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере
50 процентов:
- общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных
помещениях - жилую площадь). Кроме того, в размере 50 процентов
оплачиваются нанимателями жилых помещений содержание, ремонт и
наем жилых помещений, а собственниками жилых помещений и членами
жилищно - строительных (жилищных) кооперативов - содержание и
ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;
- коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз
бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия)
независимо от вида жилищного фонда.
В приведенных нормах законодатель определил круг лиц, которым
предоставляются льготы, а именно: ветераны войны, инвалиды войны,
реабилитированные лица, военнослужащие, а также, кроме них, члены
их семьи - по оплате занимаемой общей площади жилых помещений.
Кроме того, в ряде законодательных актов предусматривается, что и
члены семьи имеют льготы по оплате коммунальных услуг, а также
льготы предоставлены собственникам жилых помещений и членам
жилищно - строительных (жилищных) кооперативов по оплате
содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных
жилых домах (п. 10 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих").
По смыслу приведенных норм, предоставлены льготы по оплате в
размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение,
водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая
и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных
услуг, установленных органами местного самоуправления) независимо
от того, в качестве кого они проживают (собственника, нанимателя,
члена семьи нанимателя или собственника, поднанимателя, временного
жильца) в жилом помещении и кто оплачивает эти коммунальные
услуги.
Таким образом, п. 6 постановления Правительства Москвы N 142,
предусматривающий, что льготы по оплате жилищных и коммунальных
услуг могут быть реализованы только гражданами, имеющими
обязанность по оплате этих услуг: нанимателями и совместно
поживающими с ними членами их семей, а также собственниками жилых
помещений, сужает круг лиц, которым федеральным законодательством
предоставлены льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг. Этой
нормой члены семьи собственника ограничены в праве воспользоваться
льготой по оплате жилищных и коммунальных услуг.
С доводами представителя Правительства Москвы о том, что
обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возложена
только на собственника жилого помещения, а совместно проживающие с
ним лица перед жилищными органами ответственность за оплату не
несут и, следовательно, пунктом 6 их права не нарушаются,
поскольку жилищным органам они не платят, согласиться нельзя.
Согласно п. 1 ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника,
проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право
пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным
законодательством.
Дееспособные члены семьи собственника, проживающие в
принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с
собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из
пользования жилым помещением (абзац введен Федеральным законом от
15.05.2001 N 54-ФЗ).
Диспозиция ч. 1 п. 1 является отсылочной к жилищному
законодательству.
В ст. 57 ЖК РСФСР устанавливается, что плата за коммунальные
услуги (водоснабжение, газ, электричество, тепловая энергия и
другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в
установленном порядке тарифам. Наниматель обязан своевременно
вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 147 ЖК РСФСР оплата расходов, связанных с
техническим обслуживанием этих домов (общественного жилищного
фонда, домов жилищных и жилищно - строительных кооперативов, а
также многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан),
производится по ставкам или на условиях, установленных для
обслуживания и ремонта жилых домов государственного и
муниципального жилищного фонда.
Таким образом, у собственника, а также в силу ч. 2 п. 1 ст. 292
ГК РФ у членов семьи собственника возникают обязанности по
обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, т.е. у
члена семьи собственника возникают обязанности перед жилищной
организацией. К таким обязательствам относятся оплата расходов,
связанных с техническим обслуживанием, оплата водоснабжения, газа,
электричества, тепловой энергии, вывоза мусора и другие услуги.
Поскольку у члена семьи собственника возникают обязанности по
оплате жилищных и коммунальных услуг, то у него возникает и право,
предоставленное законом, оплатить эти услуги в льготном размере.
Однако п. 6 постановления Правительства Москвы N 142 названные
выше права членов семьи собственника нарушает.
В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены
на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что п. 2
постановления Правительства Москвы от 17.04.2001 N 357-ПП "О
внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24
февраля 1998 г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление"
и пункт 6 постановления Правительства Москвы от 24.02.98 N 142 "О
расчетах за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001
N 357-ПП) должны быть признаны противоречащими федеральному закону
и не подлежащими применению.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений
и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления о
признании противоречащим закону иного правового акта (не
являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд признает
этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий
со дня его издания, а если закон, которому противоречит правовой
акт, вступил в силу (введен в действие) после издания правового
акта, - со дня вступления в силу (введения в действие) закона.
Решение по делу о признании противоречащим закону нормативного
правового акта или сообщение о таком решении должно быть
опубликовано в средстве массовой информации, в котором был
опубликован данных нормативный правовой акт, о чем следует указать
в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской Федерации
"О средствах массовой информации").
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в
средстве массовой информации, в котором был опубликован данный
нормативный правовой акт: в газете "Тверская, 13" и "Вестнике
Мэрии Москвы".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
судебная коллегия
решила:
Удовлетворить заявление Прокурора г. Москвы о признании
противоречащими федеральному законодательству п. 2 постановления
Правительства Москвы от 17.04.2001 N 357-ПП "О внесении изменений
в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142
"О расчетах за жилищные услуги и отопление" и пункта 6
постановления Правительства Москвы от 24.06.98 N 142 "О расчетах
за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001 N
357-ПП). Признать противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и неподлежащим применению с момента принятия п. 2
постановления Правительства Москвы от 17.04.2001 N 357-ПП "О
внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24
февраля 1998 г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление"
и пункт 6 постановления Правительства Москвы от 24.02.98 N 142 "О
расчетах за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001
N 357-ПП).
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в
средстве массовой информации, в котором был опубликован данный
нормативный правовой акт: в газете "Тверская, 13" и "Вестнике
Мэрии Москвы".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней. Решение вступило в законную силу 19
февраля 2002 г.
Председательствующий __________________________________________
Члены суда ____________________________________________________
Секретарь _____________________________________________________
|