МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2002 года
Дело N 3-233/2002
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 3-
233/2002 по заявлению О. о признании противоречащей федеральному
законодательству ст. 9 Закона города Москвы от 09.09.1998 N 21-73
"О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" в
части, допускающей выселение граждан за пределы района; о
признании противоречащим федеральному законодательству пункта 4.4
постановления Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30 "О порядке
переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из
жилых помещений, подлежащих освобождению домов, в которых имеется
муниципальная и государственная собственность города Москвы" в
части допущения выселения граждан за пределы района,
установила:
заявитель О. обратилась в суд с жалобой о признании
противоречащей федеральному законодательству ст. 9 Закона города
Москвы от 09.09.1998 N 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам,
освобождающим жилые помещения" в части, допускающей выселение
граждан за пределы района; о признании противоречащими
федеральному законодательству пункта 4.4 постановления
Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30 "О порядке переселения
собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых
помещений, подлежащих освобождению домов, в которых имеется
муниципальная и государственная собственность города Москвы" в
части допущения выселения граждан за пределы района, указывая на
нарушение своих прав при переселении.
В судебном заседании представителем заявителя Н. уточнил
требования, указал, что О. просит признать оспариваемые правовые
нормы противоречащими федеральному законодательству в той мере, в
которой они предусматривают переселение граждан за пределы района
без их согласия.
Представитель Московской городской Думы М. и представитель Мэра
города Москвы З. требования не признали, указывая на то, что
жилищный фонд находится в собственности города Москвы, переселение
граждан производится в пределах населенного пункта, что
соответствует федеральному законодательству.
Представитель Правительства Москвы З. требования о признании
противоречащим федеральному законодательству пункта 4.4
постановления Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30 "О порядке
переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из
жилых помещений, подлежащих освобождению домов, в которых имеется
муниципальная и государственная собственность города Москвы" в
части допущения выселения граждан за пределы района без их
согласия не признала, пояснила, что права граждан не нарушаются
переселением в другой район, поскольку такое переселение не
противоречит федеральному законодательству.
Выслушав заявителя О., ее представителя Н., представителя
Московской городской Думы М., представителя Мэра Москвы и
Правительства Москвы З., исследовав письменные материалы дела,
выслушав заключение прокурора Г. полагавшей в удовлетворении
жалобы отказать, судебная коллегия приходит к выводу, что жалоба
не обоснована и удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что от 09.09.1998 принят
Закон города Москвы N 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам,
освобождающим жилые помещения", в части 2 статьи 9 которого
устанавливается, что по договору социального найма жилое помещение
предоставляется в виде отдельных квартир в жилищном фонде
социального использования в пределах городской черты. Размер общей
площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать
социальной норме для семьи данной численности на дату принятия
решения.
Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30 "О
порядке переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных
лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению домов, в которых
имеется муниципальная и государственная собственность города
Москвы" утверждено Положения о порядке переселения собственников,
нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих
освобождению домов, в которых имеется муниципальная и
государственная собственность города Москвы (далее - Положение о
порядке переселения).
Пунктом 4.4 Положения о порядке переселения устанавливается:
Жилые помещения по договору социального (коммерческого) найма
предоставляются Департаментом муниципального жилья и жилищной
политики (Управлениями муниципального жилья административных
округов) за счет средств юридических (физических) лиц с
компенсацией расходов по переселению городу при наличии
инвестиционного контракта. В инвестиционном контракте
предусматривается порядок возмещения инвестором затрат городу.
Жилые помещения по договору социального (коммерческого) найма
предоставляются в виде отдельных квартир из жилищного фонда
социального (коммерческого) использования в пределах
административных границ города.
Таким образом, и в части второй статьи 9 Закона города Москвы,
и в части 2 пункта 4.4 Положения о порядке переселения
предусмотрено, что жилые помещения при переселении нанимателей
предоставляются им в пределах административных границ города, а
следовательно допускается переселение граждан за пределы района в
котором они проживают.
Представителем заявителя в обоснование требований указывалось
на то, что выселение граждан за пределы района в котором они
проживают, нарушает их права на свободный выбор места жительства,
право на местное самоуправление, в связи с чем просят признать
названные положения Закона города Москвы и Положения о порядке
переселения противоречащими федеральному закону.
С указанными доводами согласиться нельзя по следующим
основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а
в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые
заявителем положения нормативных актов города Москвы федеральному
закону не противоречат.
Частью 5 статьи 1 Закона Российской Федерации N 4218-1 от
24.12.1992 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред.
Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ,
от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-
ФЗ) установлено: договор найма - соглашение, по которому
наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его
семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как
правило в виде отдельной квартиры, в пределах нормы жилой площади
либо сохраняет право проживания по договору найма нанимателя в
жилом помещении независимо от его площади, а наниматель обязуется
использовать это жилое помещение по назначению, своевременно
вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
В статье 2 названного Закона устанавливается, что граждане
Российской Федерации имеют право на жилище. Это право
обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах
государственного и муниципального жилищных фондов на условиях
договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях
аренды либо путем приобретения или строительства жилья за
собственные средства без ограничения площади.
Согласно ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов
государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением
другого благоустроенного жилого помещения, если:
1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
2) дом (жилое помещение) грозит обвалом;
3) дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.
Таким образом, наниматель, предоставляя в пользование
нанимателю и членам его семьи жилое помещение, вправе поставить
вопрос о его расторжении, в случаях предусмотренных законом, и
заключении договора найма на другое жилое помещение, с соблюдением
гарантий предоставляемых нанимателям и членам их семей законом.
В статье 1 Закона города Москвы устанавливается, что основанием
для принятия решения об освобождении жилых помещений в строениях
является постановление Правительства Москвы об изъятии земельного
участка для городских государственных и муниципальных нужд в связи
с необходимостью нового строительства, развития территорий,
реализации других государственных (муниципальных) программ,
требующих сноса строений.
Основанием для принятия решения об освобождении жилых помещений
в строениях, находящихся в государственной или муниципальной
собственности города Москвы, является постановление Правительства
Москвы:
о реконструкции (капитальном ремонте) дома, если ее проведение
невозможно без освобождения жилых помещений;
о переоборудовании домов (жилых помещений), не пригодных для
проживания, в нежилые;
о сносе дома, грозящего обвалом или находящегося в аварийном
состояния и не подлежащего восстановлению.
Положения о порядке переселения собственников, нанимателей,
арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению
домов, в которых имеется муниципальная и государственная
собственность города Москвы принято Правительством города Москвы
во исполнение закона города Москвы.
То есть, и закон города Москвы и Положение о порядке
переселения регулируют условия переселения нанимателей,
освобождающих жилые помещения по решению органов власти города
Москвы, то есть тех случаях когда закон допускает выселение
гражданина с предоставлением ему другого жилого помещения.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям в случае выселения
граждан определены в части 1 статьи 96 ЖК РСФСР, согласно которой
предоставляемое гражданам в связи с выселением другое
благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей
40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного
пункта и быть размером не менее ранее занимаемого.
Таким образом, федеральным законодательством устанавливаются
основные гарантии нанимателям жилых помещений в случаях их
выселения из домов, подлежащих освобождению, в том числе
предусматривается, что территория, в пределах которой может быть
переселен наниматель жилого помещения, определена чертой
населенного пункта.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N
4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" территория города
Москвы может включать в себя территории районов в городе
(муниципальных районов), других административно-территориальных
единиц, а также внутригородские территории административного
управления.
Указом Президента Российской Федерации от 10.12.93 N 2125 было
утверждено Временное положение об общих принципах административно-
территориального деления и организации местного самоуправления в
городе Москве.
Согласно пунктам 2 и 4 данного Временного положения систему
административно-территориального деления города Москвы образуют:
административный округ, муниципальный район. Муниципальный район -
административно-территориальная единица города Москвы, в границах
которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на
данной территории. Муниципальный район делится на микрорайоны
(поселения), в которых могут создаваться органы территориального
общественного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Устава города Москвы - город Москва
имеет территорию, население, органы государственной власти, свое
законодательство. Пунктом 1 статьи 15 Устава предусматривается,
что территориальными единицами города Москвы являются районы,
административные округа и другие части территории города Москвы,
имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами
города Москвы.
Статьей 1 Закона города Москвы от 05.07.1995 N 13-47 "О
территориальном делении города Москвы" предусматривается, что
территориальное деление Москвы - взаимосвязанная система
территориальных единиц, создаваемая в пределах границ города.
Территориальными единицами Москвы являются районы,
административные округа и другие части территории города, имеющие
наименования и границы, закрепленные правовыми актами Москвы.
Из анализа указанных правовых норм следует, что город Москва,
имея единую территорию, единое хозяйство, единые органы
государственной власти - в целом является одновременно и субъектом
Российской Федерации, и городом федерального значения, и
населенным пунктом, тогда как районы города, наряду с другими
территориальными образованиями (административные округа,
территориальные единицы с особым статусом), являются частями
города (населенного пункта).
Следовательно, предусмотренные в части второй статьи 9 Закона
города Москвы и в части 2 пункта 4.4 Положения о порядке
переселения нормы о том, что жилые помещения при переселении
нанимателей предоставляются им в пределах административных границ
города не противоречат действующему федеральному законодательству.
Нельзя согласиться с доводами заявителя о том, что в случае
предоставления жилья в другом районе города нарушаются права
граждан на осуществление местного самоуправления.
Статьей в п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
устанавливается, что местное самоуправление в Российской Федерации
- признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения
по решению непосредственно или через органы местного
самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов
населения, его исторических и иных местных традиций.
Пунктом 1 и 2 статьи 6 Устава города Москвы предусмотрено, что
местное самоуправление в городе Москве - признаваемая и
гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом города
Москвы самостоятельная и под свою ответственность деятельность
местного сообщества по решению непосредственно или через органы
местного самоуправления вопросов местного значения, осуществляемая
в рамках федерального законодательства, Устава и законов города
Москвы, уставов муниципальных образований. Местное самоуправление
осуществляется на территориях внутригородских муниципальных
образований в городе Москве (далее - муниципальные образования)
путем проведения местных референдумов, выборов, собраний и
конференций, проявления гражданской инициативы, через органы
местного самоуправления и иные формы местного самоуправления,
создаваемые по мере формирования социально-экономических,
финансовых и организационных предпосылок.
Таким образом, на территории города Москвы в границах всех
районов (т.е. внутригородских муниципальных образований)
осуществляется местное самоуправление. В связи с чем, в случае
переселения граждан из одного района города в другой, они не
лишаются возможности реализовывать свои права на участие в решении
непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов
местного значения.
На основании изложенного, ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная
коллегия
решила:
в удовлетворении жалобы О. о признании противоречащей
федеральному законодательству ст. 9 Закона города Москвы от
09.09.1998 N 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим
жилые помещения" в части, допускающей выселение граждан за пределы
района без их согласия; о признании противоречащим федеральному
законодательству пункта 4.4 постановления Правительства Москвы от
18.01.2000 N 30 "О порядке переселения собственников, нанимателей,
арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению
домов, в которых имеется муниципальная и государственная
собственность города Москвы" в части допущения выселения граждан
за пределы района без их согласия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|