УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2002 г. N 26-12/6755
В соответствии со ст. 246 главы 25 Налогового кодекса
Российской Федерации, вступившей в действие с 1 января 2002 года,
налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются в
том числе иностранные организации, осуществляющие свою
деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства и (или) получающие доходы от источников в
Российской Федерации.
Статьей 306 Налогового кодекса Российской Федерации
установлено, что под постоянным представительством иностранной
организации в Российской Федерации для целей настоящей главы
понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора,
агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место
деятельности этой организации, через которое организация регулярно
осуществляет предпринимательскую деятельность на территории
Российской Федерации, связанную:
- с пользованием недрами и (или) использованием других
природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по
строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и
эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории Российской
Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею
складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной
деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 указанной
статьи.
Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное
представительство также в случае, если эта организация
осуществляет деятельность, отвечающую вышеуказанным признакам,
через лицо, которое на основании договорных отношений с этой
иностранной организацией представляет ее интересы в Российской
Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени
этой иностранной организации, имеет и регулярно использует
полномочия на заключение контрактов или согласование их
существенных условий (в частности, цена контракта, условия
поставки) от имени данной организации, создавая при этом правовые
последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
Иностранная организация не рассматривается как имеющая
постоянное представительство, если она осуществляет деятельность
на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера,
профессионального участника российского рынка ценных бумаг или
любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной)
деятельности.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 5 Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и капитал от 05.12.98.
При применении Соглашения компетентные органы Договаривающихся
Государств, в частности, руководствуются комментариями к модели
Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), в соответствии с которыми, чтобы
из места бизнеса было создано постоянное представительство,
предприятие, пользующееся им, должно проводить через него полный
или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть
производительного характера. Более того, деятельность не
обязательно должна быть постоянной, то есть проводиться без
перерыва в операциях, но операции должны иметь регулярный
характер.
Предприятие должно рассматриваться как имеющее постоянное
представительство в государстве, если при некоторых условиях там
действует лицо, представляющее это предприятие, даже если это
предприятие не имеет постоянного места бизнеса.
Лица, чья деятельность может создавать постоянные
представительства для предприятий, являются так называемыми
"зависимыми агентами", то есть наемными или иными лицами, не
являющимися так называемыми "агентами с независимым статусом". Это
могут быть либо физические лица, либо компании. Это лица, которые
ввиду сферы их полномочий или природы их деятельности вовлекают до
некоторой степени коммерческую деятельность предприятия в данное
государство. Выражение "постоянное представительство" в этом
контексте предполагает, что это лицо пользуется этими полномочиями
многократно, а не в изолированных случаях. Также фраза "полномочия
по заключению контрактов от имени предприятия" не ограничивает
применение пункта к агенту, непосредственно заключающему контракты
от имени предприятия, пункт также применяется к агенту,
заключающему контракты, которые накладывают обязательства на это
предприятие, даже если контракты не заключены от имени
предприятия.
Лицо подпадает под действие п. 6 ст. 5 Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Кипр об избежании двойного налогообложения, то есть не составляет
постоянного представительства предприятия, от имени которого оно
действует, только в том случае, если:
а) оно является независимым от предприятия как юридически, так
и экономически;
б) действует в рамках своего обычного бизнеса, когда действует
от имени предприятия.
Рамки основной (обычной) деятельности следует считать
установленными, в частности, в учредительных документах лица и
(или) лицензии, так же как и в ином разрешении компетентного
государственного органа. Доходы от такой деятельности должны
составлять преимущественную часть валовой прибыли (дохода) такого
лица.
Является ли лицо независимым от представляемого им предприятия,
зависит от диапазона обязательств этого лица в отношении
предприятия. Там, где коммерческая деятельность лица, действующего
от имени предприятия, подвергается подробным инструкциям или
всецелому контролю предприятия, такое лицо не может считаться
независимым от предприятия.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с приказом
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях
учета в налоговых органах иностранных организаций" в случае если
иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять
деятельность в Российской Федерации через отделение в течение
периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или
по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе
по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее
начала.
Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом
органе независимо от наличия обязательств, с которыми
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и
международные договоры Российской Федерации связывают
возникновение обязательств по уплате налогов.
Особенности налогообложения прибыли иностранных организаций,
осуществляющих деятельность через постоянное представительство в
Российской Федерации, установлены ст. 307 главы 25 Налогового
кодекса Российской Федерации, особенности налогообложения
иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через
постоянное представительство в Российской Федерации и получающих
доходы от источников в Российской Федерации, определены ст. 309
главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|