ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ
УКАЗАНИЕ
от 23 января 2002 г. N 7
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
МЕЖРАЙОННЫХ ЦЕНТРОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ,
ПРЕСТУПНОСТИ, АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И СПИДа
СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1. Утвердить Рекомендации по проектированию межрайонных
центров по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма,
наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних, разработанные ГУП
МНИИП "Моспроект-4" и согласованные Москомархитектурой, Комитетом
образования г. Москвы и Комитетом по делам семьи и молодежи г.
Москвы.
2. Управлению перспективного проектирования и нормативов
(Зобнин А.П.) совместно с ГУП "НИАЦ" (Дронова И.Л.) обеспечить
издание и распространение Рекомендаций по заявкам
заинтересованных организаций.
3. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на
начальника Управления перспективного проектирования и нормативов
Зобнина А.П.
Первый заместитель председателя
Ю.П. Григорьев
Утверждены
указанием Москомархитектуры
от 23 января 2002 г. N 7
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕЖРАЙОННЫХ ЦЕНТРОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРЕСТУПНОСТИ, АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ
И СПИДа СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Предисловие
1. Разработаны ГУП МНИИП "Моспроект-4" (архитекторы
Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженер Тихомирова И.Б.).
2. Консультант Котов Ю.Б. (первый заместитель директора
Городского центра по профилактике безнадзорности, преступности,
алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети
улиц").
3. Подготовлены к утверждению и изданию Управлением
перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры
(архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
4. Согласованы Комитетом по делам семьи и молодежи г. Москвы,
Москомархитектурой.
5. Утверждены и введены в действие указанием Москомархитектуры
от 23.01.2002 N 7.
Настоящий документ не может быть полностью или частично
воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве
официального издания без разрешения Москомархитектуры.
Введение
Специальные термины, употребляемые в тексте настоящих
Рекомендаций, и их определения приведены в разделе 3.
Межрайонные центры по профилактике безнадзорности,
преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди
несовершеннолетних (далее - МЦ) являются профилактическими
реабилитационно - коррекционными учреждениями, обеспечивающими
оказание помощи социальной, психологической, психолого -
педагогической, медицинской, правовой и досуговой детям и
подросткам с различными формами социальной дезадаптации, в т.ч.
несовершеннолетним "группы риска", и их родителям.
МЦ следует предусматривать в каждом административном округе.
МЦ обеспечивают комплексный подход к решению проблемы
социальной дезадаптации детей и подростков, в т.ч. к профилактике
асоциальных проявлений в поведении детей и их реабилитации, на
основе непрерывного социального патронажа несовершеннолетнего и
его ближайшего окружения, в первую очередь семьи.
МЦ осуществляют свою деятельность на основе добровольного
обращения детей и (или) членов их семей.
МЦ относятся к тем учреждениям, в которых профилактическая и
реабилитационная работа с девиантными детьми ведется в
непосредственном приближении к месту их проживания. Даже при
кратковременном изъятии ребенка из семьи, находящейся в социально
опасном положении, связь с семьей постоянно поддерживается, при
этом все усилия МЦ направлены на разрешение возникшей кризисной
ситуации.
К задачам МЦ не относятся лечение наркомании, СПИДа и т.п., а
также воспитание подростков, совершивших противоправные и
безнравственные деяния. В том случае, если профилактически -
реабилитационные мероприятия, проводимые МЦ индивидуально с каждым
подростком, не дали ожидаемого результата, МЦ рекомендует
обращаться (или в экстренных случаях направляет их) в
соответствующие учреждения: медико - социальные центры, больницы,
наркологические диспансеры, детские комнаты милиции и т.п., с
которыми МЦ постоянно сотрудничают.
1. Область применения
1.1. Настоящие Рекомендации разработаны для г. Москвы как
дополнение к действующим на ее территории нормативным документам в
строительстве и распространяются на проектирование новых и
реконструкцию существующих МЦ.
1.2. Настоящие Рекомендации устанавливают основные положения и
требования к размещению, участку, территории, архитектурно -
планировочным решениям и инженерному оборудованию МЦ.
1.3. Проектирование МЦ должно вестись в соответствии с
положениями настоящих Рекомендаций, а также требованиями других
нормативно - методических документов в строительстве, действующих
на территории г. Москвы (раздел 2).
2. Нормативные ссылки
В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие
нормативно - методические документы:
2.1. СНиП 10.01-94 "Система нормативных документов в
строительстве. Основные положения".
2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
2.3. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и
сооружений".
2.4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и
застройка городских и сельских поселений".
2.5. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
2.6. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и
кондиционирование воздуха".
2.7. СП 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к
инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и
территорий".
2.8. СП 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям
обучения школьников в различных видах современных
общеобразовательных учреждений".
2.9. СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок
и участков предприятий, зданий и сооружений".
2.10. МГСН 4.15-98 "Общеобразовательные учреждения для детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
2.11. МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования планировки
и застройки г. Москвы".
2.12. МГСН 4.12-97 "Лечебно - профилактические учреждения".
2.13. МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совместное
освещение".
2.14. МГСН 2.05-99 "Инсоляция и солнцезащита".
2.15. МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях".
2.16. "Рекомендации по проектированию образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и
медико - социальной помощи" (М., 2000 г.).
2.17. "Рекомендации по проектированию сети и зданий детских
внешкольных учреждений для г. Москвы" (М., выпуск 1, 1996 г.;
выпуск 2, 1997 г.; выпуск 3, 1998 г.).
3. Термины и определения
В настоящих Рекомендациях употребляются следующие понятия:
Профилактика безнадзорности, преступности, алкоголизма,
наркомании и СПИДа - система мер, направленных на выявление и
устранение причин, негативно воздействующих на физическое и
нравственное здоровье несовершеннолетних, на предупреждение их
противоправного и (или) безнравственного поведения.
Состояние социально - психологической дезадаптации
(девиантность) - поведение, противоречащее принятым в обществе
правовым и (или) нравственным нормам.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением
которого отсутствует вследствие ненадлежащего исполнения
обязанностей по его воспитанию со стороны родителей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья,
имеющая девиантных детей, или семья, где родители не исполняют
свои обязанности по воспитанию, отрицательно влияют на поведение
детей либо жестоко обращаются с ними.
"Группа риска" - подростки, уже совершившие мелкие
правонарушения, пробующие употреблять алкоголь или наркотики,
характеризующиеся асоциальным поведением.
Тяжелая жизненная ситуация - ситуация, с которой ребенок не
может справиться без помощи взрослого и (или) специалиста
(например: конфликт в семье, конфликт в школе и т.п.).
Школьная дезадаптация - конфликтная ситуация в школе (например:
отказ ребенка от посещения школы, полный разрыв с детским
коллективом и т.п.).
4. Общие положения
4.1. Основное назначение МЦ - профилактика социальных
отклонений у несовершеннолетних и оказание помощи им и их семьям и
неблагополучным семьям с детьми, а также восстановление здоровых
отношений внутри семьи для обеспечения права ребенка на нормальное
развитие в семье - наиболее приспособленной для этого социальной
структуре.
4.2. Профилактическая деятельность МЦ подразделяется на
первичную и вторичную. Первичная профилактика направлена на то,
чтобы снизить вероятность возникновения нежелательного явления.
Она предполагает работу с асоциальными несовершеннолетними по
разработанным досуговым программам. Вторичная профилактика - это
вмешательство при появлении первых признаков нежелательного
явления с целью предупреждения его и закрепления положительного
эффекта от вмешательства. На этой стадии подключаются
реабилитационно - коррекционные мероприятия. Эффективность данных
видов профилактики тем выше, чем раньше выявлена проблема.
4.3. Деятельность МЦ представлена следующими мероприятиями:
- выявление несовершеннолетних с асоциальным поведением или
оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации;
- организация психокоррекционных мероприятий как индивидуально
с ребенком, так и с семьей в целом;
- снятие кризисного психофизического состояния
несовершеннолетнего, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации,
оказание помощи в выходе из нее (разрешений конфликтной ситуации в
семье, в школе и т.п.);
- организация мероприятий по социально - педагогической
реабилитации несовершеннолетних, т.е. осуществление
профилактических мероприятий по возникновению педагогической
дезадаптации;
- осуществление психолого - коррекционной работы с
несовершеннолетними в условиях временной изоляции в случае
конфликтных ситуаций в семье;
- проведение профилактической работы по программам культурно -
эстетического развития и спортреабилитации несовершеннолетних.
Подобные мероприятия по профилактике правонарушений и наркомании
среди подростков помогают наладить контакты неформального общения
и преодолеть тем самым межличностную отчужденность, реализовать
скрытые творческие потребности, выплеснуть чрезмерную энергию и
агрессивные эмоции, подменить собой неформальные асоциальные
группы общения, в которых, как правило, и развиваются "группы
риска";
- оказание юридической помощи и содействия правовой защите
несовершеннолетних в случае физического или морального насилия над
ребенком в семье;
- оказание психологической и социальной помощи семьям, имеющим
детей и подростков "группы риска";
- оказание помощи в трудоустройстве подростков в каникулярное
время, на которое приходится пик проявления противоправной
деятельности несовершеннолетних, что связано с ослаблением
контроля за детьми и подростками в этот период.
4.4. Контингент, с которым осуществляет работу МЦ, составляют:
- дети и подростки от 3 до 18 лет с различными формами
социальной дезадаптации;
- подростки от 12 до 18 лет, относящиеся к "группе риска";
- дети и подростки от 3 до 18 лет, оказавшиеся в тяжелой
жизненной ситуации;
- асоциальные семьи с детьми;
- семьи с детьми с различными формами социальной дезадаптации.
4.5. В состав МЦ входят несколько самостоятельных отделений с
общими целями и задачами:
- базовое отделение;
- центр экстренной помощи детям и подросткам, оказавшимся в
тяжелой жизненной ситуации;
- консультативно - коррекционные пункты.
Функциональная структура МЦ представлена на рис. 1.
Приводится рис. 1. Функциональная структура МЦ.
Взаимосвязь указанных трех отделений МЦ осуществляется
следующим образом:
1) на первом этапе ребенок один (выявленный социальным
работником) или с родителями обслуживается в консультативно -
коррекционном пункте, который находится вблизи от его дома. Здесь
осуществляется первичная психологическая диагностика, определяется
причина асоциального поведения ребенка и в соответствии с
заключением социального работника несовершеннолетний может быть
направлен:
- в базовое отделение;
- в центр экстренной помощи;
- в медицинское учреждение или детскую комнату милиции;
- осуществлять дальнейший патронаж непосредственно в
консультативно - коррекционном пункте;
2) базовое отделение представляет собой ведущее звено МЦ, в
рамках которого собственно и осуществляются все виды
профилактической и реабилитационно - коррекционной деятельности;
3) центр экстренной помощи относится к отделениям
кратковременного пребывания. После разрешения возникших проблем
дети снова переходят под патронаж ККП и проживают дома.
4.6. Базовое отделение (в дальнейшем - БО) осуществляет
проведение коррекционных, психологических, психолого -
педагогических, оздоровительных и досуговых мероприятий.
Контингент, с которым осуществляет работу БО, соответствует
контингенту всего МЦ (см. п. 4.4).
4.7. Оптимальная единовременная пропускная способность БО - 100
чел.
4.8. Центр экстренной помощи детям и подросткам (в дальнейшем
- ЦП) состоит из двух подразделений:
- стационара, обеспечивающего несовершеннолетним временное
проживание (до 10 дней), медицинское освидетельствование, решение
юридических и правовых проблем, проведение коррекционных
мероприятий;
- групп дневного пребывания, обеспечивающих несовершеннолетним
питание, помощь в приготовлении школьных заданий, проведение
коррекционных и досуговых мероприятий.
Для полноценного функционирования ЦП размещать его следует в
составе БО, что позволяет использовать коррекционную и досугово -
оздоровительную базу БО, а также имеющийся участок.
4.9. Контингент стационара ЦП составляют дети и подростки
следующих групп:
- дети и подростки при обострении конфликтной ситуации в семье;
- дети и подростки, подвергшиеся насилию в семье.
Контингент групп дневного пребывания:
- дети и подростки из асоциальных и малообеспеченных семей.
4.10. Оптимальная вместимость стационара ЦП - 10-15 мест, групп
дневного пребывания - не более 30 чел., наполняемость групп - 8-10
чел.
4.11. Консультативно - коррекционный пункт (в дальнейшем - ККП)
выполняет функции социального патронажа детей и их семей. ККП
состоит из отдельных кабинетов, дисперсно размещаемых на
территории округа во всех районах. Контингент, с которым
осуществляет работу ККП:
- асоциальные семьи с детьми;
- семьи с детьми с различными формами социальной дезадаптации;
- дети с различными формами социальной дезадаптации.
4.12. Состав и площади всех функциональных блоков различных
отделов МЦ уточняются в каждом конкретном случае заданием на
проектирование с учетом данных раздела 6 настоящих Рекомендаций.
5. Требования к размещению, участку и территории
5.1. МЦ следует размещать в селитебной зоне, в 10-минутной
доступности до общественного транспорта; БО - в административных
округах; ККП - в муниципальных районах.
5.2. Размеры и составы зон участков БО определяются заданием на
проектирование или конкретным проектом с учетом положений
настоящего раздела.
5.3. ККП в силу специфики выполняемых функций, располагаются,
как правило, на первых этажах жилых зданий и не нуждаются в
выделении участка.
5.4. Здания БО следует размещать на обособленных земельных
участках.
5.5. Площадь участка БО принимается из расчета 80-120 кв. м на
1 место единовременной вместимости БО с учетом размещения на
участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового
характера.
5.6. В составе территории участка БО предусматриваются
следующие зоны:
- общественная;
- физкультурно - оздоровительная;
- проживания;
- хозяйственная.
5.7. В физкультурно - оздоровительной зоне рекомендуется
предусматривать: площадку для метания мяча и прыжков (60 x 40 м);
гимнастическую площадку (15 x 16 м); легкоатлетическое спортядро с
круговой беговой дорожкой длиной 250 м; площадки для
нетрадиционных видов спорта (катание на роликах, скейтборде, игры
и др.).
5.8. Физкультурно - оздоровительная зона также используется для
проведения психокоррекционных мероприятий.
5.9. В зоне проживания рекомендуется предусматривать теневые
навесы (2 кв. м на 1 место) с примыкающими игровыми площадками
(6-8 кв. м на 1 место) из расчета 50-60% детей, находящихся в
стационаре, а также групп дневного пребывания.
5.10. ЦП должен иметь подъездные пути, обеспечивающие
возможность доставки вновь прибывших детей и эвакуации заболевших
специальным транспортом.
5.11. Площадь озеленения должна составлять 40-50% от общей
площади участка в соответствии с СП 2.4.2.782-99. На этой площади
рекомендуется предусматривать газоны, цветники, зеленые
насаждения.
5.12. Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и
размещаться со стороны административно - бытовых помещений. На ее
территории допускается размещать навесы для инвентаря и
оборудования, мусоросборники и т.п.
5.13. В хозяйственной зоне рекомендуется размещать гараж с
мастерскими, который может быть использован как для хозяйственных
нужд учреждения, так и для обучения автоделу. Гараж рекомендуется
предусматривать на 3 служебные машины (автобус, мини - автобус
типа "ГАЗель", легковую машину).
5.14. Земельный участок БО должен иметь ограждение высотой не
менее 1,5-2 м в соответствии с требованиями СН 441-72*.
5.15. Участок должен быть освещен в соответствии с требованиями
СНиП 23-05-95.
5.16. На участке должно быть предусмотрено не менее двух
въездов (один - хозяйственный); проезды должны иметь твердое
покрытие и ширину не менее 3 м; планировка участка должна
обеспечивать подъезды пожарных машин ко всем зданиям, а также
объезды вокруг них (СНиП 21-01-97*).
5.17. Для автомашин сотрудников следует предусматривать
открытую стоянку в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99.
6. Требования к архитектурно - планировочным
и инженерным решениям
Общие требования
6.1. БО рекомендуется размещать в отдельно стоящем здании. ККП,
состоящие из отдельных кабинетов, рекомендуется размещать
преимущественно в жилом материальном фонде.
6.2. В состав МЦ входят следующие функциональные группы
помещений:
- вестибюльная;
- специализированная (содействия семейному воспитанию;
психолого - терапевтической и психолого - педагогической
коррекции, медицинская) - в составе БО;
- досугово - физкультурно - оздоровительная - в составе БО;
- стационара и дневных групп - в составе ЦП;
- питания - в составе ЦП;
- административно - хозяйственная - в составе БО;
- социального патронажа - в составе ККП.
Функционально - планировочная схема БО (включая ЦП)
представлена на рис. 2.
Приводится рис. 2. Функциональная схема БО.
Архитектурно - планировочные решения БО должны учитывать
требования функционального зонирования помещений с учетом
осуществляемой в них деятельности.
Функциональные группы помещений, рассчитанные на работу с
детьми, помимо своих основных функций несут также и коррекционную,
что и определяет состав и площади их помещений.
6.3. Состав и площади помещений БО, ЦП и ККП приведены в
таблицах 5.1-5.8. Состав помещений может уточняться заданием на
проектирование или проектом. Площади отдельных помещений могут
уменьшаться или увеличиваться не более чем на 15% в зависимости от
конкретных планировочных и конструктивных решений.
6.4. Функциональные группы помещений БО и ЦП рекомендуется
размещать в одном здании или блоках, либо непосредственно
примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми
переходами. В случае непосредственного примыкания корпусов
(блоков) должны предусматриваться пожарные отсеки площадью не
более 5000 кв. м, разделяемые противопожарными стенами 1-го типа
(в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*). Из каждого
пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двух
эвакуационных выходов, один выход допускается предусматривать в
соседний отсек.
6.5. Здание БО (совместно с ЦП) следует проектировать, как
правило, высотой 2-3 этажа. Для затесненных участков застройки
допускается увеличивать высоту до 4 этажей.
6.6. Объемно - планировочная структура здания должна
обеспечивать удобство функционирования учреждения, учитывать его
специфику и обеспечивать комфортные условия эксплуатации, включая
удобную связь с участком.
6.7. ЦП в составе БО рекомендуется, как правило, располагать на
первом этаже с организацией отдельного входа на улицу.
6.8. Ширина лестничных маршей БО и ЦП должна быть не менее 1,35
м. Лестничные марши и площадки должны иметь защитное ограждение на
высоту этажа.
Ширину дверей основных помещений следует принимать не
менее 1 м.
Ширину коридоров в помещениях административно - бытового,
методического и хозяйственного назначения следует принимать не
менее 1,4 м, во всех остальных помещениях - не менее 2,2 м.
6.9. Высота этажей здания БО и ЦП предусматривается не менее
3,3 м (от пола до пола), высота помещений зрительного зала и
спортзала (до низа несущих конструкций) - по технологическим
требованиям.
Высоту встраиваемых помещений ККП допускается принимать равной
высоте жилых помещений.
6.10. Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена из
материалов, разрешенных для применения органами Госсанэпиднадзора
Минздрава РФ и допускающих влажную уборку, а также применение
дезинфицирующих средств.
6.11. Все специализированные помещения БО, рассчитанные на
пребывание детей, должны быть оборудованы раковинами.
6.12. В помещениях фойе и холлах БО рекомендуется
организовывать уголки релаксации с зелеными насаждениями,
фонтанчиками, аквариумами и т.д.
6.13. Естественное освещение в помещениях следует проектировать
в соответствии с МГСН 2.06-99.
6.14. Все помещения кружковых и мастерских должны иметь КЕО не
менее 1,5 на поверхности столов и освещаться боковым светом слева.
Для организации мобильных форм ведения занятий необходимо
предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в
помещении за счет дополнительного верхнего света или
дополнительного искусственного освещения в глубине помещения.
6.15. Допускается не предусматривать естественного освещения:
- в зрительном зале, в конференц - зале;
- в умывальных, душевых и уборных при спортивном зале,
санитарных узлах для детей, санитарных узлах для персонала,
комнатах личной гигиены женщин (при соблюдении необходимой
кратности обмена воздуха);
- в радиоузле;
- в буфете для персонала;
- в кладовых инвентаря, комнатах хранения предметов уборки;
- в помещениях технических служб.
6.16. Санитарные узлы и туалетные комнаты проектируются в
соответствии с СП 2.4.2.782-99.
Общее количество санитарных приборов принимается из расчета: на
каждые 20 мест по два унитаза для мальчиков и для девочек; 2
писсуара в уборной для мальчиков; 1 умывальник на каждые 30
мальчиков и 30 девочек.
6.17. В комнатах хранения уборочного инвентаря следует
предусматривать умывальник и слив.
6.18. Требования к инсоляции помещений, в которых находятся
дети, должны быть учтены в соответствии с СП 2.2.1/2.1.1.1076-01.
6.19. Отопление и вентиляцию зданий БО (совместно с ЦП) следует
проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91*.
6.20. Энергоснабжение, электрооборудование, электрическое
освещение зданий и наружное освещение территории следует
предусматривать в соответствии с требованиями MГCH 2.06-99.
6.21. Здания проектируются с учетом максимального
энергосбережения в соответствии с требованиями МГСН 2.01-99.
6.22. Здания следует проектировать не менее II степени
огнестойкости (СНиП 21-01-97*).
6.23. В здании БО (совместно с ЦП) и помещениях ККП должна
предусматриваться автоматическая пожарная сигнализация в
соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84. Сигнал о срабатывании
системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится в
помещение с круглосуточным пребыванием персонала.
6.24. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено
аварийное и эвакуационное освещение в соответствии с требованиями
СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95.
Вестибюльная группа помещений
6.25. Рекомендуемый состав помещений вестибюльной группы БО, ЦП
и ККП приведен в таблице 6.1.
6.26. Гардероб в БО, ЦП и ККП рекомендуется оборудовать
вешалками консольного типа.
6.27. В БО следует предусматривать гардероб для сотрудников в
отдельном помещении при вестибюле.
6.28. В вестибюльной группе БО рекомендуется предусматривать
помещение регистратуры - справочного отдела.
6.29. На входах в здание БО и ЦП следует предусматривать
тамбуры.
6.30. При входах в здание БО и ЦП следует предусматривать
помещение или место для охраны.
6.31. В ЦП гардероб для детей рекомендуется оборудовать
сушильными шкафами для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а
также секционными шкафами для хранения детской одежды и обуви.
Количество оборудования должно быть рассчитано как на проживающих
детей, так и на детей групп дневного пребывания.
6.32. В вестибюльную группу помещений ККП рекомендуется
включать комнату ожидания посетителей, оборудованную стульями и
журнальным столиком.
Таблица 6.1
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ
ВЕСТИБЮЛЬНОЙ ГРУППЫ
----T-----------------------T----------------T-------------------¬
¦N ¦Наименование помещений ¦Площадь ¦Примечания ¦
¦п/п¦ ¦помещений, кв. м¦ ¦
¦ ¦ +-------T--------+ ¦
¦ ¦ ¦на 1 ¦всего ¦ ¦
¦ ¦ ¦место ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------+-------+--------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+-----------------------+-------+--------+-------------------+
¦ ¦БО ¦
+---+-----------------------T-------T--------T-------------------+
¦1 ¦Главный вестибюль ¦ 0,38 ¦Не менее¦С учетом ¦
¦ ¦ ¦ ¦20 ¦численности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦персонала и мест ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ожидания родителей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Гардероб для верхней ¦ 0,1 ¦Не менее¦ ¦
¦ ¦одежды воспитанников ¦ ¦10 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Гардероб для верхней ¦ 0,1 ¦Не менее¦ ¦
¦ ¦одежды персонала ¦ ¦6 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Регистратура ¦ - ¦ 10 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Помещение дежурного ¦ - ¦ 6 ¦ ¦
¦ ¦администратора (охраны)¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Комната хранения ¦ - ¦ 4 ¦ ¦
¦ ¦предметов уборки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Санузел с умывальником ¦ - ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦в шлюзе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------+-------+--------+-------------------+
¦ ¦ЦП ¦
+---+-----------------------T-------T--------T-------------------+
¦1. ¦Вестибюль с гардеробом ¦ 0,5 ¦Не менее¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦30 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Помещение дежурного ¦ - ¦ 6 ¦ ¦
¦ ¦администратора (охраны)¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Санузел с умывальником ¦ - ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦в шлюзе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------+-------+--------+-------------------+
¦ ¦ККП ¦
+---+-----------------------T-------T--------T-------------------+
¦1. ¦Прихожая с гардеробом ¦ - ¦ 6 ¦ ¦
¦ ¦и местом для охраны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Комната ожидания ¦ - ¦ 8 ¦ ¦
¦ ¦посетителей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Санузел с умывальником ¦ - ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦в шлюзе ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------+-------+--------+--------------------
Группа специализированных помещений (группы: содействия
семейному воспитанию, психолого - терапевтической
и психолого - педагогической коррекции, медицинская)
6.33. Рекомендуемые состав и площади специализированных
помещений приведены в таблице 6.2.
6.34. Основная цель организации группы помещений содействия
семейному воспитанию - содействие полноценному развитию и
самореализации несовершеннолетнего в родной семье путем
восстановления нормальных семейных отношений или путем создания
новой семейной среды (опекунство, приемные родители и т.п.).
Содействие осуществляется путем проведения мероприятий,
направленных на:
- установление возможных форм сотрудничества со средой
проживания несовершеннолетнего;
- коррекцию семейных отношений, в т.ч. разрешение кризисных
ситуаций в семье;
- содействие в образовании опекунской (приемной) семьи (при
невозможности преодоления дисфункциональности семьи);
- организацию коммуникативной среды для общения потенциальных
опекунов и несовершеннолетних;
- оказание юридической помощи и содействие правовой защите
несовершеннолетних и их семей.
6.35. Все кабинеты специалистов службы содействия семейному
воспитанию рассчитаны на работу с детско - родительской группой
и оборудуются столом специалиста, компьютерным столом, стеллажами,
журнальным столиком с 4 креслами. Количество кабинетов
специалистов в каждом конкретном случае определяется заданием на
проектирование.
6.36. В состав группы помещений содействия семейному воспитанию
входит родительский клуб. Основная цель его организации -
создание условий для общения и адаптации опекуна и
несовершеннолетнего. Состав оборудования клуба: обеденный стол со
стульями, шкаф с посудой, уголок отдыха с мягкой мебелью,
подсобный столик с микроволновой печью и электрическим чайником,
раковина. Родительский клуб, как правило, рассчитывается на
пребывание группы из 6 чел. Возможная расстановка оборудования в
родительском клубе приведена в приложении на рис. П.1.
6.37. Основное назначение группы медицинских помещений - медико
- психологическая диагностика несовершеннолетних для разработки
рекомендаций по профилактике и реабилитации возможных отклонений в
социально - психическом состоянии ребенка.
6.38. Кабинеты специалистов - нарколога, детского психиатра,
психотерапевта и психоневролога рассчитаны на работу с детско -
родительской группой. Примеры планировки с оборудованием
нарколога, детского психиатра, психотерапевта и психоневролога
приведены в приложении на рис. П.3. Кабинеты врача - педиатра и
дефектолога рассчитаны на индивидуальную работу с детьми. Примеры
планировки с оборудованием кабинетов врача - педиатра и
дефектолога приведены в приложении на рис. П.2.
6.39. Кабинет экстренной психологической помощи с телефоном
доверия предусматривает круглосуточную работу специалиста. В
составе оборудования кабинета рекомендуется предусматривать
письменный стол, компьютерный стол, стеллаж, диван, кресло.
Кабинет рекомендуется размещать при вестибюльной группе помещений.
При кабинете следует предусматривать санузел, в состав
оборудования которого входят унитаз, умывальник, душ.
6.40. Назначение помещений психолого - терапевтической
коррекции - проведение профилактической работы среди
несовершеннолетних и их семей, используя следующие методы:
- индивидуальную психологическую коррекцию;
- преодоление социальной дезадаптации;
- социально - средовую адаптацию;
- привитие навыков здорового образа жизни и правильного
сексуального поведения.
6.41. В кабинете психолога проводится как индивидуальная работа
с ребенком, так и работа с детско - родительской группой.
6.42. Кабинеты групповой психотерапии и зал ситуационных игр
предназначены для социально - средовой адаптации
несовершеннолетних.
В состав оборудования кабинета групповой психотерапии
рекомендуется включать кресла, журнальный столик, компьютерный
стол; пример планировки его с оборудованием приведен в приложении
на рис. П.4.
В состав оборудования зала ситуационных игр включаются столы,
которые могут быть составлены в единый в средней части помещения,
стеллажи с пособиями, компьютерный стол специалиста (приложение,
рис. П.5).
6.43. Кабинет сексуального воспитания представляет собой
лекционную аудиторию со столом социального педагога и креслами с
откидными столиками для слушателей, расстановка которых может быть
произвольной.
6.44. Зал арттерапии рассчитан на проведение ролевых игровых
мероприятий, направленных на преодоление у детей и подростков
социальной дезадаптации путем снятия комплекса неполноценности.
Зал представляет собой помещение с ковровым покрытием в
центральной части и рядом небольших сцен для игрового
самовыражения личности ребенка. Пример планировки зала с
оборудованием приведен в приложении на рис. П.6.
6.45. Помещения групповой психотерапии, кабинета сексуального
воспитания, зала ситуационных игр, зала арттерапии рассчитаны на
работу с группой из 9 чел.
6.46. Кабинет релаксации рассчитан на проведение индивидуальной
психотерапевтической коррекции. В состав оборудования его
рекомендуется включать мягкую мебель (кресло или диван),
светомузыкальную установку, аквариум с рыбками, зеленый уголок и
т.п.
6.47. В состав группы помещений психолого - терапевтической
коррекции входит лекционная аудитория, рассчитанная на проведение
лекций как для несовершеннолетних, так и для их родителей.
Оптимальная вместимость аудитории составляет 30 чел.
6.48. Группа помещений психолого - педагогической коррекции
предназначена для проведения мероприятий, направленных на
профилактику школьной дезадаптации.
6.49. Входящие в данную группу помещений кабинеты старшего
педагога - методиста и педагога - методиста рассчитаны на
проведение индивидуальных занятий с детьми. В состав их
оборудования входят стол специалиста, компьютерный стол,
стеллажи.
6.50. Кабинет социального педагога рассчитан на проведение
занятий с детской группой из 3 чел., представляет собой классное
помещение с уголком релаксации (приложение, рис. П.7).
6.51. Кабинет психолого - педагогической коррекции представляет
собой классное помещение на 9 чел. с уголком релаксации
(приложение, рис. П.8).
6.52. В состав оборудования кабинета коррекционных игр "Лего",
рассчитанного на проведение занятий в группе из 9 чел.,
рекомендуется включать столы на 1 ребенка, стеллажи с пособиями,
стол специалиста.
6.53. В состав оборудования кабинета коррекционных игр
"Компьютер" рекомендуется включать как столы на 1 ребенка, так и
общий стол в средней части помещения, компьютерный стол
специалиста, стеллажи (приложение, рис. П.9).
Таблица 6.2
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ
ГРУППЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
(ГРУППЫ: СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ,
ПСИХОЛОГО - ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ, МЕДИЦИНСКАЯ)
----T------------------------T----------T----------¬
¦N ¦Наименование помещений ¦Площадь ¦Примечания¦
¦п/п¦ ¦помещений,¦ ¦
¦ ¦ ¦кв. м ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦ ¦Группа содействия семейному воспитанию ¦
+---+------------------------T----------T----------+
¦1. ¦Кабинет психолога ¦ 22 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦2. ¦Кабинет юриста ¦ 18 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦3. ¦Кабинет специалиста ¦ 18 ¦ ¦
¦ ¦по восстановительному ¦ ¦ ¦
¦ ¦правосудию ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦4. ¦Родительский клуб ¦ 36 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦5. ¦Санитарные узлы ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦для мужчин и для женщин,¦ ¦ ¦
¦ ¦с умывальником в шлюзе ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦ ¦Медицинская группа ¦
+---+------------------------T----------T----------+
¦1. ¦Кабинет врача - ¦ 14 ¦ ¦
¦ ¦педиатра ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦2. ¦Кабинет дефектолога ¦ 14 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦3. ¦Кабинет нарколога ¦ 22 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦4. ¦Кабинет детского ¦ 22 ¦ ¦
¦ ¦психиатра ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦5. ¦Кабинет психотерапевта ¦ 22 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦6. ¦Кабинет психоневролога ¦ 22 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦7. ¦Кабинет экстренной ¦ 10 + 3 ¦ ¦
¦ ¦психологической помощи ¦ ¦ ¦
¦ ¦с телефоном доверия, ¦ ¦ ¦
¦ ¦с санузлом в шлюзе ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦ ¦Группа психолого - терапевтической коррекции ¦
+---+------------------------T----------T----------+
¦1 ¦Кабинет психолога ¦ 22 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦2. ¦Кабинет групповой ¦ 44 ¦ ¦
¦ ¦психотерапии ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦3. ¦Кабинет сексуального ¦ 26 ¦ ¦
¦ ¦воспитания ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦4. ¦Зал ситуационных игр ¦ 38 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦5. ¦Зал арттерапии ¦ 63 + 15 ¦ ¦
¦ ¦с кладовой ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦6. ¦Кабинет релаксации ¦ 12 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦7. ¦Лекционная аудитория ¦ 42 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦ ¦Группа психолого - педагогической коррекции ¦
+---+------------------------T----------T----------+
¦1. ¦Кабинет старшего ¦ 14 ¦ ¦
¦ ¦педагога - методиста ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦2. ¦Кабинет педагога - ¦ 14 ¦ ¦
¦ ¦методиста ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦3. ¦Кабинет социального ¦ 27 ¦ ¦
¦ ¦педагога ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦4. ¦Кабинет психолого - ¦ 44 + 12 ¦ ¦
¦ ¦педагогической ¦ ¦ ¦
¦ ¦коррекции с лаборантской¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦5. ¦Кабинеты коррекционных ¦ ¦ ¦
¦ ¦игр: ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦ ¦- "Лего" ¦ 50 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦ ¦- "Компьютер" ¦ 50 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦6. ¦Санитарные узлы ¦ 16 x 2 ¦Распреде- ¦
¦ ¦для мальчиков ¦ ¦лить ¦
¦ ¦и для девочек, ¦ ¦поэтажно ¦
¦ ¦с умывальниками в шлюзе ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦7. ¦Комната гигиены ¦ 3 ¦Разместить¦
¦ ¦для девочек ¦ ¦при ¦
¦ ¦ ¦ ¦санузле ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦8. ¦Санузел с умывальником ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦для персонала ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦9. ¦Помещение уборочного ¦ 4 ¦ ¦
¦ ¦инвентаря ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦10.¦Инвентарная ¦ 16 ¦ ¦
L---+------------------------+----------+-----------
Досугово - физкультурно - оздоровительные помещения
6.54. Рекомендуемые состав и площади досугово - физкультурно -
оздоровительных помещений приведены в табл. 6.3.
6.55. Основная задача группы помещений - роль первичного звена
профилактики беспризорности, наркомании, алкоголизма и СПИДа среди
несовершеннолетних. В основе ее деятельности лежит идея отвлечения
ребенка от привычного агрессивно настроенного окружения, т.е.
группа помещений предусматривается для проведения мероприятий,
направленных на:
- формирование у детей и подростков потребности в групповом и
межличностном общении;
- раскрытие врожденных склонностей ребенка, формирование круга
его культурных интересов;
- физическое развитие, предоставление позитивной возможности
дать выход своей энергии.
6.56. Актовый зал рекомендуется проектировать на 120% от
единовременной вместимости БО + ЦП, а также в расчете на гостей
(но не более 150-180 мест).
6.57. Фойе при актовом зале может быть использовано для музея
детских поделок, зала для танцев и игр.
6.58. Состав и профиль кружковых помещений и мастерских
технического творчества в каждом конкретном случае определяются
заданием на проектирование в зависимости от инфраструктуры
обслуживаемой территории, сложившегося спроса, экономических и
кадровых возможностей.
Предусматриваемые в БО виды кружковой деятельности должны
предоставлять возможность каждому ребенку подобрать занятия,
соответствующие его склонностям и интересам.
6.59. Все помещения кружковых и мастерских технического
творчества рассчитываются на проведение занятий в группе из 9 чел.
6.60. Учебно - производственные мастерские, в которых учебные и
технологические процессы связаны с выделением химических веществ и
пыли (в т.ч. мастерские радиотехники, электроники, монтажные и
др.), следует оборудовать эффективной вентиляционной системой
согласно СНиП 2.04.05-91*.
Мастерские оборудуются шкафами для хранения спецодежды и
умывальниками с подачей горячей и холодной воды.
6.61. Интерьеры помещений БО, и в частности кружковых помещений
и мастерских технического творчества, должны быть привлекательны и
вызывать интерес детей и подростков, оказывать положительное и
эмоциональное эстетическое воздействие. Интерьеры не должны
выглядеть казенно, их оформление не должно быть вызывающим и
безвкусным. К оформлению интерьеров рекомендуется привлекать
воспитанников и использовать элементы их самодеятельного
творчества.
6.62. Учитывая возможность наличия в контингенте МЦ детей и
подростков с запущенной девиантностью, архитектурно -
планировочная организация помещений для занятий с использованием
ценного оборудования должна предусматривать выделение двух зон
доступности:
- зону занятий с руководителем;
- зону ограниченной доступности (хранения ценного оборудования,
сырья, изделий).
6.63. Для эстетического развития детей и подростков в состав
кружковых помещений рекомендуется включать комнату музыкальных
занятий, пример планировки которой представлен в приложении, рис.
П.10, а также изостудию (приложение, рис. П.11).
6.64. В состав досуговых помещений БО предусматривается
включение семейного клуба (приложение, рис. П.12),
предназначенного для общения одновременно нескольких семей с
девиантными детьми.
6.65. Связь спортивного зала с раздевальными предусматривается
непосредственно через обособленный коридор. При спортивном зале
предусматривается кладовая спортинвентаря, смежная с ним.
6.66. Зал гимнастических занятий при необходимости можно
использовать для проведения занятий борьбой и тяжелоатлетических
занятий (приложение, рис. П.13).
6.67. В БО рекомендуется дополнительно предусматривать
помещения для хранения лыж и велосипедов, площади которых
определяются заданием на проектирование.
Таблица 6.3
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ДОСУГОВЫХ
И ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
----T------------------------T------------------T--------------------¬
¦N ¦Наименование помещений ¦Площадь помещений,¦Примечания ¦
¦п/п¦ ¦кв. м ¦ ¦
¦ ¦ +------T-----------+ ¦
¦ ¦ ¦на 1 ¦всего ¦ ¦
¦ ¦ ¦место ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦ ¦Помещения досугового обслуживания ¦ ¦
+---+------------------------T------T-----------+--------------------+
¦1. ¦Актовый зал ¦ 1,0 ¦ - ¦Используется также ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦для занятий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦театральной студии ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦2. ¦Эстрада при зале ¦ - ¦ - ¦Глубина эстрады ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦не менее 3,5 м ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦3. ¦Кинопроекционная ¦ - ¦ 26 ¦ ¦
¦ ¦с перемоточной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и радиоузлом ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦4. ¦Фойе ¦ 0,9 ¦ - ¦На 1 место в зале. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Используется для ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятий хореографией¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦5. ¦Санитарные узлы ¦ - ¦ 16 x 2 ¦ ¦
¦ ¦для мальчиков и девочек,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с умывальником в шлюзе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при фойе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦6. ¦Комната гигиены для ¦ - ¦ 3 ¦Разместить при ¦
¦ ¦девочек ¦ ¦ ¦санитарном узле ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦7. ¦Помещение для артистов ¦ - ¦ 15 x 2 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦8. ¦Фильмовидеотека ¦ - ¦ 8 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦9. ¦Помещение пожарного ¦ - ¦ 10 ¦ ¦
¦ ¦поста ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦10.¦Кладовая мебели ¦ - ¦ 20 ¦ ¦
¦ ¦и реквизита ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦11.¦Кладовая аппаратуры ¦ - ¦ 10 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦12.¦Комната музыкальных ¦ - ¦ 32 + 12 ¦ ¦
¦ ¦занятий с кладовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментов ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦13.¦Изостудия с кладовой ¦ - ¦ 38 + 8 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦14.¦Кружковые комнаты с ¦ - ¦ 54 + 8 ¦ ¦
¦ ¦подсобными помещениями ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦15.¦Мастерская автодела: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+------+-----------+--------------------+
¦ ¦- теория ¦ - ¦ 32 ¦ ¦
¦ +------------------------+------+-----------+--------------------+
¦ ¦- практика ¦ - ¦ 80 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦16.¦Мастерская технического ¦ - ¦ 68 + 10 ¦ ¦
¦ ¦творчества с подсобным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помещением ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦17.¦Учебно - ¦ - ¦ 90 + 14 ¦ ¦
¦ ¦производственная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мастерская с подсобным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помещением ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦18.¦Помещение семейного ¦ - ¦ 34 ¦ ¦
¦ ¦клуба ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦19.¦Помещение туристического¦ - ¦ 36 + 18 ¦ ¦
¦ ¦штаба с кладовой для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хранения инвентаря ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦20.¦Редакция детской газеты ¦ - ¦ 36 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦ ¦Физкультурно - оздоровительные помещения ¦
+---+------------------------T------T-----------T--------------------+
¦1. ¦Зал гимнастических ¦ - ¦60 + 8 + 6 ¦ ¦
¦ ¦занятий с раздевалкой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и кладовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спортинвентаря ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦2. ¦Спортивный зал 12 x 24 м¦ - ¦ 288 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦3. ¦Кладовая спортинвентаря ¦ - ¦ 16 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦4. ¦Тренажерный зал ¦ - ¦ 72 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦5. ¦Зал для игры ¦ - ¦ 36 ¦ ¦
¦ ¦в настольный теннис ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦6. ¦Раздевальные для девочек¦ - ¦ 24 x 2 ¦В состав ¦
¦ ¦и для мальчиков, ¦ ¦ ¦оборудования входят ¦
¦ ¦с душевыми и санитарными¦ ¦ ¦по 2 душевых рожка, ¦
¦ ¦узлами ¦ ¦ ¦1 унитазу, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 умывальнику ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦7. ¦Комната инструкторов - ¦ - ¦ 10 + 3 ¦ ¦
¦ ¦методистов, с санузлом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в шлюзе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦8. ¦Санитарный узел ¦ - ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦с умывальником в шлюзе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для персонала ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-----------+--------------------+
¦9. ¦Комната хранения ¦ - ¦ 4 ¦ ¦
¦ ¦предметов уборки ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------------------+------+-----------+---------------------
Помещения стационара и групп дневного пребывания
6.68. Рекомендуемые состав и площади помещений стационара и
групп дневного пребывания приведены в таблице 6.4.
6.69. Жилую группу помещений следует проектировать по типу
"Приемная семья" в соответствии с МГСН 4.15-98, приложение 6.
6.70. Основное назначение этой группы помещений - временная
изоляция несовершеннолетних от обычного окружения до разрешения
жизненной ситуации, в которой оказался ребенок (конфликт в семье,
безнадзорность и т.п.).
6.71. Вместимость жилой группы определяется в каждом конкретном
случае заданием на проектирование.
6.72. Учитывая специфику контингента, следует предусмотреть
возможность изоляции помещений жилой группы от прочих помещений
БО.
6.73. Жилые комнаты рекомендуется проектировать на 1, 3 и 4
места. Количество одноместных комнат должно составлять до 50% от
общей вместимости жилой группы (учитывая различные причины
обращения несовершеннолетних в ЦП) (приложение, рис. П.14).
6.74. В жилых комнатах должен быть предусмотрен остекленный
проем в стене, смежной с коридором, для наблюдения за детьми.
6.75. Для групп дневного пребывания предусматриваются учебно -
игровые комнаты (приложение, рис. П.15), количество которых в
каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.
Каждая учебно - игровая комната рассчитана на одновременное
пребывание 9 чел.
Таблица 6.4
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ
ПОМЕЩЕНИЙ ПРОЖИВАНИЯ
----T------------------------T----------T--------------------¬
¦N ¦Наименование помещений ¦Площадь ¦Примечания ¦
¦п/п¦ ¦помещений,¦ ¦
¦ ¦ ¦кв. м ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦1. ¦Спальные комнаты: ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+----------+--------------------+
¦ ¦- на 1 место ¦ 8 ¦ ¦
¦ +------------------------+----------+--------------------+
¦ ¦- на 3 места ¦ 15 ¦ ¦
¦ +------------------------+----------+--------------------+
¦ ¦- на 4 места ¦ 20 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦2. ¦Учебно - игровая комната¦ 32 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦3. ¦Санузел с умывальником ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦в шлюзе (для групп ¦ ¦ ¦
¦ ¦дневного пребывания) ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦4. ¦Гостиная ¦ 32 ¦Предусмотреть ¦
¦ ¦ ¦ ¦возможность ¦
¦ ¦ ¦ ¦просмотра ¦
¦ ¦ ¦ ¦телепередач ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦5. ¦Комната дежурного ¦ 10 ¦ ¦
¦ ¦воспитателя ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦6. ¦Кабинет заведующего ЦП ¦ 12 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦7. ¦Комната дежурной ¦ 10 ¦ ¦
¦ ¦медсестры ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦8. ¦Инвентарная ¦ 8 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦9. ¦Кладовая чистого ¦ 4 ¦ ¦
¦ ¦и грязного белья ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦10.¦Кладовая ¦ 6 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦11.¦Комната хранения ¦ 4 ¦ ¦
¦ ¦уборочного инвентаря ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦12.¦Санитарные узлы ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитанников ¦ ¦ ¦
¦ ¦стационара: ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+----------+--------------------+
¦ ¦- уборная ¦ 3 ¦В состав ¦
¦ ¦с умывальником ¦ ¦оборудования входят ¦
¦ ¦ ¦ ¦унитаз, умывальник ¦
¦ +------------------------+----------+--------------------+
¦ ¦- туалетная ¦ 4 ¦В состав ¦
¦ ¦ ¦ ¦оборудования входят ¦
¦ ¦ ¦ ¦унитаз, умывальник, ¦
¦ ¦ ¦ ¦душевой поддон ¦
¦ ¦ ¦ ¦с душевой сеткой ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦13.¦Санитарный узел ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦персонала, ¦ ¦ ¦
¦ ¦с умывальником в шлюзе ¦ ¦ ¦
L---+------------------------+----------+---------------------
Помещения питания
6.76. В ЦП питание организуется в столовой в одну смену для
проживающих в стационаре и для дневных групп.
6.77. Площадь обеденного зала принимается из расчета 1,8 кв. м
на 1 посадочное место; при зале предусматривается умывальная из
расчета 3 кв. м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест.
6.78. Для питания персонала предусматривается обеденный зал
самообслуживания (или буфет) из расчета 1,8 кв. м на 1
посадочное место. Его следует располагать в составе помещений
кухни или администрации. Количество мест определяется заданием
на проектирование исходя из числа персонала, питающегося в
учреждении, продолжительности обеденного времени и количества
смен. При зале предусматривается подсобное помещение,
предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды,
площадью 8 кв. м.
6.79. В производственные помещения столовой должен
предусматриваться отдельный вход.
Производственные помещения столовой, работающие на
полуфабрикатах, проектируются с учетом размещения в них комплекта
торгово - технологического оборудования на электроподогреве.
6.80. Рекомендуемые состав и площади производственных помещений
кухни приведены в табл. 6.5.
Таблица 6.5
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ КУХНИ
----T------------------------T----------T--------------------¬
¦N ¦Наименование помещений ¦Площадь ¦Примечания ¦
¦п/п¦ ¦помещений,¦ ¦
¦ ¦ ¦кв. м ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦1. ¦Горячий цех ¦ 35 ¦ ¦
+---+------------------------+ +--------------------+
¦2. ¦Холодный цех ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦3. ¦Рыбный цех ¦ 9 ¦ ¦
+---+------------------------+ +--------------------+
¦4. ¦Мясной цех ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦5. ¦Хлеборезка, хранение ¦ 4 ¦ ¦
¦ ¦хлеба ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦6 ¦Моечная кухонной посуды ¦ 10 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦7. ¦Моечная столовой посуды ¦ 14 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦8. ¦Охлаждаемая камера для ¦ ¦ ¦
¦ ¦хранения: ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦ ¦- молочных продуктов ¦ 6 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦ ¦- рыбы, мяса ¦ 6 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦9. ¦Кладовая сухих продуктов¦ 8 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦10.¦Кладовая овощей ¦ 8 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦11.¦Комната заведующего ¦ 8 ¦ ¦
¦ ¦производством ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦12.¦Загрузочная - тарная ¦ 8 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦13.¦Бельевая, гардеробная ¦ 14 ¦ ¦
¦ ¦персонала, душевая, ¦ ¦ ¦
¦ ¦уборная ¦ ¦ ¦
L---+------------------------+----------+---------------------
Группа помещений социального патронажа
6.81. Рекомендуемые состав и площади полного перечня помещений
социального патронажа приведены в таблице 6.6. В одном районе
рекомендуется располагать 1-2 кабинета из этого перечня.
6.82. Группа помещений социального патронажа рассчитана на
проведение мероприятий, направленных на:
- выявление детей и подростков с различными формами социальной
дезадаптации;
- осуществление первичной социально - психологической
диагностики несовершеннолетних;
- консультирование по вопросам детско - родительских отношений;
- направление несовершеннолетнего в БО для проведения
коррекционной работы или в другие организации, способные разрешить
создавшуюся ситуацию.
6.83. Площади кабинетов ККП предусматривают зону для работы с
детско - родительской группой.
6.84. В составе оборудования кабинетов рекомендуется
предусматривать стол специалиста, компьютерный стол, стеллажи,
журнальный столик с 4 креслами.
6.85. Планировочная схема консультативно - коррекционной ячейки
ККП приведена в приложении на рис. П.16. Примеры планировки ячеек
ККП в жилом фонде в однокомнатной и двухкомнатной квартирах
приведены в приложении на рис. П.17.
Таблица 6.6
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНАЖА
----T------------------------T----------T----------¬
¦N ¦Наименование помещений ¦Площадь ¦Примечания¦
¦п/п¦ ¦помещений,¦ ¦
¦ ¦ ¦кв. м ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦1. ¦Кабинет социального ¦ 18 ¦ ¦
¦ ¦работника ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦2. ¦Кабинет социального ¦ 18 ¦ ¦
¦ ¦работника "Ребенок ¦ ¦ ¦
¦ ¦дома" ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦3. ¦Кабинет социального ¦ 18 ¦ ¦
¦ ¦работника "Ребенок ¦ ¦ ¦
¦ ¦на улице" ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦4. ¦Кабинет социальной ¦ 18 ¦ ¦
¦ ¦экстренной помощи ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+----------+
¦5. ¦Кабинет консультанта - ¦ 18 ¦ ¦
¦ ¦психолога ¦ ¦ ¦
L---+------------------------+----------+-----------
Административно - хозяйственные помещения
6.86. Рекомендуемые состав и площади группы административно -
хозяйственных помещений приведены в таблице 6.7.
6.87. В составе административно - хозяйственной группы
помещений предусматривается помещение протекционной службы,
основная функция которой - создание банка данных по рабочим
вакансиям для несовершеннолетних на каникулярное время. В состав
оборудования кабинета протекционной службы входят стол
социального работника, компьютерный стол с компьютером, стеллажи,
журнальный столик с тремя креслами.
Таблица 6.7
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ
ПОМЕЩЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНО - БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
----T------------------------T----------T--------------------¬
¦N ¦Наименование помещений ¦Площадь ¦Примечания ¦
¦п/п¦ ¦помещений,¦ ¦
¦ ¦ ¦кв. м ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦1. ¦Кабинет директора ¦ 36 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦2. ¦Приемная ¦ 18 ¦Смежно с кабинетом ¦
¦ ¦ ¦ ¦директора ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦3. ¦Канцелярия ¦ 12 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦4. ¦Кабинет заместителя ¦ 16 ¦ ¦
¦ ¦директора ¦ ¦ ¦
¦ ¦по хозяйственной части ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦5. ¦Помещение дежурного ¦ 14 ¦ ¦
¦ ¦персонала технического ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦6. ¦Бухгалтерия с кассой ¦ 18 + 4 ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦7. ¦Комната сестры - ¦ 12 + 8 ¦ ¦
¦ ¦хозяйки ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦8. ¦Методический кабинет ¦ 24 ¦ ¦
¦ ¦с библиотекой ¦ ¦ ¦
¦ ¦методической литературы ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦9. ¦Конференц - зал на 30 ¦ 54 ¦ ¦
¦ ¦мест ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦10.¦Кабинет ¦ 22 ¦ ¦
¦ ¦протекционной службы ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦11.¦Комната психологической ¦ 18 ¦ ¦
¦ ¦разгрузки персонала ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦12.¦Комната отдыха ¦ 36 ¦ ¦
¦ ¦персонала ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦13.¦Компьютерный ¦ 36 + 10 ¦ ¦
¦ ¦центр с архивом ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦14.¦Помещение пожарного ¦ 12 ¦ ¦
¦ ¦поста ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦15.¦Кладовые, инвентарные ¦ 40 ¦Могут располагаться ¦
¦ ¦ ¦ ¦в подвале ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦16.¦Помещение ремонта ¦ 14 + 16 ¦ ¦
¦ ¦электроаппаратуры ¦ ¦ ¦
¦ ¦с подсобным помещением ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦17.¦Санитарные узлы ¦ 3 x 2 ¦ ¦
¦ ¦для мужчин и женщин, ¦ ¦ ¦
¦ ¦с умывальниками в шлюзе ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦18.¦Кабины личной гигиены ¦ 3 ¦Разместить ¦
¦ ¦для женщин ¦ ¦при санитарном узле ¦
+---+------------------------+----------+--------------------+
¦19.¦Комната хранения ¦ 4 ¦ ¦
¦ ¦уборочного инвентаря ¦ ¦ ¦
L---+------------------------+----------+---------------------
Приложение
к Рекомендациям
Приводится рис. П.1. Помещение родительского клуба.
Приводится рис. П.2. Примеры планировки кабинетов врачей
педиатра и дефектолога.
Приводится рис. П.3. Кабинет специалиста (психолога,
нарколога, детского психиатра, психотерапевта, психоневролога).
Приводится рис. П.4. Кабинет групповой психотерапии на 9
человек.
Приводится рис. П.5. Зал ситуационных игр.
Приводится рис. П.6. Зал арттерапии с кладовой.
Приводится рис. П.7. Кабинет социального педагога.
Приводится рис. П.8. Кабинет психолого - педагогической
коррекции с лаборантской.
Приводится рис. П.9. Кабинет коррекционных игр ("Компьютер").
Приводится рис. П.10. Комната музыкальных занятий с кладовой
инструментов.
Приводится рис. П.11. Изостудия с кладовой.
Приводится рис. П.12. Помещение семейного клуба.
Приводится рис. П.13. Зал гимнастических занятий.
Приводится рис. П.14. Примеры планировки спальных комнат на 1,
3 и 4 места.
Приводится рис. П.15. Примеры планировки комнаты приготовления
уроков и игровой.
Приводится рис. П.16. Планировочная схема ячейки ККП.
Приводится рис. П.17. Примеры планировки ячеек ККП в
однокомнатной и двухкомнатной квартирах.
|