УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 13 августа 2002 г. N 29-08/37067
РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Управление МНС России по г. Москве в связи с многочисленными
запросами по порядку применения штрафных санкций по результатам
проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью, в том
числе проверок полноты оприходования (неполного оприходования) в
кассу предприятий наличных денежных средств, полученных с
применением контрольно - кассовых машин (далее - ККМ), после
вступления в силу с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), сообщает
следующее.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 18.06.93
N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N
5215-1) налоговые органы обязаны осуществлять контроль за полнотой
учета выручки денежных средств на предприятиях и налагать штрафы
на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении
Закона N 5215-1 и Положения по применению контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня
отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу
специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения
могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно - кассовых машин, утвержденного постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N
1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному
внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (далее -
Указ N 1006) установлено, что при несоблюдении условий работы с
денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения
кассовых операций в Российской Федерации предприятиями к ним
применяются меры финансовой ответственности, а на руководителей
предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные
нарушения, налагаются административные штрафы.
Правонарушения, выразившиеся в нарушении порядка работы с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, включены
в главу 15 КоАП РФ "Административные правонарушения в области
финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг".
Статьей 15.1 КоАП РФ установлено, что совершение нарушений
порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых
операций влечет наложение административных штрафов.
При этом административное наказание налагается как на
должностное лицо (в размере от 40 до 50 МРОТ), так и на
юридическое лицо (в размере от 400 до 500 МРОТ), допустившее
нарушения, так как в соответствии с п. 3 ст. 21 КоАП РФ назначение
административного наказания юридическому лицу не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение виновное
физическое лицо, равно как и привлечение к административной или
уголовной ответственности физическое лицо не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение
юридическое лицо.
Кроме того, следует иметь в виду, что указанные нарушения
относятся к правонарушениям в области финансов.
Следовательно, административное наказание в соответствии со ст.
4.5 КоАП РФ может быть наложено не позднее двух месяцев со дня
совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух
месяцев со дня его обнаружения.
Наложение административных штрафов за правонарушения,
ответственность за совершение которых до 1 июля 2002 года была
предусмотрена п. 9 Указа N 1006, осуществляется с учетом
требований ст. 1.7 КоАП РФ.
При этом необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с частью 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее
административное правонарушение, подлежит привлечению к
ответственности на основании закона, действовавшего во время
совершения правонарушения. Часть 2 указанной статьи устанавливает,
что закон, смягчающий административную ответственность либо иным
образом улучшающий положение лица, привлекаемого к
ответственности, имеет обратную силу, то есть распространяется и
на лицо, которое совершило административное правонарушение до
вступления такого закона в силу. Это корреспондируется со ст. 54
Конституции Российской Федерации, согласно которой если после
совершения правонарушения ответственность за него устранена или
смягчена, применяется новый закон.
В связи с этим недлящиеся правонарушения, совершенные до 1 июля
2002 года, а также длящиеся правонарушения, прекращенные в силу
объективных обстоятельств либо действий самого лица до 1 июля 2002
года, обнаруженные налоговыми органами после указанной даты,
подлежат квалификации по закону, действовавшему во время и по
месту совершения. Однако если ст. 15.1 КоАП РФ по сравнению с п.
9 Указа N 1006 смягчает административную ответственность, то в
соответствии с частью 2 ст. 1.7 КоАП РФ указанные правонарушения
подлежат квалификации по ст. 15.1 КоАП РФ.
Длящиеся правонарушения, совершение которых началось до 1 июля
2002 года, но которые продолжали совершаться после указанной даты
и были пресечены налоговыми органами после 1 июля 2002 года,
подлежат квалификации по ст. 15.1 КоАП РФ как закона, действующего
на момент совершения правонарушения.
С учетом положения части 2 ст. 1.7 КоАП РФ при определении,
какой закон смягчает ответственность, должно приниматься во
внимание не возможное уменьшение или увеличение размера наказания
для конкретного лица, а смягчение или отягчение установленной
законом административной ответственности за правонарушение, то
есть сравнению подлежат санкции предыдущих законов
и нормативно - правовых актов и КоАП РФ.
Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 31.9 КоАП
РФ постановление о назначении административного наказания не
подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в
течение года со дня его вступления в законную силу.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Л.Я. Сосихина
|