УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 28 января 2002 г. N 28-11/3950
В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ с
1 января 2001 года введена в действие часть вторая Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и на налоговые
органы возложена обязанность по администрированию единого
социального налога (взноса), зачисляемого в государственные
внебюджетные фонды, - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Названным Законом установлено, что единый социальный налог
предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан
на государственное пенсионное и социальное обеспечение и
медицинскую помощь.
Кроме того, статьей 9 названного Закона на налоговые органы
возлагается обязанность по взысканию сумм недоимки, пеней и
штрафов в государственные социальные внебюджетные фонды,
образовавшихся на 1 января 2001 года, по проведению проверок
правильности исчисления, полноты и своевременности внесения
страховых взносов в указанные фонды за 1998-2000 годы, а также
другие мероприятия налогового контроля в отношении
налогоплательщиков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000
N 1462-р и совместным письмом Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам от 20.10.2000 N БГ-6-07/814, Пенсионного
фонда Российской Федерации от 18.10.2000 N КА-16-27/9192,
Министерства труда и социального развития Российской Федерации от
18.10.2000 N 214-АП, Фонда социального страхования Российской
Федерации от 18.10.2000 N 02-08/06-2134П и Федерального фонда
обязательного медицинского страхования от 18.10.2000 N
4875/20-2/и установлен порядок передачи сведений о плательщиках
страховых взносов из государственных социальных внебюджетных
фондов в налоговые органы.
Каждый фонд обязан составить с плательщиком страховых взносов
акт сверки расчетов, в котором отражается, в частности,
информация о наличии у плательщика недоимки или переплаты по
страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2001
года.
На основании приказа МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/466
сальдо (результат) расчетов плательщиков взносов с
государственными социальными внебюджетными фондами учитывается
налоговым органом на основании представленных в установленном
порядке фондами актов сверки расчетов.
Если по страховым взносам в какой-либо внебюджетный фонд по
состоянию на 1 января 2001 года имеются излишне уплаченные суммы,
то по решению налогового органа, принятому на основании
письменного заявления налогоплательщика, эти суммы могут быть
зачтены в счет предстоящих платежей по единому социальному налогу
в части, которая подлежит зачислению в этот фонд, или возвращены
в порядке, установленном Кодексом.
Поскольку до 1 января 2001 года государственные социальные
внебюджетные фонды несли обязанность по контролю за исчислением и
уплатой страховых взносов, следовательно, и исполнение
постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.99 N 18-П
возлагается на соответствующие фонды, отдельные положения о
которых указанным постановлением признаны неконституционными.
Письмами Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.04.2000
N 16-27/3623 и от 08.06.2000 N 16-27/5043 направлялись в адрес
отделений этого фонда справочные таблицы по применению тарифов
страховых взносов с учетом постановления Конституционного Суда РФ
от 23.12.99 N 18-П. На основании полученных указаний отделения
Пенсионного фонда должны были производить перерасчеты уплаченных
страховых взносов за периоды, специально оговоренные указанным
постановлением.
Только в том случае, если фондами не были произведены такие
перерасчеты, их осуществляют налоговые органы. В таком случае
налогоплательщику необходимо обратиться в налоговый орган по
месту его постановки на налоговый учет с соответствующим
заявлением.
Во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от
23.12.99 N 18-П в законодательном порядке изменения тарифов
страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
на период 1997-2000 гг. не производились, несмотря на признание
их чрезмерно высокими в отношении нотариусов, занимающихся
частной практикой.
Учитывая изложенное, налоговые органы не вправе производить
перерасчеты сумм страховых взносов в отношении налогоплательщиков
по ставкам, отличным от тарифов страховых взносов, установленных
федеральными законами на этот период.
Следует учитывать, что ставки, предусмотренные ст. 241
Налогового кодекса, относятся к единому социальному налогу, а не
к взносам в государственные социальные внебюджетные фонды.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|