МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2002 года
Дело N 3-206/2002
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-206/2002 по жалобе Ш. о признании противоречащим федеральному
законодательству пункта 1.1 распоряжения Мэра Москвы N 1458-РМ от
17.12.1999 "Об упорядочении вопросов регистрации граждан,
обучающихся в учебных заведениях г. Москвы" и возмещении
морального вреда,
установила:
пунктом 1.1 распоряжения Мэра Москвы от 17 декабря 1999 г. N
1458-РМ "Об упорядочении вопросов регистрации граждан, обучающихся
в учебных заведениях г. Москвы" установлено Главному управлению
внутренних дел г. Москвы производить регистрацию по месту
пребывания в соответствии с действующими Правилами регистрации и
снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской
области, утвержденными постановлением Правительства Москвы и
Правительства Московской области от 30.03.99 N 241-28 "Об
утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в Москве и Московской области", студентов дневных
отделений высших учебных заведений, слушателей дневных
подготовительных отделений при высших учебных заведениях, учащихся
дневных отделений средних специальных учебных заведений и системы
профтехобразования, а также докторантов, аспирантов, ординаторов,
лиц, прибывших для научной стажировки, интернов очного обучения (с
членами семей) из числа граждан Российской Федерации и стран
Содружества Независимых Государств на предоставленную учебными
заведениями либо подысканную жилую площадь на весь период
обучения.
Оформление регистрации осуществлять на основании выписок из
приказов администрации учебных заведений о зачислении на учебу и
документов на право вселения на указанную жилую площадь. В
свидетельствах о регистрации по месту пребывания производить
запись "На срок учебы".
Ш. обратилась в суд с жалобой о признании противоречащими
федеральному закону указанных выше положений распоряжения,
указывая на то, что данная норма нарушает ее право на выбор места
жительства и противоречит ст. 2 Закона РФ "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Представитель Мэра Москвы жалобу не признал, полагая ее
необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав
заключение прокурора, полагавшего жалобу не подлежащей
удовлетворению, судебная коллегия находит жалобу необоснованной и
не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О
праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации":
- местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха,
пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное
учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом
жительства гражданина, в котором он проживает временно;
- местом жительства является жилой дом, квартира, служебное
жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-
приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких
престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а
также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или
преимущественно проживает в качестве собственника, по договору
найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных
основаниях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Ш. является докторантом
Института языкознания РАН и зарегистрирована по месту пребывания в
доме аспирантов и стажеров N 2 по адресу: Москва, ул.
Островитянова, 35-А, на период учебы до 15.07.2002. Указанный дом
является общежитием и относится к ведомственному жилищному фонду
Жилищного коммунального управления Российской академии наук.
По мнению заявителя, оспариваемое ею положение распоряжения
Мэра, устанавливающее правило регистрации граждан по месту
пребывания на период учебы, противоречит ст. 2 Закона РФ "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно
которой общежитие является местом жительства, и следовательно,
регистрация в нем должна осуществляться по месту жительства, а не
по месту пребывания.
Доводы заявителя являются необоснованными и противоречат
требованиям федерального законодательства.
В силу ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации" жилое помещение является местом
жительства гражданина в том, случае, если он в нем постоянно или
преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных
законодательством РФ.
В соответствии со статьей 109 Жилищного кодекса для проживания
рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в
период работы или учебы могут использоваться общежития.
Согласно п. 2.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в Москве и Московской области регистрация граждан по
месту пребывания осуществляется на период их временного
проживания. При иных обстоятельствах регистрация по месту
пребывания производится на период: учебы, трудовой деятельности,
регламентируемой Правительством Москвы или Правительством
Московской области, командировки, лечения, военной службы по
контракту, творческой и научной деятельности по контракту.
В соответствии со ст. 20 Закона города Москвы "Основы жилищной
политики города Москвы" от 11.03.1998 N 6 общежития
предназначаются для временного пребывания лиц, имеющих постоянное
место жительства вне Москвы, на период работы или учебы в городе
Москве. Под общежития используются специально построенные или
переоборудованные для этих целей жилые дома (часть дома) в
государственном и муниципальном жилищном фонде специализированного
использования. Лица, прекратившие трудовые или гражданско-правовые
отношения с лицом, предоставившим общежитие, в том числе лица,
закончившие обучение в учебных заведениях, подлежат выселению из
общежития, которое являлось местом их пребывания на период работы
или учебы, без предоставления другого жилого помещения.
Аналогичная норма содержится и в ст. 110 ЖК РФ.
Следовательно, п. 1.1 распоряжения Мэра Москвы N 1458-РМ не
противоречит действующему законодательству.
Ссылка заявительницы на то, что требование, содержащееся в п.
1.1 оспариваемого распоряжения, оформлять регистрацию на основании
выписок из приказов администрации учебных заведений о зачислении
на учебу и документов на право вселения на указанную площадь,
нарушает ее конституционные права, является несостоятельной.
В соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной
политики" основанием для заселения жилого помещения по договору
найма является ордер на жилое помещение, для заселения жилого
помещения арендатором - договор аренды, для собственника -
документ, удостоверяющий право собственности.
Согласно п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995
г. N 713 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 N
512, от 14.02.1997 N 172, от 16.03.2000 N 231) (с изменениями,
внесенными постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 290,
постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П)
граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях,
не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, должны
обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и
представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту
пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания
гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма),
социального найма, аренды (субаренды) жилого помещения или
заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Аналогичные положения содержатся в постановлении Правительств
Москвы и Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28 "Об
утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в Москве и Московской области".
Кроме того, постановлением N 241-28 утвержден перечень
документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан
в жилые помещения в Москве и Московской области, представляемых
жилищными органами в органы регистрационного учета, в соответствии
с которым для временного вселения граждан в жилые помещения
необходимо представить письменное согласие организации (при
вселении в жилое помещение жилищного фонда, в отдельные помещения
в общежитиях, находящихся в их оперативном управлении).
Согласно п. 3.9 Правил отказ органов регистрационного учета в
принятии документов на регистрацию граждан по месту пребывания или
по месту жительства может быть обжалован ими вышестоящему
должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган
регистрационного учета или в суд. Однако, как следует из
заявления, Ш. с указанными жалобами не обращалась.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями,
нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на
принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может
возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации
указанного вреда.
Как следует из материалов дела, Мэром Москвы в отношении
заявителя не совершалось каких-либо действий, посягающих на ее
неимущественные блага или ущемляющих неимущественные права.
Таким образом, требования заявителя о взыскании с Мэра Москвы
компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт
государственного органа или органа местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут
быть признаны судом недействительными.
В связи с тем, что оспариваемый пункт не противоречит
федеральному законодательству, а также учитывая, что заявителем не
представлено доказательств того, что данным актом нарушаются ее
гражданские права и охраняемые законом интересы, основания для
удовлетворения требований Ш. не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК
РСФСР, судебная коллегия
решила:
в удовлетворении жалобы Ш. о признании противоречащим
федеральному законодательству пункта 1.1 распоряжения Мэра Москвы
N 1458-РМ от 17.12.1999 "Об упорядочении вопросов регистрации
граждан, обучающихся в учебных заведениях г. Москвы" и возмещении
морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|