УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 августа 2002 г. N 24-14/35461
О ХАРАКТЕРНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ НДС
ПО ВНУТРЕННИМ ОБОРОТАМ
Управлением МНС России по г. Москве в целях усиления контроля
за суммами налога на добавленную стоимость, предъявленными
налогоплательщиками к возмещению, в июне - июле 2002 года
проведены проверки 6 инспекций МНС России по вопросу
правомерности возмещения НДС по внутренним оборотам.
Как показывает статистика, с момента введения в действие главы
21 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. с 1 января 2001
года, значительно возросла сумма НДС, предъявленная к возмещению
по внутренним оборотам. Так, если по итогам деятельности за 2001
год возвращено на расчетные счета налогоплательщиков 8503,6 млн.
руб., в том числе по внутреннему НДС 586,3 млн. руб. при сумме
поступления 31695,6 млн. руб., что составляет 1,8% от суммы
поступлений или 6,9% от общей суммы возмещения, то за 5 месяцев
2002 года при сумме поступления 50641,9 млн. руб. возвращено на
расчетные счета налогоплательщиков всего 6911,8 млн. руб., в том
числе по внутренним оборотам 2348,2 млн. руб., что
соответственно составляет 2,9% от поступившей суммы налога и
33,9% от общей суммы возмещения.
Как показали результаты проведенных проверок, практически
всеми инспекциями допущены серьезные ошибки при составлении форм
отчетности, представляемой в Управление, в частности, при
составлении формы N 1-НМ и N 5-НБН. Поскольку названные формы
дают информацию о деятельности ИМНС и Управления в целом, а также
служат источником формирования прогнозных показателей сбора
налогов, руководителям инспекций следует принять меры по усилению
контроля за правильностью составления данных форм отчетности.
Проверками установлено, что основные суммы внутреннего
возмещения НДС связаны с операциями по закупке дорогостоящего
оборудования и основных средств (в том числе по лизингу), вводу в
эксплуатацию объектов законченным капитальным строительством, а
также по закупке сырья для производства товаров, облагаемых
налогом по ставке 10%.
В основном возмещение производится на основании решений
руководителей инспекций, принимаемых по результатам камеральных
проверок, в отдельных случаях - по результатам выездных налоговых
проверок. Однако при проведении камеральных проверок сотрудниками
инспекций не в полной мере реализуется возможность истребования у
налогоплательщика документов и дополнительных сведений,
подтверждающих правильность заявленного ими возмещения. Так,
сумма НДС 500 млн. руб. возмещена организации ЗАО
"Транстелеком" без проведения выездной налоговой проверки и
детальной камеральной проверки, причем начисление сумм НДС к
возмещению зачастую проводилось на основании приложений к
налоговой декларации без истребования у налогоплательщика
уточненной налоговой декларации за соответствующий налоговый
период. ООО "Юг - Нефтепродукт" возмещена сумма 77 млн. руб.
без проведения дополнительных мероприятий, тогда как организацией
представлено 17 дополнительных расчетов, из них 13 - к
уменьшению. ООО "Орион Гранд М" подтверждена к возмещению сумма
14 млн. руб., заявленная за январь 2002 года, в то время как
организация встала на учет только в октябре 2001 года,
нерегулярно представляла налоговую отчетность, в связи с чем
инспекцией вынесено решение о приостановлении операций по счетам
в банке. Организации ООО "Бизнес Кар СП" подтверждена к
возмещению сумма 22,8 млн. руб. НДС, уплаченного на таможне, без
истребования документов, подтверждающих фактическую уплату
налога.
Отдельные ошибки допускаются при проведении камеральных
проверок. Так, организации ООО "Мультиэкспорт" возмещено 4,5 млн.
руб. по налогу, предъявленному к возмещению, при отсутствии
налогооблагаемых оборотов в данном налоговом периоде.
Аналогично при отсутствии облагаемых оборотов проведена к
уменьшению сумма 1,8 млн. руб. ООО "Магдонелла".
Организации "Электрозаводснабсбыт" возвращено 102 млн. руб.
в связи с ликвидацией предприятия, при этом инспекцией не
проведены контрольные мероприятия по проверке правильности
исчисления НДС при реализации или списании числящихся в учете и
отраженных на счетах промежуточного баланса активов (имущества,
запасов).
Без проведения выездной налоговой проверки возмещены суммы НДС
в размере 58,6 млн. руб. ГУП "Московское отделение Октябрьской
железной дороги" и 32,7 млн. руб. ГУП ЦСС МПС, в то время как
имеются основания для проведения дополнительных мероприятий, так
как данными организациями были заявлены суммы НДС к возмещению по
авизо, переданным МПС, являющемуся инвестором по проведению работ
по реконструкции железной дороги и пуску оборудования АТС.
По организации ООО "Наш торговый ряд" неоднократно в течение
нескольких налоговых периодов начисление в карточку лицевого
счета производилось из строки 480 налоговой декларации (итого
сумма НДС, начисленная к возмещению) без учета сумм, отраженных
по строке 490 (итого сумма НДС, начисленная к уплате по товарам,
применение налоговой ставки 0 процентов по которым не
подтверждено). Таким образом, недоначислено в бюджет 339 тыс.
руб.
Особую тревогу вызывает участившаяся в последнее время
практика предъявления к возмещению значительных сумм НДС,
образовавшихся в результате того, что организация закупает сырье
(ставка НДС 20%) для производства мягких игрушек с последующей
передачей его на давальческих условиях для переработки и в
дальнейшем реализует игрушки с НДС по ставке 10%. При этом
данная организация, как правило, не имеет своих производственных
фондов для изготовления игрушек, численность работников
незначительна, закупка сырья, его переработка осуществляются
через одни и те же фирмы. По данному основанию возмещено ООО
"Трейдинвест АСБ" 111,1 млн. руб., ООО "М.Э.И." - 5,9 млн.
руб., ООО "Каунтриз" - 52 млн. руб., ООО "Ателия" - 9,9 млн.
руб. Руководителям инспекций рекомендуется незамедлительно
сообщать о подобных фактах в Управление федеральной службы
налоговой полиции РФ по г. Москве для проведения совместных
мероприятий по контролю за данными фирмами в соответствии с
совместным приказом Управления МНС России по г. Москве и
Управления ФСНП России по г. Москве от 11.07.2002 N 408/130 "Об
организации и проведении мероприятий налогового контроля за
правомерностью возмещения сумм налога на добавленную стоимость".
Следует отметить, что в инспекциях слабо поставлена работа по
автоматизации процесса проведения камеральных проверок, не всегда
соблюдаются сроки проведения камеральных проверок, в результате
чего в отчетности инспекции появляется ничем не обоснованная
переплата по налогу.
Отсутствует контроль за соблюдением сроков рассмотрения
заявлений налогоплательщиков на возврат НДС, нарушение сроков
отмечено во всех проверенных инспекциях.
В целях обеспечения выполнения установленных МНС России
заданий на 2002 год по сбору налога на добавленную стоимость и
выполнения решения коллегии Управления МНС России по г. Москве
от 19.04.2002 N 5-1 руководителям инспекций необходимо усилить
контроль за соблюдением Регламента проведения камеральных
проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их
результатов, установив особый контроль за своевременным
проведением соответствующих начислений налога в карточках
лицевого счета налогоплательщика, а также за соблюдением порядка
и сроков возврата сумм НДС по заявлениям налогоплательщиков. С
этой целью Управлением разработаны соответствующие формы,
направленные в адрес ИМНС письмом от 06.06.2002 N 24-14/25918.
В целях устранения отмеченных недостатков в отношении
соблюдения порядка возмещения налога на добавленную стоимость по
внутренним оборотам, установленного ст. 176 Налогового кодекса
РФ, руководителям инспекций необходимо организовать систему
постоянного отслеживания и контроля за суммами налога на
добавленную стоимость, подлежащими возмещению налогоплательщикам.
С этой целью Управлением разработана форма журнала учета сумм
НДС, начисленных налогоплательщиками к возмещению по внутренним
оборотам (приложение). Данная форма рекомендуется для
использования в контрольной работе нижестоящих налоговых органов.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы РФ I ранга
А.А. Глинкин
Приложение
к письму Управления МНС
по г. Москве
от 5 августа 2002 г. N 24-14/35461
ЖУРНАЛ
УЧЕТА СУММ НДС, НАЧИСЛЕННЫХ К ВОЗМЕЩЕНИЮ
ПО ВНУТРЕННИМ ОБОРОТАМ
----T---------T--------------------------T------------------------------T--------------------T------------T-----------------T---------------------T-----------------T-------------------T-----------¬
¦N ¦Заявитель¦Характеристика ¦Налоговая декларация ¦Заявление на возврат¦Сумма НДС, ¦Отказано в ¦Признано к возмещению¦Форма N 21 ¦Возмещено, ¦% за не- ¦
¦п/п¦ИНН/КПП ¦налогоплательщика ¦ ¦ ¦начисленная ¦возмещении ¦ ¦ ¦тыс. руб. ¦своевремен-¦
¦ ¦ +---------------T----------+----------T---------T---------+----------T---------+к возмещению+-------T---------+-----------T---------+-------T---------+----T---------T----+ное ¦
¦ ¦ ¦Производитель 1¦Основные ¦Дата пред-¦Регистра-¦Налоговый¦Дата пред-¦Регистра-¦(стр. 530 ¦Дата, ¦Сумма, ¦Дата, номер¦Сумма, ¦Дата ¦Сумма, ¦Дата¦В порядке¦На ¦возмещение ¦
¦ ¦ ¦Перепродавец 2 ¦причины ¦ставления ¦ционный ¦период ¦ставления ¦ционный ¦декларации),¦номер ¦тыс. руб.¦решения или¦тыс. руб.¦выписки¦тыс. руб.¦ ¦зачета ¦р/сч¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦возмещения¦ ¦номер ¦ ¦ ¦номер ¦тыс. руб. ¦решения¦ ¦камеральной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проверки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------+---------------+----------+----------+---------+---------+----------+---------+------------+-------+---------+-----------+---------+-------+---------+----+---------+----+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦ 20 ¦
L---+---------+---------------+----------+----------+---------+---------+----------+---------+------------+-------+---------+-----------+---------+-------+---------+----+---------+----+------------
|