МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2002 года
Дело N 3-134/2002
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 3-
134/2002 по заявлению Прокурора города Москвы о признании
противоречащими федеральному законодательству п. 2 постановления
Правительства Москвы от 15.09.1999 N 542 "О создании,
реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных
предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в
хозяйственных обществах" (в редакции постановлений Правительства
Москвы от 01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490) и, утвержденного
им, Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных
обществах (приложение N 2),
установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащим федеральному законодательству п. 2 постановления
Правительства Москвы от 15.09.1999 N 542 "О создании,
реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных
предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в
хозяйственных обществах" (в редакции постановлений Правительства
Москвы от 01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490) и, утвержденного
им, Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных
обществах (приложение N 2), указывая на то, что государственные
органы и органы местного самоуправления не вправе выступать
участниками хозяйственных обществ.
Прокурор Г. в судебном заседании требования поддержала и
пояснила, что переход имущества из государственной в частную
собственность возможен только путем приватизации. Положение о
порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах
(приложение N 2) устанавливает нормы позволяющие городу Москве
передавать имущество города в уставные капиталы хозяйственных
обществ без приватизации. Постановление противоречит федеральному
законодательству и в связи с тем, что передача имущества возможна
только в случае, если приватизация этого имущества предусмотрена
программой приватизации, которая в городе Москве принята, однако
она не предусматривает приватизацию денежных средств.
Представитель Правительства Москвы, он же представляя интересы
Департамента государственного и муниципального имущества города
Москвы П. с требованиями Прокурора не согласился, указывая на то,
что Положение о порядке участия города Москвы в хозяйственных
обществах регулирует отношения связанные с приватизацией имущества
города.
Представитель Территориального управления по городу Москве и
Московской области Министерства по антимонопольной политике
заявление прокурора поддержала.
Выслушав заявленные требования, представителя Правительства
Москвы и Департамента государственного и муниципального имущества
г. Москвы, представителя Территориального управления по городу
Москве и Московской области Министерства по антимонопольной
политике, исследовав письменные материалы дела, выслушав
заключение прокурора Г., полагавшей, что заявление подлежит
удовлетворению, судебная коллегия приходит к выводу, что
требование обосновано и подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а
в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
В судебном заседании установлено, что Правительством города
Москвы 15.09.1999 принято постановление N 542 "О создании,
реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных
предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в
хозяйственных обществах" (в редакции постановлений Правительства
Москвы от 01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490), пунктом 2
постановления утверждено Положение о порядке участия города Москвы
в хозяйственных обществах (приложение N 2).
Названным Положением установлен порядок взаимодействия органов
управления Правительства Москвы при создании, реорганизации и
ликвидации хозяйственных обществ с участием города Москвы, участие
города Москвы в хозяйственных обществах осуществляется путем
учреждения (в том числе и совместно с другими хозяйствующими
субъектами) новых обществ, а также путем приобретения акций
(долей) действующих обществ.
В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а
в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающем
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Часть 3 пункта 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской
Федерации устанавливает, что государственные органы и органы
местного самоуправления не вправе выступать участниками
хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если
иное не установлено законом.
Аналогичная по содержанию норма содержится в Федеральном законе
"Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ,
от 07.08.2001 N 120-ФЗ), в п. 1 ст. 10 которого устанавливается,
что учредителями общества являются граждане и (или) юридические
лица, принявшие решение о его учреждении.
Государственные органы и органы местного самоуправления не
могут выступать учредителями общества, если иное не установлено
федеральными законами.
Таким образом, гражданское законодательство устанавливает
запрет государственным органам и органам местного самоуправления
на участие в акционерном обществе, однако указанный запрет
действует только в том случае если иное не установлено иным
федеральным законом.
Вместе с тем пунктом 2 ст. 124 ГК РФ устанавливается, что: к
субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей
статьи (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации:
республики, края, области, города федерального значения,
автономная область, автономные округа, а также городские, сельские
поселения и другие муниципальные образования) применяются нормы,
определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или
особенностей данных субъектов.
В ч. 2 ст. 217 ГК РФ устанавливается, что при приватизации
государственного и муниципального имущества предусмотренные
настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и
прекращения права собственности, применяются, если законами о
приватизации не предусмотрено иное.
Статья 1 Федерального закона "О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации" N 123-ФЗ от 21.07.1997 (в ред. Федеральных
законов от 23.06.1999 N 116-ФЗ, от 05.08.2000 N 109-ФЗ)
предусматривает: что для целей настоящего Федерального закона под
приватизацией государственного и муниципального имущества
понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или
муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в
собственность физических и юридических лиц.
В части 1 статьи 16 Закона устанавливаются способы приватизации
государственного и муниципального имущества, к которым относятся:
продажа государственного или муниципального имущества на
аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе
приватизации открытых акционерных обществ на специализированном
аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на
коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными
условиями; продажа акций созданных в процессе приватизации
открытых акционерных обществ их работникам;
выкуп арендованного государственного или муниципального
имущества;
преобразование государственных и муниципальных унитарных
предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций
которых находится в государственной или муниципальной
собственности; внесение государственного или муниципального
имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных
обществ; отчуждение находящихся в государственной или
муниципальной собственности акций созданных в процессе
приватизации открытых акционерных обществ владельцам
государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих
право приобретения таких акций.
Таким образом, действующим федеральным законодательством
предусматривается, что возмездная передача имущества находящегося
в собственности Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации или муниципальных образований имущества в собственность
физических и юридических лиц, является приватизацией имущества, а
отношения возникающие в связи с передачей имущества регулируются
законодательством о приватизации.
Следовательно, в правоотношениях связанных с приватизацией
государственного имущества положения п. 4 ст. 66 ГК, в части
ограничивающей государственные органы на участие в хозяйственных
обществах, не применимы, поскольку законодательством о
приватизации установлены иные нормы, предусматривающие участие в
хозяйственных обществах субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным нельзя согласиться с доводами Прокурора о
том, что Правительство Москвы не может являться учредителем
хозяйственных обществ, а город Москва - являться участником
хозяйственных обществ, нельзя.
Вместе с тем, Положение о порядке участия города Москвы в
хозяйственных обществах, устанавливает, что участие города Москвы
в хозяйственных обществах осуществляется путем учреждения новых
обществ, а также путем приобретения акций (долей) действующих
обществ (абзац 2 преамбулы), а кроме того, содержит нормы
регулирующие: порядок подготовки заявок на участие города Москвы в
хозяйственных обществах (пункт 2), содержание заявки и перечень
необходимых документов (п. 2.2); порядок рассмотрения заявок
(пункт 3), то таким образом, Положение содержит нормы по
установлению порядка и распоряжения имуществом города Москвы.
Установление Правительством Москвы порядка управления и
распоряжения собственностью города Москвы противоречит
федеральному законодательству.
Согласно подп. "д" пункта 1 ст. 1 Федерального закона от
06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред.
Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ)
устанавливает, что деятельность органов государственной власти
субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с
принципами разделения государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности
полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей
их части в ведении одного органа государственной власти либо
должностного лица.
Подпункт "ж" п. 2 ст. 5 Закона предусматривает, что законом
субъекта устанавливается порядок управления и распоряжения
собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями
(паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах
хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных
организационно-правовых форм.
Федеральным законодательством компетенция органов
исполнительной и представительной власти субъектов Российской
Федерации разграничена.
Пунктом 1 статьи 26 Закона г. Москвы "Устав города Москвы"
устанавливается, что к полномочиям Московской городской Думы
относится установление порядка управления и распоряжения
собственностью города Москвы.
К ведению органов исполнительной власти города Москвы относятся
управление и распоряжение собственностью города Москвы (п. 1 ст.
27 Устава).
Таким образом, Правительство Москвы, установив в Положении
нормы регулирующие порядок управления и распоряжения
собственностью города Москвы, вышло за пределы своей компетенции.
Положение о порядке участия города Москвы в хозяйственных
обществах, устанавливая порядок взаимодействия органов управления
Правительства Москвы при создании, реорганизации и ликвидации
хозяйственных обществ с участием города Москвы, предусматривает,
что внесение вклада города Москвы в уставный капитал вновь
создаваемых обществ и оплата приобретаемых акций (долей)
действующих обществ осуществляется денежными средствами,
имуществом, а также имущественными и неимущественными правами. Вид
вклада, его величина и источники формирования указываются в
постановлении Правительства Москвы о создании Общества (о
приобретении акций (долей) действующего общества) (пункт 1.4).
Указанное Положение также противоречит федеральному
законодательству.
Статья 23 Федерального закона "О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации" предусматривает, что внесение
государственного или муниципального имущества в качестве вклада в
уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению
соответственно Правительства Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в порядке, установленном программой
приватизации, программами приватизации субъектов Российской
Федерации.
Пункт 1 статьи 24 Устава города Москвы предусматривает, что
приватизация объектов собственности города Москвы и объектов
собственности муниципальных образований осуществляется в
соответствии с федеральными законами, законами города Москвы и
программами приватизации.
Кроме того, статьей 8 Закона города Москвы от 11 апреля 2001
года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной
собственности Москвы" предусматривается, что ежегодно
постановлением Московской городской Думы утверждаются:
- номенклатура перечней (требований к составу и содержанию)
объектов приватизации на следующий год;
- перечни объектов приватизации в соответствии с утвержденной
на данный год номенклатурой.
Московской городской Думой 28.03.2001 принято постановление N
47 "О перечне объектов приватизации государственной и
муниципальной собственности города Москвы". В постановлении в
качестве объектов приватизации не предусматривается использование
денежных средств, а также имущественных и неимущественных прав,
принадлежащих городу Москве на цели, предусмотренные оспариваемым
Положением.
Поскольку программой приватизации не предусмотрено выделение
денежных средств для данных нужд, то установление Правительством
Москвы возможности использования их в целях приобретения акций
(долей) действующих обществ, также противоречит действующему
законодательству.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений
и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации" решение по делу о признании противоречащим
закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении
должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором
был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует
указать в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской
Федерации "О средствах массовой информации").
Поскольку текст документа опубликован в изданиях: "Вестник
Мэрии Москвы", N 15, август 1999 года, то сообщение о принятом
решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в
котором был опубликован данный нормативный правовой акт, а именно
в "Вестнике Мэрии Москвы".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
судебная коллегия
решила:
Признать п. 2 постановления Правительства Москвы от 15.09.1999
N 542 "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и
муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и об участии
города в хозяйственных обществах" (в редакции постановлений
Правительства Москвы от 01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490) и,
утвержденного им, Положения о порядке участия города Москвы в
хозяйственных обществах (приложение N 2) противоречащими
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению с момента его принятия.
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в
средстве массовой информации, в котором был опубликован данный
нормативный правовой акт - "Вестнике Мэрии Москвы".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|