УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2001 г. N 03-12/52111
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 17.07.99 N
181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в
организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан
обеспечить в том числе санитарно - бытовое и лечебно -
профилактическое обслуживание работников в соответствии с
требованиями охраны труда.
Постановлением государственного комитета санитарно -
эпидемиологического надзора Российской Федерации от 20.05.96 N
9-П "О санитарных правилах, нормах и гигиенических нормативах"
определено, что юридические лица обязаны выполнять требования,
закрепленные в официально изданных в установленном порядке
санитарных правилах, нормах и гигиенических нормативах.
Положением о государственном санитарно - эпидемиологическом
нормировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от
24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о Государственной
санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и
Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом
нормировании", определено, что государственные санитарно -
эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно -
эпидемиологические требования к условиям труда.
Однако обоснованность вышеуказанных затрат зависит прежде
всего от наличия специальных и нормативно установленных
положений. Как правило, это содержится в ведомственных и
межведомственных нормативных документах. Кроме того, именно
спецификой той или иной отрасли определяются и сами мероприятия
по обеспечению выполнения санитарно - гигиенических требований.
В соответствии с подп. "е" п. 2 и п. 9 Положения о составе
затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и
дополнений), для целей налогообложения в себестоимость продукции
(работ, услуг) включаются затраты по обеспечению выполнения
санитарно - гигиенических требований, включая затраты на
содержание помещений и инвентаря, предоставляемых организациями
медицинским учреждениям для создания медицинских пунктов
непосредственно на территории, организации, в том числе
амортизационные отчисления от стоимости помещений и инвентаря,
затрат на ремонт помещений и других расходов по их содержанию.
При этом данные расходы рассматриваются как затраты на
обслуживание производственного процесса.
Затраты на проведение мероприятий по охране здоровья, не
связанные непосредственно с участием работников в
производственном процессе, в себестоимость продукции (работ,
услуг) не включаются.
Исходя из вышеизложенного расходы по содержанию медпункта
могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) при
наличии обязанности организации в соответствии с требованиями
отраслевого трудового законодательства содержать на территории
предприятия медпункт. Если отраслевыми нормативными актами не
предусмотрено создание в организации медпункта (здравпункта),
расходы по содержанию медпункта организация должна осуществлять
за счет собственных средств, остающихся после уплаты налогов.
Подпунктом "б" пункта 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 4.1.2
инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"
установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая
прибыль уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с
утвержденными местными органами государственной власти
нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и
учреждений здравоохранения.
К объектам и учреждениям здравоохранения относятся объекты и
учреждения, поименованные в подразделе "Здравоохранение" (по
кодам 91500-91599).
Согласно приказу Минздрава России от 03.11.99 N 395 "Об
утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" здравпункты
(врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями
учреждений здравоохранения или предприятий промышленности,
строительства, транспорта, связи и других организаций, а также
образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной
медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Данная льгота предоставляется только при условии, что затраты
на содержание указанных объектов произведены за счет прибыли,
оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
При решении вопроса о размере заявляемой льготы необходимо
учитывать следующее.
Для объектов, находящихся на территории г. Москвы, с 1 июля
2000 года данные расходы принимаются в размерах, установленных
распоряжением Мэра Москвы от 02.08.2000 N 837-РМ.
Кроме того, п. 7 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что
налоговые льготы, установленные пунктами 1 (за исключением
подпунктов "г", "д" и "е") и 5 этой статьи, в совокупности не
должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета
данных льгот, более чем на 50 процентов.
Исходя из вышеизложенного, организация, содержащая на балансе
медпункт за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, вправе
заявить льготу по налогу на прибыль в соответствии с подп. "б" п.
1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" в размере, установленном
законодательством.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|