ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ЗАКАЗА
ПИСЬМО
от 16 ноября 2001 г. N 67-157/1
Управление городского заказа сообщает:
Ни в одном законодательном или нормативном правовом акте РФ и
г. Москвы, предусматривающем предоставление семьям, имеющим детей-
инвалидов, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, не
определено, кто относится к кругу лиц семьи, имеющей в своем
составе детей-инвалидов. Следовательно, необходимо
руководствоваться общими положениями - ст. 53 Жилищного кодекса
РФ.
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР к ним относятся супруг
(супруга) нанимателя, их дети и родители. Сходное определение
круга лиц, относящихся к членам семьи, содержится в Семейном
кодексе РФ.
Статья 3 Федерального закона от 17.07.99 N 172-ФЗ не вступает в
противоречие с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ (с
изменениями и дополнениями), постановлением Правительства РФ от
27.07.96 N 901, распоряжением Мэра Москвы от 06.05.96 N 278-РМ (с
изменениями и дополнениями). Указанная статья не определяет, кто
относится к кругу лиц семьи, имеющей в своем составе ребенка-
инвалида, а лишь распространяет на определенную категорию граждан
- на лиц в возрасте от 16 до 18 лет, имеющих группу инвалидности,
и их родителей (лиц, их заменяющих) права, льготы и гарантии,
установленные законодательством для детей-инвалидов в возрасте до
18 лет и их родителей (лиц, их заменяющих).
Вышеназванные законодательные и нормативные правовые акты не
отождествляют понятие "семья, имеющая ребенка-инвалида" с понятием
"родители и ребенок-инвалид". Так, в статье 17 Федерального закона
от 24.11.95 N 181-ФЗ предусмотрено, что льготы по оплате жилищно-
коммунальных услуг предоставляются семьям, имеющим детей-
инвалидов, а в статье 30 того же Закона льготы по оплате за
пользование общественным транспортом предусмотрены для детей-
инвалидов и их родителей, т.е. льготы не для всех членов семьи,
имеющих в своем составе ребенка-инвалида.
В настоящее время федеральное законодательство, на основании
которого пенсионерам органов внутренних дел ранее предоставлялись
льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, изменилось.
Указ президента РФ от 02.10.92 N 1153 не может применяться,
поскольку распространяет действие утратившего силу документа. В
соответствии с Указом Президента РФ от 12.10.98 N 1214 Указ
Президента РФ от 19.02.92 N 154 признан утратившим силу.
Вопрос предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных
услуг наряду с другими условиями прохождения государственной
службы сотрудниками органов внутренних дел регулируется Законом РФ
от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" и постановлением Верховного
Совета РФ от 23.12.92 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе
в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги
сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
Названные документы содержат различный, не совпадающий по
объему перечень льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно Положению гражданам, уволенным в запас или отставку из
органов внутренних дел, предусмотрен больший объем прав на льготы
по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем Федеральным законом от 17.07.99 N 177-ФЗ "О
применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" установлено, что
до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия
прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, Положение
о службе в органах внутренних дел Российской Федерации применяется
в части, не противоречащей Закону РФ "О милиции".
Таким образом, Закон РФ "О милиции" имеет приоритет над
Положением о службе в органах внутренних дел.
Органы МВД не могут решать вопрос о предоставлении льгот
пенсионерам органов внутренних дел в большем объеме, чем они
предусмотрены Законом РФ "О милиции".
Учитывая изложенное, в соответствии с Федеральным законом от
17.07.99 N 177-ФЗ и Законом РФ "О милиции" за лицами, уволенными в
запас или отставку из органов внутренних дел, имеющими выслугу не
менее 20 лет (без учета членов их семей), сохраняется только право
на льготы по плате за наем, оплате жилья по договору найма в
многоквартирных жилых домах государственного и муниципального
жилищных фондов.
Льготы по оплате услуг технического обслуживания и коммунальных
услуг пенсионерам органов внутренних дел не предусмотрены.
В соответствии со ст. 210 и 249 Гражданского кодекса РФ
собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему
имущества или соответствующей доли. Применительно к собственникам
жилых помещений в многоквартирных домах это выражается в долевом
участии собственника в содержании домовладения и отопления
(внесение платы за услуги технического обслуживания дома и
отопления). Данные услуги должны оплачиваться собственником исходя
из их фактической стоимости, если законом или иным нормативным
актом не предусмотрено иное. Наряду с этим собственник обязан
осуществлять плату за такие коммунальные услуги, как водопровод и
канализация, горячая вода (подогрев воды), газ, вывоз мусора,
исходя из количества проживающих в квартире граждан по
установленным ставкам (тарифам).
Федеральным законодательством исключение в порядке оплаты услуг
технического обслуживания дома и отопления сделано лишь для
граждан, ставших собственниками жилых помещений в результате
приватизации (постановление Верховного Совета РФ "О введении в
действие Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации"). Установлено, что в переходный период создания рынка
жилья, за гражданами - собственниками приватизированных квартир
независимо от факта регистрации в них и наличия другого жилья
сохраняется право оплачивать услуги технического обслуживания дома
и отопления на равных условиях с нанимателями жилых помещений.
Правительство Москвы расширило перечень граждан, имеющих право
на оплату услуг технического обслуживания дома и отопления по
утвержденным Правительством Москвы ставкам, установленным с учетом
бюджетных дотаций, сделав исключение и для граждан, ставших
собственниками жилья в результате любой сделки, но являющегося для
них одним и единственным, и зарегистрированных в нем, в случае
проживания в доме, находящемся в управлении государственного
унитарного предприятия Правительства Москвы (распоряжение Мэра
Москвы от 17.08.99 N 866-РМ, постановление Правительства Москвы от
24.02.98 N 142 и др.) или в доме, на содержание которого
выделяются бюджетные дотации.
Так как гражданин, являющийся собственником трехэтажного
особняка, не подпадает ни под одно из вышеуказанных исключений, он
обязан оплачивать услуги технического обслуживания дома и
отопления по фактической стоимости.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 постановления
Правительства Москвы от 07.09.99 N 360 собственники жилья,
оплачивающие услуги технического обслуживания и отопления по их
фактической стоимости, от повышенной платы за жилищные услуги и
отопление за площадь, занимаемую сверх социальных норм,
освобождены.
В соответствии с действующим федеральным законодательством -
Жилищным кодексом РСФСР (ст. 56, 57) и Гражданским кодексом РФ
(ст. 210, 249) обязанность вносить плату за предоставляемые
жилищные и коммунальные услуги лежит на нанимателях и
собственниках жилых помещений.
Таким образом, все платежи за жилищно-коммунальные услуги
предъявляются нанимателям и собственникам жилых помещений. При
этом учитывается их обязанность оплачивать и такие виды
коммунальных услуг, плата за которые взимается исходя из
количества пользователей услугами. Вопрос о возможном проживании в
квартире лиц, не являющихся нанимателями или собственниками жилого
помещения, решается соответственно нанимателем или собственником
этого помещения.
Оплата таких коммунальных услуг, как водопровод и канализация,
горячая вода (подогрев воды), газ, вывоз мусора, непосредственно
зависит от факта проживания пользователя этих услуг в квартире,
так как размер платежа рассчитывается исходя из количества
фактических пользователей услугами.
Что касается жилищных услуг (платы за наем, оплаты жилья, платы
за услуги технического обслуживания) и отопления, то они
оплачиваются собственниками или нанимателями жилья в размере,
который рассчитывается исходя из площади квартиры.
В том случае, когда гражданин, имеющий право на льготы, не
является нанимателем или собственником квартиры, он не несет бремя
содержания жилого помещения (оплату жилищно-коммунальных услуг),
как было сказано выше, эту обязанность законодатель возложил на
нанимателя и собственника жилого помещения. Следовательно,
невозможно реализовать право на льготную оплату услуг, не
оплачивая их вовсе.
Вместе с тем распоряжением Премьера Правительства Москвы от
25.12.95 N 1260-РП собственникам или нанимателям предоставлено
право оплачивать такие коммунальные услуги, как водопровод и
канализация, горячая вода (подогрев воды), газ, вывоз мусора, с
учетом имеющихся прав на льготы у проживающих в квартире граждан.
Таким образом, Правительство Москвы, предоставив гражданам,
проживающим в квартирах находящихся в собственности или найме
других лиц, право реализовать имеющиеся у них льготы по оплате
отдельных коммунальных услуг, фактически распространило действие
этих льгот на собственников и нанимателей этих квартир, с которыми
собственно и возникают отношения по их оплате.
Заместитель
начальника Управления
О.А. Махненко
|