УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 15 августа 2002 г. N 23-10/9/37633
В соответствии со ст. 347 главы 27 "Налог с продаж" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог с продаж
устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской
Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами
субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 349 Кодекса установлено, что с 1 января 2002 года
объектом налогообложения признаются операции по реализации
физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта
Российской Федерации и только в том случае, если такая реализация
осуществляется за наличный расчет, а также с использованием
расчетных или кредитных банковских карт.
Согласно п. 3 ст. 354 Кодекса в случае если согласно условиям
договора комиссии (поручения, агентского договора) фактическая
реализация товаров покупателям производится комиссионером
(поверенным, агентом) и денежные средства поступают в кассу (на
расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по
уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на
комиссионера (поверенного, агента), который признается налоговым
агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены
продажи товара, включающей вознаграждение комиссионера
(поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при
получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог с
продаж не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером
(поверенным, агентом).
Пунктом 4 ст. 24 Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты
перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом
для уплаты налога налогоплательщиком.
Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" предусматривает замену уплаты совокупности
установленных законодательством Российской Федерации федеральных,
региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога
только для организаций, применяющих упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности.
Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, не является плательщиком
налога с продаж только при осуществлении операций по реализации
физическим лицам за наличный расчет собственных товаров (работ,
услуг).
Если организация, применяющая упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, является комиссионером
(поверенным, агентом) и осуществляет операции по реализации
физическим лицам за наличный расчет товаров (работ, услуг),
принадлежащих комитенту (доверителю, принципалу), являющемуся
плательщиком налога с продаж, в этом случае, несмотря на то что
сам комиссионер (поверенный, агент) плательщиком налога с продаж
не является, у него возникает обязанность по уплате налога с
продаж за комитента (доверителя, принципала) в качестве налогового
агента. При этом сумма налога с продаж исчисляется исходя из
полной цены товара.
Местом уплаты налога с продаж согласно п. 2 ст. 354 Кодекса
является место осуществления операций по реализации товаров
(работ, услуг), подлежащих обложению налогом с продаж.
Если комитент (доверитель, принципал) не является плательщиком
налога с продаж как организация, применяющая упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, в этом случае комиссионер
(поверенный, агент), реализующий товары физическим лицам за
наличный расчет и получающий в кассу денежные средства за
реализованные товары, в качестве налогового агента обязанностей по
уплате налога с продаж за комитента не имеет.
Таким образом, в случае если комитент (доверитель, принципал)
не является плательщиком налога с продаж, комиссионер (поверенный,
агент), получивший в кассу наличные денежные средства за
реализованные товары, налог с продаж не удерживает и не
уплачивает. При этом освобождение комиссионера (поверенного,
агента) от обязанностей налогового агента по налогу с продаж
осуществляется только при наличии у комиссионера (поверенного,
агента) документов, подтверждающих, что комитент (доверитель,
принципал) не является плательщиком налога с продаж (например,
заверенной копии патента комитента (доверителя, принципала) на
право применения упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности).
В соответствии с п. 3 ст. 861 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ) безналичные расчеты производятся через
банки, иные кредитные организации, в которых открыты
соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не
обусловлено используемой формой расчетов.
Статья 862 ГК РФ устанавливает, что при осуществлении
безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями,
по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных
формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с
ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике
обычаями делового оборота.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с 13 июля
2002 года - согласно ст. 80 Федерального закона от 10.07.2002 N
86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)")
Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты
осуществления безналичных расчетов.
Письмом Центрального банка Российской Федерации от 23.11.98 N
327-Т "О переводах денежных средств по поручению физических лиц
без открытия банковских счетов" определено, что кредитные
организации вправе осуществлять операции по переводам денежных
средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов
на основании выданных Банком России лицензий, предусматривающих в
числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому
обслуживанию физических и (или) юридических лиц.
Таким образом, операции по переводам наличных денежных средств
по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в
оплату за приобретенные ими товары (работы, услуги) являются
наличной формой расчетов и облагаются налогом с продаж в
общеустановленном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона города Москвы от 09.11.2001
N 57 "О налоге с продаж" утверждение формы налоговой
декларации и порядка ее заполнения возлагается на Правительство
Москвы.
Согласно Порядку заполнения декларации по налогу с продаж
(приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2001
N 1185-ПП "О реализации законов города Москвы о налоге с продаж и
налоге на рекламу") декларация по налогу с продаж представляется в
налоговые органы налогоплательщиками - организациями и
индивидуальными предпринимателями по месту своего учета в качестве
налогоплательщика в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего
за истекшим налоговым периодом. При отсутствии у налогоплательщика
в налоговом периоде объектов налогообложения по всем строкам и
графам декларации ставятся прочерки.
Таким образом, отсутствие объекта обложения налогом с продаж
не освобождает налогоплательщика от представления декларации
в налоговый орган.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.Г. Луканина
|