УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 3 апреля 2002 г. N 28-11/15060
Согласно п. 2 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации в
редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ (далее -
Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом (далее -
ЕСН) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения, является валовая выручка, определяемая в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон).
Налоговая база для этой категории налогоплательщиков на
основании п. 3 ст. 237 Налогового кодекса определяется как
произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Пунктом 3 ст. 3 Закона установлено, что валовая выручка при
упрощенной системе налогообложения должна исчисляться как сумма
выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг),
продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и
внереализационных доходов.
Следовательно, для индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения, сумма выручки при исчислении
налоговой базы по ЕСН не должна уменьшаться на сумму налога на
добавленную стоимость и налога с продаж.
В соответствии с п. 1 ст. 244 Кодекса расчет сумм авансовых
платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате
налогоплательщиками - предпринимателями, не являющимися
работодателями, производится налоговым органом исходя из налоговой
базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и
ставок, указанных в п. 3 ст. 241 Кодекса, если иное не
предусмотрено пунктами 2 и 6 этой же статьи.
Согласно п. 4 названной статьи авансовые платежи уплачиваются
налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в
размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в
размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года
в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения
дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае
значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую
декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий
налоговый период. В этом случае налоговый орган производит
перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период
по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента
подачи новой декларации. Полученная в результате такого
перерасчета разница подлежит уплате в установленные для
очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет
предстоящих авансовых платежей.
Расчет налога по итогам налогового периода производится
налогоплательщиками - предпринимателями, применяющими упрощенную
систему налогообложения, самостоятельно исходя из налоговой базы
и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 Кодекса.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за
налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в
соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее
15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо
зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату
налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 244 Кодекса для исчисления суммы
налога (авансового платежа по налогу) применяемые ставки налога,
подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки
тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному
страхованию, подлежащего уплате в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон) тарифы страховых взносов установлены
только для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
Согласно ст. 28 Федерального закона страхователи -
индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты
физическим лицам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного
платежа.
Размер фиксированного платежа в расчете на месяц должен
устанавливаться исходя из стоимости страхового года, ежегодно
утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается
Налоговым кодексом Российской Федерации и является обязательным
для уплаты.
Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в
размере, превышающем минимальный, определяется Правительством
Российской Федерации.
Документы по этим вопросам на сегодняшний день Правительством
не приняты. Таким образом, налогоплательщики - индивидуальные
предприниматели, не являющиеся работодателями, исчисляют налог
(авансовый платеж по налогу) в части, подлежащей уплате в бюджет,
по ставке 19,2 процента и в полном объеме перечисляют его в
федеральный бюджет.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|