УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 20 марта 2002 г. N 29-08/1/12423
В соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в
Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.04.97 N 490 (в редакции постановлений
Правительства РФ от 02.10.99 N 1104, от 15.09.2000 N 693),
организация, оказывающая гостиничные услуги (далее - исполнитель),
обязана заключить с потребителем договор на предоставление услуг.
Договор заключается при предъявлении потребителем паспорта или
военного билета, удостоверения личности, иного документа,
оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность
потребителя.
При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает
квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение
договора на оказание услуг.
При оформлении оплаты за проживание в гостинице заполняется
счет по форме N 3-Г, утвержденный приказом Минфина России 13.12.93
N 121, который является бланком строгой отчетности (бланки
заказываются по утвержденным образцам в любой типографии). Если
бланк по форме N 3-Г изготовлен не типографским способом, а,
например, с помощью компьютера, то при денежных расчетах с
клиентами применение контрольно - кассовой машины обязательно.
Цена номера (места в номере), а также форма его оплаты
устанавливаются исполнителем. Потребитель обязан оплатить
оказанную исполнителем в полном объеме услугу после принятия ее
потребителем. С согласия потребителя услуга может быть оплачена им
при заключении договора в полном объеме или путем выдачи аванса.
Первоначально выписанный потребителю счет за проживание в
гостинице по форме N 3-Г подтверждает факт заключения договора на
оказание услуг, срок проживания в гостинице, виды и стоимость
предлагаемых гостиничных услуг.
В соответствии с п. 20 вышеуказанных Правил предоставления
гостиничных услуг потребитель вправе расторгнуть договор на
оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены
пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о
расторжении договора и возместив исполнителю расходы,
произведенные им до этого момента в целях исполнения договора,
если они не входят в указанную часть цены услуги.
Из сказанного выше следует, что потребитель обязан оплатить
оказанную исполнителем в полном объеме услугу после принятия ее
потребителем или часть цены пропорционально части оказанной
услуги до получения извещения о расторжении договора или с его
согласия услуга может быть оплачена им при заключении договора в
полном объеме или путем выдачи аванса.
Таким образом, в счете исполнителя должно быть указано, что
конкретно оплачивает потребитель.
В случае если потребитель при заселении в гостиницу получил
счет за проживание по форме N 3-Г и, оплатив его авансом, получил
чек ККМ, а затем заявил о досрочном выбытии из гостиницы, то
возможны только два варианта возврата денежных средств
потребителю:
1. В день оплаты (до закрытия смены и снятия Z-отчета) - в
соответствии с Типовыми правилами эксплуатации контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением,
утвержденными Минфином России от 30.08.93 N 104, и постановлением
Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении
унифицированных форм первичной учетной документации по учету
торговых операций" (далее - постановление N 132).
Потребителю выписывается новый счет и пробивается новый
кассовый чек на сумму оказанной услуги, при этом первоначально
выписанный счет и чек должны быть истребованы исполнителем от
потребителя.
На сумму возврата по первоначальному чеку оформляется акт по
форме N КМ-3. Погашенный (первоначальный) чек наклеивается на лист
бумаги и вместе с актом и первоначально выписанным счетом сдается
в бухгалтерию (где они должны храниться при текстовых документах
за данное число).
Суммы, выплаченные по возвращенным кассовым чекам, записываются
в журнал кассира - операциониста (по форме N КМ-4) в графу 15, и
на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.
2. Не в день оплаты (по истечении рабочего дня после закрытия
смены и снятия Z-отчета) - в соответствии с Порядком ведения
кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением
Совета директоров ЦБ России 22.09.93 N 40, Типовыми правилами
эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденными Минфином России 30.08.93 N 104, с
постановлением N 132 и в порядке, аналогичном порядку возврата
покупателем товара, описанному в Методических рекомендациях по
учету оформления операций приема, хранения и отпуска товаров в
организациях торговли, утвержденных письмом Комитета РФ по
торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5.
Возврат денег осуществляется только из главной кассы
предприятия на основании письменного заявления потребителя с
указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении
документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его
заменяющего).
Для возврата денег потребителю из главной кассы предприятия
составляется расходно - кассовый ордер (форма КО-2) с обязательным
указанием фамилии, имени, отчества потребителя и его паспортных
данных или иного документа, удостоверяющего личность. Порядок
составления и оформления утвержден постановлением Государственного
комитета РФ по статистике от 18.08.98 N 88 "Об утверждении
унифицированных форм первичной учетной документации по учету
кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
При этом следует иметь в виду, что отсутствие у потребителя
кассового чека не является основанием для отказа в удовлетворении
его требований (расторжение договора и возврат денег) в
соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О
защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от
17.12.99 N 212-ФЗ).
Для целей определения полноты оприходования возврат денег может
быть произведен без предъявления потребителем кассового чека, но
только в том случае, если установлен факт и условия оплаты и он
доказан потребителем.
Фактом, подтверждающим оплату, могут являться другие документы,
такие как товарный чек, а в конкретном случае это может быть
первоначально выписанный счет. В случае отсутствия у потребителя
указанных документов это не лишает его возможности ссылаться на
свидетельские показания в подтверждение факта и условия оплаты.
Фактом, подтверждающим оплату, может служить и контрольная лента.
Следует помнить, что одной из самых распространенных ошибок,
совершаемых кассирами - операционистами, является то, что при
возврате денежных средств (отказ от покупки, расторжение договора)
они пробивают возвратный чек и тем самым увеличивают итоговую
сумму выручки, фиксируемую по итогам дня.
Отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за услугу
подтверждает исполнение обязательств по договору оказания услуг
между потребителем и исполнителем.
Возвращенный потребителем чек с составлением акта (форма N
КМ-3) подтверждает разрыв сделки (отказ потребителя от
предоставления услуг и получение денег обратно).
Таким образом, эта сумма, уже пробитая через ККМ,
зафиксированная в памяти фискального блока и отраженная на
контрольной ленте, возвращена потребителю и подтверждена
первичными документами (чек и акт, соответствующие суммы на
контрольной ленте находятся в бухгалтерии и запись о возврате
денежных средств имеется в журнале кассира - операциониста).
В том случае, когда пробивается возвратный чек, сумма снова
заносится в память ККМ, но первичных финансовых и бухгалтерских
документов, подтверждающих факт расторжения сделки, - чека ККМ,
выданного за оплаченную услугу, в бухгалтерии предприятия не
имеется, и документально подтвердить разницу в суммах выручки и
итогов блока фискальной памяти невозможно без дополнительных
документальных проверок, расследований и т.д.
При несоблюдении вышеперечисленных требований к оформлению
возврата денежных средств за товар или неоказанные услуги к
организациям должны быть применены штрафные санкции в соответствии
с п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных платежей".
Исходя из вышеизложенного следует, что:
- возврат денежных средств из денежного ящика ККМ предприятия
по чекам, пробитым в предыдущие смены, недопустим;
- уменьшение выручки на основании данных о возвратах по форме N
5-Г "Кассовый отчет" со счетами (форма N 3-Г) в описанном случае
является неправомерным;
- расчет с клиентом, при котором гостиница выписывает два счета
по форме N 3-Г (предоплата и окончательный расчет) правомерен в
случае пробития кассовых чеков на суммы предоплаты и последующей
доплаты;
- также правомерен расчет с клиентом, при котором гостиница
выписывает два счета по форме N 3-Г (предоплата и окончательный
расчет), при наличии в бухгалтерии исполнителя акта (форма КМ-3),
составленного в день оплаты, с приложенными к нему первоначально
выписанным счетом и пробитым тогда же кассовым чеком,
истребованными у потребителя, или при наличии расходно - кассового
ордера (форма КО-2), составленного не в день оплаты, с
приложенными к нему заявлением, первоначально пробитым кассовым
чеком и (или) первоначально выписанным счетом.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Родионов
|