УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 4 марта 2002 г. N 24-11/9577
Согласно ст. 175 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) организации, в состав которых входят
обособленные подразделения, уплачивают налог на добавленную
стоимость по месту своего нахождения, а также по месту нахождения
каждого из обособленных подразделений.
В соответствии со ст. 166 Кодекса общая сумма налога на
добавленную стоимость исчисляется в целом по организации по
итогам каждого налогового периода применительно ко всем
операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с
подпунктами 1-3 п. 1 ст. 146 Кодекса, дата реализации
(передачи) которых относится к соответствующему налоговому
периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих
налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
При этом при исчислении налога на добавленную стоимость в
соответствии со ст. 166 Кодекса вычетам подлежат согласно ст.
171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные
налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные
налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию
Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного
обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной
территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для
осуществления производственной деятельности и иных операций,
признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21
Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6
ст. 170 Кодекса.
Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 149 Кодекса в случае
если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие
налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению
(освобожденные от налогообложения в соответствии с положениями
ст. 149 Кодекса), налогоплательщик обязан вести раздельный учет
таких операций.
При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст.
170 Кодекса в случае частичного использования покупателем
приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в
производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции
по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в
производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции
по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы
налога, предъявленные продавцом указанных приобретенных товаров
(работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при
исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы
физических лиц), или подлежат налоговому вычету в той пропорции,
в которой указанные приобретенные товары (работы, услуги)
используются для производства и (или) реализации товаров (работ,
услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению
(освобождены от налогообложения). Указанная пропорция
определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции
по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от
налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров
(работ, услуг) за отчетный налоговый период.
На основании изложенного для расчета вышеуказанной пропорции
организации следует принимать объем выручки от реализации товаров
(работ, услуг) в целом по организации.
Что касается порядка налогообложения по налогу на добавленную
стоимость при оказании посреднических услуг по агентскому
договору, необходимо отметить следующее.
Статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что по агентскому договору одна сторона (агент)
обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны
(принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за
счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы
организации" (ПБУ 9/99) в редакции приказа Минфина России от
30.12.99 N 107н не признаются доходами организации поступления от
других юридических и физических лиц по договорам комиссии,
агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента,
принципала и т.п.
Определение налоговой базы налогоплательщиками, получающими
доход на основе договоров поручения, комиссии или агентских
договоров, установлено ст. 156 Кодекса. Так, согласно п. 1
названной статьи налогоплательщики при осуществлении
предпринимательской деятельности в интересах другого лица на
основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров
определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде
вознаграждений.
Необходимо учитывать, что данный порядок предусмотрен в случае
получения дохода только на основе договоров поручения, комиссии
или агентских договоров в соответствии с частью второй
Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 162 части второй Кодекса
налоговая база определяется с учетом сумм авансовых или иных
платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, в налоговую базу у агента средства,
перечисляемые принципалом для исполнения сделки, включаются в
части, относящейся к стоимости выполняемых агентом услуг, то есть
в части причитающегося ему вознаграждения. Средства на
исполнение сделки за вычетом доли вознаграждения в налоговую базу
по НДС у агента не включаются вне зависимости от того, что до
конца налогового периода, в котором они получены, обязательства
по договору им не исполнены.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|