УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 4 июля 2002 г. N 29-12/30708
По пункту 1:
Статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть
вторая) (в редакции от 17.12.99) определено, что:
- расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими
предпринимательской деятельности, могут производиться наличными
деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке;
- расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием
граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской
деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между
этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если
иное не установлено законом.
Вместе с тем ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N
5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" (далее - Закон) на всех
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена
обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением
применять контрольно - кассовые машины (далее - ККМ).
Исходя из смысла Закона он не распространяется на
осуществление расчетов между юридическими лицами. Сферой его
регулирования являются денежные расчеты с участием граждан,
покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в
каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги).
В связи с этим согласно определению постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 и
признанием определением Конституционного Суда Российской
Федерации от 15.05.2001 N 88-О конституционности части первой ст.
1 Закона, Закон подлежит применению и в тех случаях, когда
денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем
(покупателем, клиентом).
Таким образом, при реализации товаров и оказании услуг
индивидуальным предпринимателям за наличный расчет применение ККМ
обязательно.
По пункту 2:
Оформление документов при расчетах производится в соответствии
с действующим законодательством.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ)
организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности, не являются плательщиками НДС.
При этом в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Методических
рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных
приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в редакции
приказа МНС России от 22.05.2001 N БГ-3-03/156), они не
освобождаются от исполнения обязанности налогового агента и
уплаты налога в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности, не являющиеся плательщиками НДС, не
выписывают своим покупателям счета - фактуры и осуществляют
расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога.
Вместе с тем согласно ст. 5 Закона N 222-ФЗ для организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий
порядок ведения кассовых операций и представления необходимой
статистической отчетности.
Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и
расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета
о кассовых операциях осуществляются в общеустановленном порядке.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Родионов
|