МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 января 2002 года
Дело N 3-13/2002
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 3-
13/2002 по заявлению Е., В. о признании противоречащими
федеральному законодательству абз. 3 п. 2.9, пп. 3.1 и 3.4
Положения о порядке переселения собственников, нанимателей,
арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению
домов, в которых имеется муниципальная и государственная
собственность города Москвы, утвержденного постановлением
Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30 "О порядке переселения
собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых
помещений, подлежащих освобождению домов, в которых имеется
муниципальная и государственная собственность города Москвы",
установила:
заявитель Е., обратилась в суд с требованием о признании
противоречащими федеральному законодательству абз. 3 п. 2.9,
Положения о порядке переселения собственников, нанимателей,
арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению
домов, в которых имеется муниципальная и государственная
собственность города Москвы, утвержденного постановлением
Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30 "О порядке переселения
собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых
помещений, подлежащих освобождению домов, в которых имеется
муниципальная и государственная собственность города Москвы".
В судебном заседании 15.01.2002 представителем Е. З. требование
дополнено, заявитель просила признать противоречащими федеральному
законодательству пункт 3.1 и пункт 3.4 Положения.
В судебном заседании 30.01.2002 представителем
заинтересованного лица В. К. подано самостоятельное требование об
оспаривании абз. 3 п. 2.9, п. 3.1 Положения о порядке переселения
собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых
помещений, подлежащих освобождению домов, в которых имеется
муниципальная и государственная собственность города Москвы,
утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18.01.2000 N
30.
Представитель Е. З. в судебном заседании пояснил, что Е. просит
признать противоречащим ст. 17 Федерального закона "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" абз. 3 п. 2.9 Положения,
поскольку не предусматривается предоставление жилой площади с
учетом права инвалида на дополнительную жилую площадь, пп. 3.1 и
3.4, поскольку предусматривает предоставление жилой площади
равноценной и не позволяет учесть изменение состава семьи, в том
числе в связи с рождением детей.
Представитель В. К. поддержала требования о признании
противоречащими федеральному законодательству абз. 3 п. 2.9, п.
3.1 Положения о порядке переселения и пояснила, что ее доверитель
является инвалидом и имеет право на дополнительную площадь,
нормативный акт г. Москвы не предусматривает при переселении
собственников учет прав инвалидов на дополнительную площадь.
Представитель Правительства Москвы П. требования заявителей не
признал.
Выслушав заявителя Е., ее представителя З., представителя
заявителя В. К., представителя Правительства Москвы П., исследовав
письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Г.
полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
приходит к выводу. Что жалоба Е. и В. не обоснована и
удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а
в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
В судебном заседании установлено, что постановлением
Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30 "О порядке переселения
собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых
помещений, подлежащих освобождению домов, в которых имеется
муниципальная и государственная собственность города Москвы"
утверждено Положение о порядке переселения собственников,
нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих
освобождению домов, в которых имеется муниципальная и
государственная собственность города Москвы (далее - Положение о
переселении).
Пунктом 2.9 Положения о порядке переселения устанавливается:
В случае отказа собственника от предоставления ему в
собственность другого жилого помещения или выплаты компенсации
стоимости принадлежащего ему на праве собственности жилого
помещения с его согласия ему предоставляется жилое помещение из
государственного и муниципального жилищного фонда города Москвы по
договору социального найма.
Собственник, ранее реализовавший свое право на приватизацию
жилого помещения, повторного права на приватизацию
предоставленного жилого помещения не имеет.
При этом размер натурального возмещения (компенсации) в виде
жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма,
должен соответствовать размеру денежного возмещения за
освобождаемое жилое помещение, находящееся в доме, подлежащем
реконструкции или капитальному ремонту, сносу.
Пунктом 3.1 Положения о порядке переселения устанавливается:
Собственнику, освобождающему жилое помещение, если жилое
помещение является одним и единственным местом его жительства,
предоставляется равноценное возмещение в натуральной либо денежной
форме, соответствующее рыночной стоимости освобождаемого жилого
помещения и соответствующей компенсации за непроизведенный ремонт
жилого дома.
Порядок и условия предоставления возмещения и причитающейся
собственнику освобождаемого жилого помещения соответствующей
компенсации за непроизведенный ремонт дома определяются в
предварительном договоре, заключаемом в соответствии с разделом II
настоящего Положения.
Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого
помещения определяется как разница между рыночной стоимостью
жилого помещения социального использования в домах типовых серий в
районах массовой застройки, предоставляемого по социальным нормам
для семьи данной численности, и рыночной стоимостью освобождаемого
собственником жилого помещения.
Пунктом 3.4 Положения о порядке переселения устанавливается,
что собственнику жилого помещения, признанному в установленном
порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, с его согласия
может быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по
договору социального или коммерческого найма в районах массовой
застройки в случае если размер возмещения (компенсации) окажется
меньше стоимости жилого помещения, предоставляемого по социальным
нормам в домах типовых серий в районах массовой застройки (для
семьи данной численности на дату принятия решения).
Представителем Е. З. в обоснование требований о признании части
3 пункта 2.9 противоречащим федеральному закону, указывалось на
то, что в ст. 17 Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" содержатся положения обязывающие
при предоставлении жилья предоставить инвалиду жилую площадь с
учетом его права на дополнительную площадь, а Положение о порядке
переселения связывает размер жилой площади только с размером
денежного возмещения за освобождаемое жилое помещение.
С указанными доводами согласиться нельзя по следующим
основаниям.
Статьей 49-3 Жилищного кодекса РСФСР устанавливается, что если
дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежит
сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым
из него собственникам квартир с их согласия предоставляется
равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная
компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием,
учреждением, организацией, осуществляющими снос дома.
Согласно п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не
может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может
быть произведено только при условии предварительного и
равноценного возмещения.
Таким образом, действующее федеральное законодательство
предусматривает, что в случае изъятия у собственника имущества, в
том числе в виде жилого помещения, ему предоставляется
предварительное и равноценное возмещение либо иная компенсация.
Положение о порядке переселения в п. 2.4 предусматривает
предоставление собственнику возмещения (компенсации) в виде:
- другого равноценного по стоимости благоустроенного жилого
помещения по договору мены, иному договору, предусматривающему
переход права собственности на жилое помещение;
- предварительного и равноценного возмещения (компенсации)
стоимости освобождаемого жилого помещения в безналичной денежной
форме по договору купли-продажи с зачислением суммы возмещения без
предоставления другого жилого помещения.
Пункт 2.9 предусмотревший еще один, дополнительный вид
возмещения (в случае отказа собственника от предоставления ему в
собственность другого жилого помещения или выплаты компенсации
стоимости принадлежавшего ему на праве собственности жилого
помещения) - в виде предоставления жилого помещения по договору
социального найма, также регулирует правоотношения связанные с
компенсацией собственнику жилья, в домах подлежащих освобождению.
Предоставление собственнику освобождаемого жилья права выбора
дополнительного вида компенсации (возмещения) в виде получения
вещных прав (право пользования по договору социального найма) на
государственное или муниципальное имущество, не противоречит ст.
49-3 ЖК РСФСР, а кроме того не оспаривалось заявителем.
Таким образом, нормы пункта 2.9 Положения о порядке
переселения, в том числе и абзаца 3, регулируют правоотношения
связанные с прекращением права собственности, в доме, подлежащем
освобождению, и устанавливают дополнительный вид компенсации
собственнику высвобождаемого жилого помещения, который может быть
предоставлен только с его согласия, взамен денежного возмещения
или возмещения путем предоставления собственности.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред.
Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ,
от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-
ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ)
устанавливается следующее:
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в
улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются
жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим
детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других
заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде
отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний,
утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право
учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий
и предоставлении жилого помещения в домах государственного или
муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь,
занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты
или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном
размере с учетом предоставляемых льгот.
Таким образом, нормами федерального закона предусматривается
учет права инвалидов на дополнительную жилую площадь при
постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении
жилого помещения в домах государственного или муниципального
жилищного фонда, т.е. в соответствии с нормами жилищного
законодательства регулирующими признание граждан нуждающимися в
улучшении жилищных условий (ст. 29 ЖК РСФСР), обеспечением их
жильем в том числе по основаниям предусмотренным ст. 36 и 37 ЖК
РФ.
Как выше указывалось, несмотря на то, что п. 2.9 Положения о
порядке переселения предусматривает предоставление собственнику
жилого помещения из государственного и муниципального жилищного
фонда города Москвы по договору социального найма, в данном случае
жилое помещение предоставляется не в связи с нуждаемостью
гражданина в улучшении жилищных условий, а как один из видов
компенсации (возмещения) собственникам квартир, в доме, подлежащем
освобождению.
Поскольку нормы п. 2.9 Положения о порядке переселения
регулируют правоотношения связанные с компенсацией собственникам
жилья, то на него не распространяются нормы жилищного
законодательства связанные с обеспечением граждан жилыми
помещениями. Действующее федеральное законодательство не связывает
размер компенсации собственнику в связи с изъятием у него
имущества с вопросами реализации его прав на дополнительную жилую
площадь.
Материалами дела установлено, что Е. и В. проживали в отдельной
двухкомнатной квартире по адресу: Москва, г. Зеленоград, корп.
411, кв. 11. Указанная квартира была им передана в совместную
собственность без определения долей. На указанной площади вместе с
родителями проживал несовершеннолетний сын заявителей Дмитрий 1993
г. рождения. В 1999 году у Е. родился сын Виктор. Заявителям
взамен подлежащей изъятию квартиры в корп. 431, Управлением
муниципального жилья предложена равноценная двухкомнатная квартира
по адресу: Москва, г. Зеленоград, корп. 454, кв. 54.
Заявители Е. и В. оспаривают пп. 3.1 и 3.4 Положения о порядке
переселения, в той части в которой они допускают предоставление
собственникам жилых помещений жилья по договору социального найма
без учета вселившихся на жилую площадь несовершеннолетних, без
учета прав инвалидов на дополнительную жилую площадь.
Из пункта 3.1 усматривается, что в нем не содержится норм
регулирующих правоотношения связанные с переселением собственников
в жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма.
Указанный пункт содержит общие нормы предусматривающие что взамен
изымаемого жилья предоставляется равноценное возмещение в
натуральной либо денежной форме, с учетом компенсации за
непроизведенный ремонт жилого дома и порядок расчета компенсации
за непроизведенный ремонт дома.
Пункт 3.4 Положения о порядке переселения не содержит положений
предусматривающих, что собственнику жилья предоставляется
компенсация с учетом возникших у него прав на дополнительную
площадь, не содержит также и положений предусматривающих
предоставление жилья с учетом права новых членов семьи на жилую
площадь, в том числе в связи с рождением детей.
Как выше указывалось, предоставление жилого помещения по
договору социального найма, в случае отказа собственника от
предоставления ему в собственность другого жилого помещения или
выплаты компенсации стоимости принадлежавшего ему на праве
собственности жилого помещения, является одним из видов
компенсации за изымаемое жилое помещение, т.е. иным видом
компенсации (помимо предоставления равноценного жилья), что
устанавливается ст. 49-3 ЖК РСФСР. Поскольку пунктом 3.4 Положения
о порядке переселения предусматривается компенсация собственнику
подлежащего высвобождению жилья, то отсутствие норм
предусматривающих предоставление, большей по размеру жилой
площади, чем та, с которой выселяются собственники, действующему
законодательству не противоречит.
Нельзя согласиться с доводами заявителей о том, что инвалиды,
имеющие право на дополнительную площадь и несовершеннолетние дети,
при переселении на жилую площадь равную ранее занимаемой
собственником, лишаются возможности использовать свои права на
обеспечение жилой площадью.
Как выше указывалось Положение о переселении не регулирует
вопросы обеспечения граждан жильем. Правовые нормы постановления о
порядке переселения не содержат ограничений для инвалидов, имеющих
право на дополнительную площадь, иных категорий граждан на
улучшение своих жилищных условий после получения компенсации за
жилье подлежащее высвобождению, в порядке и на условиях
определенных жилищным законодательством.
На основании изложенного, ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная
коллегия
решила:
в удовлетворении заявления Е., В. о признании противоречащими
федеральному законодательству абз. 3 п. 2.9, пп. 3.1 и 3.4
Положения о порядке переселения собственников, нанимателей,
арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению
домов, в которых имеется муниципальная и государственная
собственность города Москвы, утвержденного постановлением
Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30 "О порядке переселения
собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых
помещений, подлежащих освобождению домов, в которых имеется
муниципальная и государственная собственность города Москвы"
отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|