УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 ноября 2001 г. N 03-12/53672
Согласно п. 2.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О
порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций" для целей налогообложения цена товаров, работ или
услуг определяется в соответствии с положениями ст. 40 части
первой Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
На основании п. 1 ст. 40 части первой НК РФ для целей
налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг,
указанная сторонами сделки.
Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена
соответствует уровню рыночных цен.
В соответствии с п. 2 указанной статьи налоговые органы при
осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе
проверять правильность применения цен по сделкам лишь в ряде
случаев, в том числе при отклонении более чем на 20 процентов в
сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен,
применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам
(работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Пунктом 3 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что в случае, когда
цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки,
отклоняются в сторону повышения или в сторону понижении более чем
на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров
(работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное
решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом,
как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из
применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или
услуги.
Вместе с тем рыночная цена определяется с учетом положений,
предусмотренных пунктами 4-11 указанной статьи. При этом
учитываются обычные при заключении между невзаимозависимыми лицами
надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки,
вызванные маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на
рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении
товаров (работ, услуг) на новые рынки.
При этом необходимо иметь в виду, что в п. 3 вышеназванной
статьи Кодекса приведен неисчерпывающий список элементов
маркетинговой политики. То есть в рамках маркетинговой политики
возможно предоставление и индивидуальных скидок новым потребителям
и каких-либо иных скидок.
В данном случае необходимо документальное подтверждение всех
существенных обстоятельств, принимаемых во внимание при
установлении ценовой политики, проводимой в рамках маркетинговой
политики.
Установленные организацией цены и размеры скидок с цены после
их обоснования (с проведением соответствующих расчетов) должны
быть закреплены в специальных внутренних документах, составляемых
при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной
политики. К ним могут относиться такие организационно -
распорядительные документы, как приказ или распоряжение
руководителя организации, а также прайс - листы.
Указание на формирование цены сделки с учетом размера
соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения
маркетинговой (в том числе ценовой) политики также необходимо в
тексте договора купли - продажи товаров, реализуемых со скидкой.
При отсутствии вышеперечисленных соответствующим образом
оформленных документов налоговым органом могут быть не приняты во
внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику.
В этом случае, руководствуясь ст. 40 части первой НК РФ,
налоговый орган не вправе квалифицировать в качестве скидок,
учитываемых в рамках маркетинговой политики (при исчислении
налогооблагаемой прибыли), скидки (предоставляемые российской
фирмой - продавцом покупателям товаров при их реализации) в
размере, превышающем 20 процентов в сторону понижения цены сделки.
Финансовый результат (прибыль, убыток) по рассматриваемой в
вопросе сделке следует при этом определять как от сделки, цена по
которой отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов
от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (услуг).
В такой ситуации правомерно принятие налоговым органом
мотивированного решения о доначислении налога и пеней с
применением установленных указанной статьей Кодекса методов
расчета рыночной цены.
Разница между рыночной ценой и фактической ценой сделки, на
которую увеличивается налогооблагаемая прибыль, должна быть
отражена по строке 3.1 подп. "б" Справки о порядке определения
данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической
прибыли" (приложение N 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N
62).
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|