УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 15 августа 2002 г. N 28-11/37594
1. На основании п. 1 ст. 236 главы 24 Налогового кодекса
Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2001
N 198-ФЗ (далее - Кодекс) в объект обложения единым социальным
налогом (далее - ЕСН) включаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками, в частности, в пользу физических
лиц по гражданско - правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).
Согласно под. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению ЕСН
все виды установленных законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных
выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации), в том числе
компенсационные выплаты, связанные с командировочными расходами.
Порядок и условия командирования работников, а также нормы
возмещения командировочных расходов установлены статьями 166-168
Трудового кодекса Российской Федерации, инструкцией Минфина СССР,
Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС от 07.04.88
N 62, постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93,
постановлением Правительства РФ от 26.02.92 N 122, приказом
Минфина России от 06.07.2001 N 49н, письмом Минфина России от
12.05.92 N 30.
Указанными законодательными и нормативными документами
предусмотрена возможность служебных командировок за счет
организации - работодателя только при наличии между организацией и
физическим лицом взаимоотношений по трудовым договорам,
регламентируемым Трудовым кодексом Российской Федерации.
Взаимоотношения по договорам гражданско - правового характера
регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям названного Кодекса затраты на поездки,
связанные с выполнением работ (услуг) по договору гражданско -
правового характера, не предусмотренные в сумме договора, можно
квалифицировать как дополнительные расходы исполнителя на
выполнение условий договора. Такие расходы по договоренности
сторон могут быть компенсированы исполнителю организацией -
заказчиком.
Главой 24 Кодекса не предусмотрено исключение из общей суммы
выплат по гражданско - правовым договорам суммы расходов,
связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по таким
договорам.
Таким образом, сумма расходов, связанных с выездом исполнителя
в другую местность (оплата проезда, проживания и т.п.) для
выполнения работ по договору гражданско - правового характера,
должна рассматриваться как объект обложения ЕСН.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 этой статьи
выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они
производятся) не признаются объектом обложения ЕСН, если у
налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к
расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль
организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Отнесение или неотнесение выплат и вознаграждений к суммам,
уменьшающим базу по налогу на прибыль, регламентируется
положениями ст. 270 главы 25 Кодекса. При этом источники расходов
и порядок отражения выплат в бухгалтерском учете не имеют
значения.
Следовательно, если физическое лицо (не индивидуальный
предприниматель) заключило с организацией договор гражданско -
правового характера на выполнение работ в другой местности и
организация помимо выплат за работу возмещает исполнителю расходы
на проезд и проживание, то согласно п. 3 ст. 236 Кодекса сумма
возмещения не будет являться объектом обложения ЕСН, если она не
отнесена организацией к расходам, уменьшающим налоговую базу по
налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
2. Статья 238 Кодекса содержит перечень выплат, не подлежащих
обложению ЕСН. Подпунктом 2 п. 1 указанной статьи Кодекса
установлено, что не подлежат налогообложению все виды
установленных законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных
выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с
выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе
переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных
расходов).
Согласно Методическим рекомендациям по порядку исчисления и
уплаты единого социального налога, утвержденным приказом МНС
России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, по организациям, формирующим
налоговую базу по налогу на прибыль, с 1 января 2002 года нормы по
компенсационным выплатам определяются в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N
93, а по бюджетным и иным некоммерческим организациям - в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.02.92 N 122 с учетом приказа Минфина России от 06.07.2001 N
49н.
Сверхнормативные, а также не предусмотренные законодательством
Российской Федерации командировочные расходы, уменьшающие
налоговую базу по налогу на прибыль, подлежат обложению ЕСН в
общеустановленном порядке.
3. На основании п. 1 ст. 236 Кодекса в объект обложения ЕСН
включаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по авторским
договорам.
Пунктом 2 ст. 239 Кодекса освобождаются от уплаты ЕСН
налогоплательщики - работодатели с подлежащих налогообложению
выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных
граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные
граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством
Российской Федерации не обладают правом на государственное
пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь,
осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской
Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, - в
части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный
иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
При применении п. 2 ст. 239 Кодекса в первую очередь следует
принимать во внимание наличие международного договора между
Российской Федерацией и иностранным государством, содержащего
нормы, в соответствии с которыми на иностранных граждан
распространяются или не распространяются нормы законодательства
стороны трудоустройства (в рассматриваемом случае - Российской
Федерации) о социальном, пенсионном и медицинском обеспечении
иностранных работников, работающих на территории стороны
трудоустройства.
С целью выяснения факта возникновения для лица (работодателя)
обязанности производить уплату налога в федеральный бюджет за
иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ,
необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус
постоянно проживающего в Российской Федерации (вид на жительство с
правом постоянного проживания и отметку в паспорте о регистрации
по месту жительства на территории Российской Федерации).
При этом в соответствии со ст. 11 Кодекса под местом жительства
физического лица понимается место, где это физическое лицо
постоянно или преимущественно проживает.
Налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, начисляется на
выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным гражданам и
лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской
Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по
договорам гражданско - правового характера, предметом которых
является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам.
Таким образом, ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет с
авторских вознаграждений, выплачиваемых иностранным гражданам,
постоянно проживающим за рубежом (Беларусь, Украина), начисляться
не должен.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|