УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 июня 2002 г. N 28-11/28319
По единому социальному налогу
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.2001 N
198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный
закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ) в Федеральный закон от 31.07.98 N
148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности" (далее - Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ)
внесены изменения, касающиеся исключения платежей в
государственные социальные внебюджетные фонды из состава
платежей, которые не взимаются с плательщиков единого налога на
вмененный доход.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ со
дня введения единого налога на вмененный доход на территориях
соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков
этого налога не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19-21
Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", за исключением
налогов, поименованных в ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N
148-ФЗ.
Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ вступил в силу с 1
января 2002 года, за исключением абзаца девятого п. 11 ст. 1,
который вступает в силу с 1 января 2003 года согласно ст. 10
данного Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ.
Таким образом, с 1 января 2002 года плательщики единого налога
на вмененный доход уплачивают единый социальный налог в порядке,
установленном главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс).
В соответствии с п. 8 ст. 243 Кодекса с 1 января 2002 года
обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный
счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу
физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате
единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а
также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых
деклараций по месту своего нахождения.
Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате
по месту нахождения обособленного подразделения, определяется
исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому
обособленному подразделению.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения
организации, в состав которой входят обособленные подразделения,
определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей
уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога,
подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений
организации.
В случае если обособленные подразделения не имеют отдельного
баланса, расчетного счета и не начисляют выплаты и иные
вознаграждения в пользу физических лиц, уплата единого
социального налога производится централизованно по месту
нахождения головной организации.
По налогу на прибыль
Порядок применения субъектами малого предпринимательства
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности определен
Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства".
В соответствии с п. 1 ст. 2 данного Федерального закона
действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации
с предельной численностью работающих (включая работающих по
договорам подряда и иным договорам гражданско - правового
характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими
деятельности.
Предельная численность работающих учитывается для организаций
в целом и включает численность работающих в их филиалах и
подразделениях, не являющихся самостоятельными юридическими
лицами.
Основным документом, удостоверяющим право применения
субъектами малого предпринимательства упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый
сроком на один календарный год налоговым органом по месту
постановки организации на налоговый учет. При этом филиалы и
структурные подразделения представляют в налоговый орган по месту
постановки их на учет нотариально заверенные копии патентов,
выданных головной организации, в состав которой входят эти
филиалы и подразделения.
Таким образом, поскольку в соответствии с законодательством
патент на право применения упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности имеют самостоятельные организации (юридические
лица), в обязанность которых входит уплата единого налога,
филиалы и структурные подразделения таких организаций не могут
являться плательщиками единого налога.
На основании изложенного исчисление и уплата единого налога
субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
имеющим филиалы и структурные подразделения в других городах
(регионах) Российской Федерации, должны полностью осуществляться
по месту нахождения (регистрации) головной организации в целом с
учетом итогов деятельности филиалов, имеющих отдельный расчетный
счет, и с учетом территориально обособленных подразделений, не
имеющих расчетного счета, в соответствии с положениями,
изложенными в статьях 3 и 4 Федерального закона от 29.12.95 N
222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства".
Следовательно, положения постановления Правительства от
01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и
бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль
предприятий и организаций, в состав которых входят территориально
обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного
баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" для
субъекта упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
имеющего филиалы и структурные подразделения, не
распространяются.
Основание: письмо Межрегиональной инспекции по контролю за
налогообложением малого бизнеса и сферы услуг от 14.05.2001 N
26-1-14/896.
По региональным и местным налогам
В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской
Федерации организация, в состав которой входят филиалы и (или)
представительства, расположенные на территории Российской
Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее
налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в
качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту
нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и
(или) представительства и месту нахождения принадлежащего ей
недвижимого имущества и транспортных средств.
Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на
имущество предприятий" установлено, что плательщиками налога
являются юридические лица по месту регистрации, а также их
филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный
баланс и расчетный счет.
Обособленные структурные подразделения, распложенные вне места
регистрации юридического лица, не имеющие отдельного баланса и
расчетного счета и в которых оборудованы стационарные рабочие
места, должны уплачивать налоги по месту нахождения таких
подразделений в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской
Федерации по месту своего нахождения.
Согласно ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской
Федерации под обособленным подразделением организации понимается
любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту
нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При
этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на
срок более одного месяца. По статье 1 Федерального закона от
17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской
Федерации" рабочее место - место, в котором работник должен
находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его
работой и которое прямо или косвенно находится под контролем
работодателя.
В случае если предприятие и состоящее у него на балансе
имущество находятся в разных субъектах Российской Федерации и по
месту нахождения данного имущества стационарные рабочие места не
оборудованы, остаточная стоимость этого имущества должна быть
включена в расчет среднегодовой стоимости имущества головной
организации, а исчисление и уплата налога на имущество
предприятий производятся по месту нахождения головной
организации.
Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 21 Закона
Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" органы местного самоуправления
самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы по
подведомственной им территории. Таким образом, по вопросу
порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов, включая и
предоставление налоговых льгот по ним налогоплательщику, следует
обратиться в налоговые органы по месту расположения обособленных
структурных подразделений.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|