МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2002 года
Дело N 3-214/2002
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 3-
214/2002 заявлению Прокурора г. Москвы о признании противоречащими
федеральному законодательству пункта 7 постановления Правительства
Москвы от 29.08.2000 "О комплексной городской программе
формирования кондоминиумов и создания условий для образования и
деятельности товариществ собственников жилья" и п. 1.2 Положения о
едином порядке оформления документов для технического учета
кондоминиумов, утвержденного указанным положением Правительства
Москвы,
установила:
Прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству пункта 7
постановления Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О
комплексной городской программе формирования кондоминиумов и
создания условий для образования и деятельности товариществ
собственников жилья" и п. 1.2 Положения о едином порядке
оформления документов для технического учета кондоминиумов,
утвержденного указанным положением Правительства Москвы.
В обоснование требований указал, что оспариваемыми нормами
устанавливается, что Московский земельный комитет в двухмесячный
срок со дня подачи заявки должен оформлять в постоянное
(бессрочное) пользование домовладельцев земельные участки.
Действующим федеральным законодательством предусматривается, что
земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные
объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиумов, передаются
в качестве общего имущества в общую долевую собственность.
Прокурор Г. в судебном заседании заявленные требования
поддержала.
Представитель Правительства Москвы и Московского земельного
комитета К. пояснила, что в настоящее время Правительством Москвы
разрабатывается проект постановления, которым пункт 7
постановления Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О
комплексной городской программе формирования кондоминиумов и
создания условий для образования и деятельности товариществ
собственников жилья" и п. 1.2 Положения о едином порядке
оформления документов для технического учета кондоминиумов,
утвержденного указанным положением Правительства Москвы будут
признаны утратившими силу.
Выслушав заявленные требования, объяснения представителя
Правительства Москвы и Московского земельного комитета исследовав
письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Г.,
полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, судебная
коллегия приходит к выводу, что требование обосновано и подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Правительством города
Москвы утверждено постановление N 690 "О комплексной городской
программе формирования кондоминиумов и создания условий для
образования и деятельности товариществ собственников жилья",
названным постановлением утверждено Положение о едином порядке
оформления документов для технического учета кондоминиумов,
утвержденного указанным положением Правительства Москвы.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а
в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающим
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 7 постановления устанавливается следующее: Московскому
земельному комитету в двухмесячный срок со дня подачи заявки
оформлять в постоянное (бессрочное) пользование домовладельцев
земельные участки в нормативных размерах и договоры аренды на
сверхнормативную территорию в соответствии с п. 1.2 Положения о
едином порядке оформления документов для технического учета
кондоминиумов (приложение 2).
Пунктом 1.2 Положения о едином порядке оформления документов
для технического учета кондоминиумов устанавливается, что
земельный участок кондоминиума формируется в нормативных
(минимальных) размерах, необходимых для технического обслуживания
зданий, вошедших в состав кондоминиума, с последующим оформлением
права постоянного (бессрочного) пользования данным участком.
Таким образом, как в пункте 7 постановления Правительства
Москвы N 690, так и в пункте 1.2 утвержденного им Положения о
едином порядке оформления документов для технического учета
кондоминиумов, предусматривается оформление кондоминиумам права
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от
25.10.2001 N 136-ФЗ устанавливающей, что в существующей застройке
земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в
состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются
в качестве общего имущества в общую долевую собственность
домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены
Федеральным законом "О товариществах собственников жилья".
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона "О товариществах
собственников жилья" N 72-ФЗ от 15.06.1996 предусматривается, что
в существующей застройке земельные участки, на которых расположены
жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав
кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую
долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах
бесплатно. Пункт 4 этой же статьи предусматривает, что передача в
собственность бесплатно нормативной части земельных участков и
продажа или передача в аренду сверхнормативной части земельных
участков осуществляются государственными органами исполнительной
власти или органами местного самоуправления в соответствии с
законодательством.
Таким образом, федеральным законодательством предусматривается,
что земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные
объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в
качестве общего имущества в общую долевую собственность.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что
положения пункта 7 постановления Правительства Москвы N 690, и
пункта 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для
технического учета кондоминиумов, предусматривающие оформление
Московским земельным комитетом земельных участков в постоянное
(бессрочное) пользование домовладельцев и их формирование в
нормативных (минимальных) размерах, необходимых для технического
обслуживания зданий, вошедших в состав кондоминиума, с последующим
оформлением права постоянного (бессрочного) пользования данным
участком противоречит федеральному законодательству.
Как противоречащие федеральному законодательству пункт 7
постановления Правительства Москвы N 690, и пункт 1.2 Положения о
едином порядке оформления документов для технического учета
кондоминиумов подлежат признанию не действующими и не подлежащими
применению.
Частью 3 статьи 239.8 ГПК РСФСР предусматривается, что с
момента вступления в законную силу решение суда о признании акта
либо отдельной его части незаконными этот акт или его отдельная
часть считаются недействующими (в ред. Федерального закона от
07.08.2000).
Действующий процессуальный закон устанавливает правило о том,
что любой нормативный акт (вне зависимости от того является ли он
законом или иным видом нормативного акта) либо его часть
признаются недействующими с момента вступления решения в законную
силу.
Таким образом, пункт 7 постановления Правительства Москвы N
690, и пункт 1.2 Положения о едином порядке оформления документов
для технического учета кондоминиумов подлежит признанию
недействующим и не подлежащим применению с момента вступления
решения в законную силу.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений
и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации" решение по делу о признании противоречащим
закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении
должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором
был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует
указать в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской
Федерации "О средствах массовой информации").
Постановление Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О
комплексной городской программе формирования кондоминиумов и
создания условий для образования и деятельности товариществ
собственников жилья" опубликован не был, в связи с чем сообщение о
принятом решении опубликованию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
судебная коллегия
решила:
заявление Прокурора г. Москвы о признании противоречащими
федеральному законодательству пункта 7 постановления Правительства
Москвы от 29.08.2000 N 690 "О комплексной городской программе
формирования кондоминиумов и создания условий для образования и
деятельности товариществ собственников жилья" и п. 1.2 Положения о
едином порядке оформления документов для технического учета
кондоминиумов, утвержденного указанным положением Правительства
Москвы удовлетворить.
Признать пункт 7 постановления Правительства Москвы от
29.08.2000 N 690 "О комплексной городской программе формирования
кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности
товариществ собственников жилья" и п. 1.2 Положения о едином
порядке оформления документов для технического учета
кондоминиумов, утвержденного указанным положением Правительства
Москвы противоречащими федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения
в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|