Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 13.05.2002 N 3-233/2002 ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 09.09.1998 N 21-73 И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 18.01.2000 N 30 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                       МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                          от 13 мая 2002 года
                                   
                           Дело N 3-233/2002
                                   
                             (Извлечение)
   
       Судебная  коллегия по гражданским делам Московского  городского
   суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  3-
   233/2002  по  заявлению О. о признании противоречащей  федеральному
   законодательству ст. 9 Закона города Москвы от 09.09.1998  N  21-73
   "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения"  в
   части,   допускающей  выселение  граждан  за  пределы   района;   о
   признании  противоречащим федеральному законодательству пункта  4.4
   постановления  Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30  "О  порядке
   переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных  лиц  из
   жилых  помещений, подлежащих освобождению домов, в которых  имеется
   муниципальная  и  государственная собственность  города  Москвы"  в
   части допущения выселения граждан за пределы района,
   
                              установила:
   
       заявитель   О.   обратилась  в  суд  с  жалобой   о   признании
   противоречащей  федеральному законодательству ст. 9  Закона  города
   Москвы  от  09.09.1998  N 21-73 "О гарантиях города  Москвы  лицам,
   освобождающим  жилые  помещения"  в  части,  допускающей  выселение
   граждан    за   пределы   района;   о   признании   противоречащими
   федеральному     законодательству    пункта    4.4    постановления
   Правительства  Москвы  от 18.01.2000 N 30  "О  порядке  переселения
   собственников,  нанимателей,  арендаторов  и  иных  лиц  из   жилых
   помещений,   подлежащих  освобождению  домов,  в  которых   имеется
   муниципальная  и  государственная собственность  города  Москвы"  в
   части  допущения выселения граждан за пределы района,  указывая  на
   нарушение своих прав при переселении.
       В   судебном  заседании  представителем  заявителя  Н.  уточнил
   требования,  указал,  что О. просит признать оспариваемые  правовые
   нормы  противоречащими федеральному законодательству в той мере,  в
   которой  они предусматривают переселение граждан за пределы  района
   без их согласия.
       Представитель Московской городской Думы М. и представитель Мэра
   города  Москвы  З.  требования не признали,  указывая  на  то,  что
   жилищный  фонд находится в собственности города Москвы, переселение
   граждан   производится   в   пределах   населенного   пункта,   что
   соответствует федеральному законодательству.
       Представитель  Правительства Москвы З. требования  о  признании
   противоречащим    федеральному    законодательству    пункта    4.4
   постановления  Правительства Москвы от 18.01.2000 N 30  "О  порядке
   переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных  лиц  из
   жилых  помещений, подлежащих освобождению домов, в которых  имеется
   муниципальная  и  государственная собственность  города  Москвы"  в
   части  допущения  выселения  граждан  за  пределы  района  без   их
   согласия  не  признала, пояснила, что права граждан  не  нарушаются
   переселением  в  другой  район,  поскольку  такое  переселение   не
   противоречит федеральному законодательству.
       Выслушав  заявителя  О.,  ее  представителя  Н.,  представителя
   Московской   городской  Думы  М.,  представителя  Мэра   Москвы   и
   Правительства  Москвы  З.,  исследовав письменные  материалы  дела,
   выслушав   заключение  прокурора  Г.  полагавшей  в  удовлетворении
   жалобы  отказать, судебная коллегия приходит к выводу,  что  жалоба
   не обоснована и удовлетворению не подлежит.
       В  судебном  заседании  установлено, что от  09.09.1998  принят
   Закон  города  Москвы  N 21-73 "О гарантиях  города  Москвы  лицам,
   освобождающим  жилые  помещения",  в  части  2  статьи  9  которого
   устанавливается, что по договору социального найма жилое  помещение
   предоставляется   в  виде  отдельных  квартир  в   жилищном   фонде
   социального использования в пределах городской черты. Размер  общей
   площади  предоставляемого жилого помещения  должен  соответствовать
   социальной  норме  для семьи данной численности  на  дату  принятия
   решения.
       Постановлением  Правительства Москвы  от  18.01.2000  N  30  "О
   порядке переселения собственников, нанимателей, арендаторов и  иных
   лиц  из  жилых помещений, подлежащих освобождению домов, в  которых
   имеется   муниципальная  и  государственная  собственность   города
   Москвы"  утверждено Положения о порядке переселения  собственников,
   нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений,  подлежащих
   освобождению    домов,   в   которых   имеется   муниципальная    и
   государственная собственность города Москвы (далее  -  Положение  о
   порядке переселения).
       Пунктом 4.4 Положения о порядке переселения устанавливается:
       Жилые  помещения по договору социального (коммерческого)  найма
   предоставляются  Департаментом  муниципального  жилья  и   жилищной
   политики   (Управлениями   муниципального  жилья   административных
   округов)   за   счет   средств  юридических  (физических)   лиц   с
   компенсацией   расходов   по   переселению   городу   при   наличии
   инвестиционного     контракта.    В    инвестиционном     контракте
   предусматривается порядок возмещения инвестором затрат городу.
       Жилые  помещения по договору социального (коммерческого)  найма
   предоставляются  в  виде  отдельных  квартир  из  жилищного   фонда
   социального     (коммерческого)    использования     в     пределах
   административных границ города.
       Таким  образом, и в части второй статьи 9 Закона города Москвы,
   и   в   части   2   пункта  4.4  Положения  о  порядке  переселения
   предусмотрено,  что  жилые  помещения при  переселении  нанимателей
   предоставляются  им в пределах административных  границ  города,  а
   следовательно допускается переселение граждан за пределы  района  в
   котором они проживают.
       Представителем  заявителя в обоснование требований  указывалось
   на  то,  что  выселение  граждан за пределы района  в  котором  они
   проживают,  нарушает их права на свободный выбор места  жительства,
   право  на  местное  самоуправление, в связи с чем  просят  признать
   названные  положения  Закона города Москвы и  Положения  о  порядке
   переселения противоречащими федеральному закону.
       С   указанными   доводами  согласиться  нельзя   по   следующим
   основаниям.
       В  соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
   акт  государственного органа или органа местного самоуправления,  а
   в  случаях,  предусмотренных законом,  также  нормативный  акт,  не
   соответствующие  закону  или  иным  правовым  актам  и   нарушающие
   гражданские  права  и  охраняемые законом интересы  гражданина  или
   юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
       В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
   правовые    акты   субъектов   Российской   Федерации   не    могут
   противоречить  федеральным законам, принятым по  предметам  ведения
   Российской  Федерации и по предметам совместного ведения Российской
   Федерации  и  субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
   между  федеральным законом и иными актами, изданными  в  Российской
   Федерации, действует федеральный закон.
       Судебная   коллегия   приходит  к  выводу,   что   оспариваемые
   заявителем  положения нормативных актов города Москвы  федеральному
   закону не противоречат.
       Частью  5  статьи  1 Закона Российской Федерации  N  4218-1  от
   24.12.1992  "Об  основах  федеральной жилищной  политики"  (в  ред.
   Федеральных  законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997  N  68-ФЗ,
   от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-
   ФЗ)   установлено:   договор  найма  -  соглашение,   по   которому
   наймодатель  предоставляет в пользование нанимателю  и  членам  его
   семьи  пригодное  для постоянного проживания жилое  помещение,  как
   правило  в виде отдельной квартиры, в пределах нормы жилой  площади
   либо  сохраняет  право проживания по договору  найма  нанимателя  в
   жилом  помещении независимо от его площади, а наниматель  обязуется
   использовать   это  жилое  помещение  по  назначению,  своевременно
   вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
       В  статье  2  названного Закона устанавливается,  что  граждане
   Российской   Федерации   имеют   право   на   жилище.   Это   право
   обеспечивается  путем  предоставления  жилых  помещений   в   домах
   государственного  и  муниципального  жилищных  фондов  на  условиях
   договора  найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях
   аренды   либо  путем  приобретения  или  строительства   жилья   за
   собственные средства без ограничения площади.
       Согласно  ст.  91 ЖК РСФСР граждане выселяются из  жилых  домов
   государственного и общественного жилищного фонда с  предоставлением
   другого благоустроенного жилого помещения, если:
       1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
       2) дом (жилое помещение) грозит обвалом;
       3) дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.
       Таким   образом,   наниматель,   предоставляя   в   пользование
   нанимателю  и  членам его семьи жилое помещение,  вправе  поставить
   вопрос  о  его  расторжении, в случаях предусмотренных  законом,  и
   заключении  договора найма на другое жилое помещение, с соблюдением
   гарантий предоставляемых нанимателям и членам их семей законом.
       В статье 1 Закона города Москвы устанавливается, что основанием
   для  принятия решения об освобождении жилых помещений  в  строениях
   является  постановление Правительства Москвы об изъятии  земельного
   участка для городских государственных и муниципальных нужд в  связи
   с   необходимостью   нового  строительства,  развития   территорий,
   реализации   других   государственных   (муниципальных)   программ,
   требующих сноса строений.
       Основанием для принятия решения об освобождении жилых помещений
   в   строениях,  находящихся  в  государственной  или  муниципальной
   собственности  города Москвы, является постановление  Правительства
   Москвы:
       о  реконструкции (капитальном ремонте) дома, если ее проведение
   невозможно без освобождения жилых помещений;
       о  переоборудовании домов (жилых помещений), не  пригодных  для
   проживания, в нежилые;
       о  сносе  дома, грозящего обвалом или находящегося в  аварийном
   состояния и не подлежащего восстановлению.
       Положения  о  порядке  переселения собственников,  нанимателей,
   арендаторов  и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению
   домов,   в   которых   имеется  муниципальная   и   государственная
   собственность  города Москвы принято Правительством  города  Москвы
   во исполнение закона города Москвы.
       То   есть,  и  закон  города  Москвы  и  Положение  о   порядке
   переселения    регулируют    условия    переселения    нанимателей,
   освобождающих  жилые  помещения по решению  органов  власти  города
   Москвы,  то  есть  тех  случаях  когда  закон  допускает  выселение
   гражданина с предоставлением ему другого жилого помещения.
       Требования, предъявляемые к жилым помещениям в случае выселения
   граждан  определены в части 1 статьи 96 ЖК РСФСР, согласно  которой
   предоставляемое    гражданам   в   связи   с   выселением    другое
   благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям  статей
   40  и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного
   пункта и быть размером не менее ранее занимаемого.
       Таким  образом,  федеральным законодательством  устанавливаются
   основные   гарантии  нанимателям  жилых  помещений  в  случаях   их
   выселения   из  домов,  подлежащих  освобождению,   в   том   числе
   предусматривается,  что территория, в пределах которой  может  быть
   переселен   наниматель   жилого   помещения,   определена    чертой
   населенного пункта.
       Согласно  ст.  13 Закона Российской Федерации от  15.04.1993  N
   4802-1  "О статусе столицы Российской Федерации" территория  города
   Москвы   может  включать  в  себя  территории  районов   в   городе
   (муниципальных   районов),  других  административно-территориальных
   единиц,   а   также  внутригородские  территории  административного
   управления.
       Указом Президента Российской Федерации от 10.12.93 N 2125  было
   утверждено  Временное положение об общих принципах административно-
   территориального  деления и организации местного  самоуправления  в
   городе Москве.
       Согласно  пунктам  2 и 4 данного Временного  положения  систему
   административно-территориального деления  города  Москвы  образуют:
   административный округ, муниципальный район. Муниципальный район  -
   административно-территориальная единица города Москвы,  в  границах
   которой  осуществляется самоуправление населения,  проживающего  на
   данной  территории.  Муниципальный  район  делится  на  микрорайоны
   (поселения),  в  которых могут создаваться органы  территориального
   общественного самоуправления.
       В соответствии с п. 4 ст. 1 Устава города Москвы - город Москва
   имеет  территорию, население, органы государственной  власти,  свое
   законодательство.  Пунктом  1 статьи 15  Устава  предусматривается,
   что  территориальными  единицами  города  Москвы  являются  районы,
   административные  округа и другие части территории  города  Москвы,
   имеющие  наименования  и  границы,  закрепленные  правовыми  актами
   города Москвы.
       Статьей  1  Закона  города  Москвы от  05.07.1995  N  13-47  "О
   территориальном  делении  города  Москвы"  предусматривается,   что
   территориальное   деление   Москвы   -   взаимосвязанная    система
   территориальных единиц, создаваемая в пределах границ города.
       Территориальными    единицами    Москвы    являются     районы,
   административные округа и другие части территории  города,  имеющие
   наименования и границы, закрепленные правовыми актами Москвы.
       Из  анализа указанных правовых норм следует, что город  Москва,
   имея   единую   территорию,   единое   хозяйство,   единые   органы
   государственной власти - в целом является одновременно и  субъектом
   Российской   Федерации,   и   городом  федерального   значения,   и
   населенным  пунктом,  тогда как районы  города,  наряду  с  другими
   территориальными     образованиями    (административные     округа,
   территориальные  единицы  с  особым  статусом),  являются   частями
   города (населенного пункта).
       Следовательно, предусмотренные в части второй статьи  9  Закона
   города   Москвы  и  в  части  2  пункта  4.4  Положения  о  порядке
   переселения  нормы  о  том,  что жилые  помещения  при  переселении
   нанимателей  предоставляются им в пределах административных  границ
   города не противоречат действующему федеральному законодательству.
       Нельзя  согласиться с доводами заявителя о том,  что  в  случае
   предоставления  жилья  в  другом  районе  города  нарушаются  права
   граждан на осуществление местного самоуправления.
       Статьей  в  п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих  принципах
   организации   местного   самоуправления  в  Российской   Федерации"
   устанавливается, что местное самоуправление в Российской  Федерации
   -  признаваемая  и гарантируемая Конституцией Российской  Федерации
   самостоятельная  и под свою ответственность деятельность  населения
   по    решению    непосредственно   или   через   органы    местного
   самоуправления  вопросов  местного значения,  исходя  из  интересов
   населения, его исторических и иных местных традиций.
       Пунктом 1 и 2 статьи 6 Устава города Москвы предусмотрено,  что
   местное   самоуправление   в  городе  Москве   -   признаваемая   и
   гарантируемая  Конституцией Российской  Федерации,  Уставом  города
   Москвы  самостоятельная  и  под  свою ответственность  деятельность
   местного  сообщества по решению непосредственно  или  через  органы
   местного  самоуправления вопросов местного значения, осуществляемая
   в  рамках  федерального законодательства, Устава и  законов  города
   Москвы,  уставов муниципальных образований. Местное  самоуправление
   осуществляется   на   территориях   внутригородских   муниципальных
   образований  в  городе  Москве (далее - муниципальные  образования)
   путем   проведения  местных  референдумов,  выборов,   собраний   и
   конференций,   проявления  гражданской  инициативы,  через   органы
   местного  самоуправления  и  иные  формы  местного  самоуправления,
   создаваемые    по    мере   формирования   социально-экономических,
   финансовых и организационных предпосылок.
       Таким  образом,  на территории города Москвы  в  границах  всех
   районов    (т.е.    внутригородских   муниципальных    образований)
   осуществляется  местное самоуправление. В связи  с  чем,  в  случае
   переселения  граждан  из  одного района города  в  другой,  они  не
   лишаются возможности реализовывать свои права на участие в  решении
   непосредственно  или через органы местного самоуправления  вопросов
   местного значения.
       На  основании  изложенного,  ст. 191-197  ГПК  РСФСР,  судебная
   коллегия
   
                                решила:
   
       в   удовлетворении   жалобы   О.  о  признании   противоречащей
   федеральному  законодательству  ст.  9  Закона  города  Москвы   от
   09.09.1998  N 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим
   жилые  помещения" в части, допускающей выселение граждан за пределы
   района  без  их  согласия; о признании противоречащим  федеральному
   законодательству пункта 4.4 постановления Правительства  Москвы  от
   18.01.2000  N 30 "О порядке переселения собственников, нанимателей,
   арендаторов  и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению
   домов,   в   которых   имеется  муниципальная   и   государственная
   собственность  города Москвы" в части допущения  выселения  граждан
   за пределы района без их согласия отказать.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz