УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 1 июля 2002 г. N 29-08/1/30131
Наиболее часто встречающимися нарушениями порядка ведения
кассовых операций и типовых правил эксплуатации ККМ являются
нарушения, связанные с неправильным оформлением возврата денежных
средств покупателям за возвращенный товар.
В письмах Управления МНС России по г. Москве N 03-12/20731 от
31.12.99, N 30-12/4487 от 16.02.2000, N 30-12/7878 от 29.02.2000,
N 30-08/1/10843 от 17.03.2000, N 30-12/16365 от 21.04.2000, N
30-08/1/43844 от 13.09.2000, N 30-12/40498 от 04.09.2001, N
30-12/50836 от 02.11.2001, N 30-12/51857 от 12.11.2001, N
30-12/51864 от 12.11.2001, N 30-12/53263 от 20.11.2001 и N
29-08/1/12423 от 20.03.2002 были даны разъяснения по вопросам,
связанным с правильным оформлением возврата денежных средств
покупателям за возвращенный товар.
Однако количество ошибок, связанных с неправильным оформлением
возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар, не
уменьшается. И самой распространенной ошибкой, совершаемой
кассирами - операционистами, является то, что при возврате
денежных средств (отказ от покупки, расторжение договора) они
пробивают возвратный чек и тем самым увеличивают итоговую сумму
выручки, фиксируемую по итогам дня.
Следует иметь в виду, что возврат покупателем товара продавцу
и возврат денег покупателю за сданный продавцу товар - две разные
хозяйственные операции и для осуществления каждой из них
существуют определенный порядок и правила.
Порядок возврата товара регулируется Законом Российской
Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в
редакции от 30.12.2001) и определен Методическими рекомендациями
по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров
в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета РФ по
торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5. Указанные Методические
рекомендации устанавливают правила документального оформления
приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в
бухгалтерском учете и отчетности.
Следовательно, проверка соблюдения порядка возврата товара,
отражения в бухгалтерском учете и отчетности предприятия
соответствующих товарных операций и правильности определения
выручки от реализации товаров или товарооборота как объекта
налогообложения является предметом налоговой проверки.
Порядок возврата денег за возвращенный товар также
регулируется Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О
защите прав потребителей" (в редакции от 30.12.2001), но сам
порядок возврата денег имеет особенность, он зависит от дня
возврата товара.
Порядок возврата денег за возвращенный в день покупки товар
определен пунктами 4.2 и 4.3 Типовых правил эксплуатации
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104 (далее
- Типовые правила эксплуатации ККМ N 104).
Возврат денег за возвращенный не в день покупки (по истечении
рабочего дня после закрытия смены и снятия Z-отчета) товар должен
производиться в соответствии с пунктами 14, 22 и 24 Порядка
ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного
решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 (далее -
Порядок ведения кассовых операций N 40).
Следовательно, проверка соблюдения порядка возврата денег за
возвращенный товар является предметом проверки полноты
оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия
наличных денежных средств, полученных с применением ККМ.
В случае установления в ходе проведения проверки фактов
возврата покупателям наличных денежных средств с нарушениями
требований пунктов 14, 22 и 24 Порядка ведения кассовых операций
N 40 и пунктов 4.2 и 4.3 Типовых правил эксплуатации ККМ N 104
считается, что такой возврат произведен неправомерно. Уменьшение
выручки на сумму неправомерно возвращенных денежных средств
приводит к неоприходованию в кассу предприятия наличных денежных
средств, полученных с применением ККМ, и, следовательно, к
предприятию должны быть применены штрафные санкции,
предусмотренные п. 9 Указа Президента Российской Федерации от
23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по
своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных
обязательных платежей" и ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Для принятия правильного решения о последствиях допущенных
нарушений порядка возврата денег за возвращаемый товар достаточно
рассмотреть простой пример.
Допустим, сегодня продано три единицы товара по 100 руб. и
одна единица товара по 50 руб., следовательно, сумма наличных
денежных средств, полученных с применением ККМ, или выручка за
день, составила 350 руб. (100 руб. x 3 + 50 руб.). В конце дня
пришел покупатель и сдал купленный вчера товар стоимостью 50 руб.
Факт покупки даже в отсутствие прямого кассового чека
подтвержден. Кассир - операционист пробивает по ККМ возврат "50
руб.", составляет акт по форме N КМ-3 на сумму 50 руб. и выдает
покупателю из денежного ящика ККМ 50 руб.
В итоге дня получается следующее:
- сумма наличных денежных средств, полученных сегодня с
применением ККМ, по данным фискального отчета составляет 400 руб.
(350 руб. "выручка" + 50 руб. "возврат, пробитый по ККМ");
- сумма наличных денежных средств, оприходованная в кассу
предприятия, то есть отраженная в кассовой книге, составляет 300
руб. (350 руб. "выручка" - 50 руб. "возврат из денежного ящика").
Расхождение между полученной и оприходованной суммами
составляет 100 руб. (400 руб. - 300 руб.).
На 50 руб. имеется хоть и неправомерно оформленный, но
все-таки оправдательный документ - акт по форме N КМ-3 с
приложенным к нему возвратным кассовым чеком на сумму 50 руб.
Кроме того, в контрольной ленте можно увидеть номер возвратного
чека и сумму произведенного возврата 50 руб. С определенными
оговорками, например вследствие ошибки кассира - операциониста,
акт по форме N КМ-3 может служить объяснением причины уменьшения
оприходования в кассу предприятия суммы выручки.
С учетом данного допущения размер неоприходованной в кассу
предприятия суммы наличных денежных средств, полученных сегодня с
применением ККМ, составляет сумму 50 руб. (400 руб. - 300 руб. -
50 руб.).
Если бы в приведенном выше примере купленный сегодня товар
возвращался сегодня же с аналогичным ошибочным пробитием по ККМ
возврата, составлением акта по форме N КМ-3 с приложением прямого
и возвратного чеков на сумму каждый по 50 руб. и правомерной
выдачей покупателю из денежного ящика ККМ суммы 50 руб., то с
теми же оговорками можно было бы установить, что ошибочное
пробитие по ККМ возврата "-50 руб." служит объяснением причины
расхождения и в данном случае не приводит к неоприходованию в
кассу предприятия суммы наличных денежных средств, полученных с
применением ККМ. (400 руб. "данные фискального отчета" - 300
руб. "оприходованная в кассу предприятия" - 50 руб. "правомерно
произведенный возврат" - 50 руб. "ошибочно пробитый по ККМ
возврат, подтвержденный контрольной лентой ККМ").
Данный пример показал, что наличие в контрольной ленте
операции возврата с указанием номера возвратного кассового чека и
суммы произведенного возврата является лишь подтверждением
неправильных действий кассира - операциониста. Контрольная лента
ККМ не может служить доказательством правомерности возврата или
того, что по ККМ была пробита сумма денег за возвращаемый товар,
а не за какой-то другой такой же, особенно при идентичности
товара и одинаковой стоимости.
Наличие накладной на прием от покупателя возвращенного товара
свидетельствует только о том, что товар сдан, и из этого не
следует, что товар поступил на склад и следует уменьшить выручку
от реализации товара.
Для подтверждения факта покупки и возврата одного и того же и
иного товара и определения выручки от реализации товаров как
объекта налогообложения требуется проверка отражения в
бухгалтерском учете и отчетности предприятия соответствующих
товарных операций, то есть проведение налоговой проверки.
Что касается проверки полноты оприходования в кассу
предприятия наличных денежных средств, то в рассматриваемом
случае возврат покупателям наличных денежных средств
осуществлялся с нарушениями требований пунктов 14, 22 и 24
Порядка ведения кассовых операций N 40 и пунктов 4.2 и 4.3
Типовых правил эксплуатации ККМ N 104, приведшими к
неоприходованию в кассу предприятия сумм наличных денежных
средств, полученных с применением ККМ в дни, когда осуществлялся
неправомерный возврат, и, следовательно, к предприятию должны
быть применены штрафные санкции.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Родионов
|