УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 22 мая 2002 г. N 11-14/23466
Согласно п. 4 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) конкретный порядок уплаты налога устанавливается
в соответствии с данной статьей применительно к каждому налогу.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом.
Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается
соответственно законами субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления в соответствии с Кодексом.
При этом статьей 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N
118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах"
предусмотрено, что до признания утратившим силу Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
ссылки в ст. 19, а также в п. 4 ст. 58 Кодекса на положения
части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и
на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания
конкретных налогов.
В соответствии со ст. 288 Кодекса плательщики налога на
прибыль организаций - российские организации, имеющие
обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный
бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного
по итогам налогового периода, производят по месту своего
нахождения без распределения указанных сумм по обособленным
подразделениям.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих
зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской
Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится
плательщиками налога на прибыль организаций - российскими
организациями по месту нахождения организации, а также по месту
нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из
доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения,
определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса
среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда)
и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества
этого обособленного подразделения соответственно в
среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда)
и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в
соответствии с п. 13 ст. 259 Кодекса, в целом по
налогоплательщику.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N
1738-1 "О плате за землю" основанием для установления земельного
налога и арендной платы за землю является документ,
удостоверяющий право собственности, владения и пользования
(аренды) земельным участком.
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется
непосредственно этими лицами.
Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в
налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому
земельному участку.
Согласно п. 24 инструкции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона
Российской Федерации "О плате за землю" организации представляют в
налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые
декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на
бланке установленной формы.
Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку,
предоставленному организации в собственность, владение или
пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по
каждому жилому дому.
Если объекты налогообложения юридических лиц расположены на
территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом,
допускается представление одной сводной налоговой декларации по
всем объектам, но с приложением к ней таблиц с указанием
площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному
участку и жилому дому, так как они могут подлежать
налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в
различных зонах градостроительной ценности территории городов,
поселков и курортных районов. Такой же порядок устанавливается и
при налогообложении земель сельскохозяйственного назначения
налогоплательщиков, указанных в ст. 4 Закона Российской Федерации
от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", в связи с различными
категориями земель, видами и подвидами угодий. Если объекты
налогообложения одного юридического лица расположены на
территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в
каждый налоговый орган представляется налоговая декларация за те
объекты налогообложения, которые находятся на территории,
обслуживаемой данным налоговым органом.
Учитывая изложенное, организация производит уплату земельного
налога по месту нахождения соответствующих объектов
налогообложения.
В соответствии с п. 8 ст. 243 Кодекса обособленные
подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и
начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических
лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого
социального налога (авансовых платежей по единому социальному
налогу), а также обязанности по представлению расчетов по данному
налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Сумма единого социального налога (авансового платежа по
налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного
подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы,
относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма единого социального налога, подлежащая уплате по месту
нахождения организации, в состав которой входят обособленные
подразделения, определяется как разница между общей суммой
налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной
суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных
подразделений организации. В иных случаях сумма единого
социального налога уплачивается централизованно по месту
нахождения организации.
В соответствии со ст. 175 Кодекса организация, в состав
которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог по
месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из
обособленных подразделений.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения
обособленного подразделения организации, определяется как одна
вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате
организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса
среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда)
обособленного подразделения в среднесписочной численности
работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и
удельного веса стоимости основных производственных фондов
обособленного подразделения в стоимости основных производственных
фондов по организации в целом.
Вместе с тем в целях применения ст. 175 Кодекса, определяющей
особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
по месту нахождения обособленных подразделений организации,
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от
16.01.2002 N ВГ-6-03/41@ продлило на 2002 год действие письма
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
12.02.2001 N ВГ-6-03/130@, установившего возможность
централизованного порядка уплаты налога на добавленную стоимость
организацией, в состав которой входят обособленные подразделения.
При принятии решения о централизованной уплате налога на
добавленную стоимость (в целом по организации, включая все
обособленные подразделения) по месту нахождения организации, в
приказе об учетной политике для целей налогообложения
организации - налогоплательщики должны дополнительно указать, в
каком порядке будет уплачиваться налог на добавленную стоимость
(централизованно или по месту нахождения каждого обособленного
подразделения).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 N
2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налог на имущество
уплачивают юридические лица по месту регистрации, а также их
филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный
баланс и расчетный счет.
Указанные плательщики согласно ст. 7 Закона Российской
Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество
предприятий" зачисляют сумму платежей по налогу на имущество
предприятий равными долями в республиканский бюджет республики в
составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края,
области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет
автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет
города по месту своего нахождения.
Предприятия, в состав которых входят территориально
обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и
расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество
предприятий в порядке, установленном данным Законом, в доходы
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по
месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой
как произведение налоговой ставки, действующей на территории
субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти
подразделения, на стоимость основных средств, материалов,
малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих
подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения
головного предприятия подлежит разница между суммой налога на
имущество, исчисленной головным предприятием в целом по
предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием
в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных
подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного
(текущего) счета.
В соответствии с п. 7 ст. 226 Кодекса налоговые агенты -
российские организации, имеющие обособленные подразделения,
обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на
доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по
месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения
обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода,
подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого
работникам этих обособленных подразделений.
В случае расположения головной организации и ее обособленного
подразделения в пределах одного субъекта Российской Федерации, а
именно г. Москвы, перечисление налога организацией за свои
обособленные подразделения, по мнению Управления Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, может
производиться централизованно, то есть в отделение федерального
казначейства по месту нахождения головной организации.
Плательщиками налога с продаж на основании ст. 348 Кодекса
признаются организации и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п. 2 ст. 354 Кодекса налог с продаж
подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации
товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии
с Кодексом.
При этом согласно статье 355 Кодекса организация,
осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг)
через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места
нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того
субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции
по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости
реализованных через это обособленное подразделение товаров
(работ, услуг).
Учитывая, что на территории г. Москвы налог с продаж
уплачивается налогоплательщиками в единый бюджет г. Москвы,
организации - плательщики данного налога, зарегистрированные в
налоговых органах г. Москвы по месту нахождения самой
организации, а также по месту нахождения обособленных
подразделений, также зарегистрированных на территории г. Москвы,
вправе уплачивать налог с продаж централизованно (за организацию
и за все обособленные подразделения, расположенные на территории
г. Москвы) по месту нахождения организации.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|