УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 июля 2002 г. N 28-11/34686
По единому социальному налогу
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской
Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ
(далее - Кодекс) государственные пособия, выплачиваемые в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления, в том числе
пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за
больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам,
не подлежат обложению единым социальным налогом (далее - ЕСН).
Статьей 15 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изменениями
от 28.12.2001 N 181-ФЗ) установлены размеры ежемесячного пособия
на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет
в размере 500 руб., которые выплачиваются за счет средств Фонда
социального страхования Российской Федерации и на основании подп.
1 п. 1 ст. 238 Кодекса не должны облагаться ЕСН.
По налогу на доходы физических лиц
В соответствии с п. 1 ст. 217 главы 23 Кодекса не подлежат
обложению налогом на доходы физических лиц государственные
пособия, выплачиваемые в соответствии с действующим
законодательством.
Согласно ст. 15 названного выше Федерального закона N 81-ФЗ
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет в размере 500 руб. подпадает
под действие п. 1 ст. 217 Кодекса и не подлежит обложению
налогом на доходы физических лиц.
По налогу на прибыль
Порядок исчисления налога на прибыль в 2002 году регулируется
главой 25 Кодекса.
Перечень доходов, которые не учитываются при определении
налоговой базы по налогу на прибыль, содержит ст. 251 Кодекса.
Получение таких доходов не влечет за собой увеличение налоговой
базы по налогу на прибыль.
В том числе в соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и
подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые
поступления из бюджета бюджетополучателем и целевые поступления
на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной
деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и
(или) физических лиц и использованные указанными получателями по
назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных
целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов
(расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых
поступлений.
В частности, к указанным целевым поступлениям на содержание
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности
относятся (подп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса) пожертвования,
признаваемые таковыми в соответствии со ст. 582 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Статья 251 Кодекса содержит исчерпывающий перечень доходов, не
учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль,
который не подлежит расширительному толкованию.
Все прочие доходы, не указанные в ст. 251 Кодекса, учитываются
при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В пунктах 2 и 3 ст. 256 Кодекса поименовано имущество, не
подлежащее амортизации в целях исчисления налога на прибыль, в
том числе имущество некоммерческих организаций, полученное в
качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств
целевых поступлений и используемое для осуществления
некоммерческой деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 256 Кодекса),
имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших
в соответствии с п. 1 ст. 251 Кодекса; кроме того, из состава
амортизируемого имущества исключаются основные средства,
переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование
(п. 3 ст. 256 Кодекса).
Также сообщаем, что в соответствии с п. 3 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N
34н, Министерство финансов Российской Федерации на основании
Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
и данного Положения разрабатывает и утверждает положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые
акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие
систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и
обязательные к исполнению организациями на территории Российской
Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за
пределами Российской Федерации.
Таким образом, по вопросам, касающимся методологии ведения
бухгалтерского учета и отчетности, следует обращаться в
Министерство финансов Российской Федерации.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|