УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МЮТ ОТ 04.02.2004 N 87
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МОСКОВСКАЯ ЮЖНАЯ ТАМОЖНЯ
ПРИКАЗ
от 19 августа 2002 г. N 392
О ВВЕДЕНИИ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖНИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
(с изм., согл. приказа МЮТ от 11.08.2003 N 441)
В целях обеспечения непрерывности производства таможенного
оформления с учетом требований нормативных документов ГТК России
по валютному контролю и реализации положений нового Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Порядок взаимодействия отдела
валютного контроля таможни и таможенных постов по вопросам
осуществления валютного контроля и контроля за исполнением
внешнеторговых бартерных сделок, а также взаимодействия отдела
валютного контроля таможни с отделом таможенных расследований,
отделом исполнения постановлений по делам об административных
правонарушениях, оперативно - разыскным отделом и отделом
таможенной инспекции таможни при проведении проверок по валютному
контролю и производству по делам об административных
правонарушениях по фактам несоблюдения участниками ВЭД валютного
законодательства, таможенных правил и законодательства в области
регулирования внешнеторговых бартерных сделок.
2. Считать утратившим силу приказ МЮТ от 05.04.2002 N 153 "О
введении Порядка взаимодействия структурных подразделений таможни
при осуществлении валютного контроля".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя начальника таможни Г.В. Голикова.
Начальник таможни
генерал - майор таможенной службы
А.М. Узловский
ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖНИ
И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО
КОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ
БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛА
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖНИ С ОТДЕЛОМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
РАССЛЕДОВАНИЙ, ОТДЕЛОМ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,
ОПЕРАТИВНО - РАЗЫСКНЫМ ОТДЕЛОМ И ОТДЕЛОМ ТАМОЖЕННОЙ
ИНСПЕКЦИИ ТАМОЖНИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ПО ВАЛЮТНОМУ
КОНТРОЛЮ И ПРОИЗВОДСТВУ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО ФАКТАМ НЕСОБЛЮДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ВЭД
ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВЫХ БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК
(в ред. приказа МЮТ от 11.08.2003 N 441)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях согласования
действий подразделений Московской южной таможни при
взаимодействии отдела валютного контроля (далее - ОВК) таможни,
таможенных постов, отдела административных расследований
(далее - ОАР), оперативно - розыскного отдела (далее - ОРО),
отдела исполнения постановлений по делам об административных
правонарушениях (далее - ОИПпоДАП) и отдела таможенной инспекции
(далее - ОТИ) таможни при осуществлении функций валютного
контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных
сделок в процессе таможенного оформления товаров и транспортных
средств, а также последующего контроля за соблюдением участниками
ВЭД требований действующего валютного и таможенного
законодательства Российской Федерации.
(в ред. приказа МЮТ от 11.08.2003 N 441)
1.2. Порядок применяется должностными лицами указанных выше
подразделений таможни во всех случаях принятия решений при
таможенном оформлении товаров и транспортных средств в части
осуществления валютного контроля и контроля за исполнением
внешнеторговых бартерных сделок.
1.3. Порядок разработан с учетом положений Таможенного кодекса
РФ и Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, действующего законодательства в области валютного
регулирования и валютного контроля, а также нормативных актов ГТК
России по вопросам организации валютного контроля и контроля за
исполнением внешнеторговых бартерных сделок таможенными органами.
2. Порядок взаимодействия ОВК таможни и таможенных
постов при осуществлении валютного контроля и контроля
за исполнением внешнеторговых бартерных сделок
в процессе таможенного оформления
2.1. Принятие решения о выпуске товаров при проверке
правильности заполнения ГТД и соответствия документов,
предъявленных при таможенном оформлении товаров, требованиям
нормативных документов вышестоящих таможенных органов
осуществляется должностным лицом таможенного поста, ответственным
за этап валютного контроля в процессе таможенного оформления
товара, производится в случаях, поименованных в пунктах 2.1-2.5
приказа ГТК России от 16.07.2002 N 750.
Направление участников ВЭД в ОВК таможни производится в
случаях, предусмотренных пунктами 3, 4.1, 5.2 приказа ГТК России
от 16.07.2002 N 750, а также в иных случаях, когда решение по
валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых
бартерных сделок невозможно на таможенном посту и не входит в его
компетенцию.
2.2. Для принятия решения по валютному контролю и контролю за
исполнением внешнеторговых бартерных сделок инспектор таможенного
поста оформляет направление в ОВК таможни по форме, указанной в
приложении к настоящему Порядку (приложение 1), с указанием
причины, предварительного решения, перечня прилагаемых копий
товаросопроводительных документов, своей должности и служебного
телефона, заверяет ЛНП и подписывает у начальника таможенного
поста.
2.3. Инспектор таможенного поста регистрирует направление в
журнале учета направлений и направляет декларанта (участника ВЭД)
в ОВК таможни с полным комплектом копий документов (ГТД, ПС,
контракт, акт таможенного досмотра, товаросопроводительные
документы, доверенность на проведение таможенного оформления и
иные документы, необходимые для контроля заявленных сведений),
КТС и тремя оригиналами ДТС (если она необходима). Если принятие
решения находится в компетенции ЦТУ или ГТК России, комплект
документов готовится в двух экземплярах.
2.4. Инспектор ОВК таможни рассматривает документы и принимает
решение по направлению с таможенного поста. Резолюция с
результатами решения заверяется подписью и ЛНП инспектора ОВК,
после чего согласовывается с начальником отдела или лицом, его
замещающим. Оригинал направления с принятым решением возвращается
на таможенный пост, а копия направления остается в деле ОВК
таможни. По результатам рассмотрения документов к направлению ОВК
в рамках своей компетенции вправе делегировать на таможенный пост
право дальнейшего принятия решения при последующих поставках
товара в счет конкретного контракта путем проставления
соответствующей записи в резолюции на направлении с таможенного
поста.
2.5. В случае когда решение принимается на уровне ЦТУ или ГТК
России, ОВК таможни направляет в вышестоящий таможенный орган
полный комплект документов для принятия окончательного решения по
валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых
бартерных сделок в порядке, определенном нормативными документами
ГТК России. Направления в ГТК России подписываются заместителем
начальника таможни и регистрируются в ОДО. Решения вышестоящих
таможенных органов по валютному контролю, оформленные в виде
писем, хранятся в делах ОВК таможни; их копии, заверенные
сотрудником ОВК таможни, направляются на таможенный пост для
исполнения.
2.6. Инспектор таможенного поста по каждой ГТД, для которой
решение по валютному контролю и контролю за исполнением
внешнеторговых бартерных сделок принято вышестоящим таможенным
органом, прикладывает направление с резолюцией (или копию письма
ЦТУ) к оригинальному комплекту документов и передает на другие
этапы контроля.
3. Валютный контроль и контроль за исполнением
внешнеторговых бартерных сделок после выпуска товаров
3.1. ОВК осуществляет контроль за поступлением валютной
выручки от экспорта товаров, обоснованностью платежей при импорте
товаров либо ввозом товаров, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности при осуществлении бартерных сделок
на основании поручений на проверку, поступивших из вышестоящих
таможенных органов.
3.2. На основании приказа по таможне сотрудники таможенных
постов могут быть включены в рабочую группу при ОВК таможни для
проведения проверок соблюдения участниками ВЭД требований
валютного законодательства и законодательства по исполнению
внешнеторговых бартерных сделок.
3.3. В ходе осуществления контроля за соблюдением участниками
ВЭД требований валютного и таможенного законодательства ОВК
запрашивает у уполномоченных банков, участников ВЭД и на
таможенных постах документы, необходимые для осуществления данного
контроля (ГТД, ПС, транспортные документы, инвойсы, письма из
уполномоченных банков и другие).
При подтверждении своевременного и полного зачисления выручки,
либо ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности на основании подтверждающих документов ОВК готовит
акт о результатах проверки.
В случае непоступления (несвоевременного поступления)
выручки; неввоза товаров, эквивалентных по стоимости переведенным
в их оплату средствам, или неосуществления возврата переведенных
ранее в оплату товаров средств; неввоза товаров, работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности при совершении
бартерных сделок выносится определение о возбуждении дела об
административном правонарушении и проведении административного
расследования или составляется протокол об административном
правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьями
15.25 или 16.17 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях. Акт проверки, определение о возбуждении дела об
административном правонарушении или протокол об административном
правонарушении по ст. 16.17 КоАП России вместе с материалами,
являющимися поводом и основанием для возбуждения дела об
административном правонарушении, передаются установленным
порядком для регистрации в УРО, а затем в ОАР, где осуществляются
дальнейшие процессуальные действия по материалам об
административном правонарушении. Акт проверки, определение о
возбуждении дела об административном правонарушении или протокол
об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП России
вместе с материалами, являющимися поводом и основанием для
возбуждения дела об административном правонарушении, передаются
для регистрации в УРО. После регистрации дальнейшие
процессуальные действия по материалам об административном
правонарушении (ст. 15.25 КоАП России) осуществляются в ОВК.
(абзац в ред. приказа МЮТ от 11.08.2003 N 441)
В процессе проведения проверки ОВК для получения необходимых
сведений направляет соответствующие запросы в ОРО, а также в ОТИ
таможни.
Информация о присвоении номера определению или протоколу об
административном правонарушении, о суммах штрафных санкций,
указанных в постановлении по делу об административном
правонарушении, об уплаченных суммах штрафов после получения
указанных сведений в виде копий документов из ОАР и ОИПпоДАП
таможни заносится сотрудниками ОВК в электронные копии КУ и УК и с
копиями постановлений по делу об административном правонарушении
передается в ОВК ЦТУ.
(в ред. приказа МЮТ от 11.08.2003 N 441)
3.4. ОАР получает из УРО зарегистрированные определение или
протокол об административном правонарушении по ст. 16.17 КоАП
России в порядке, определенном соответствующими нормативными
документами ГТК России. Сотрудники ОАР принимают материалы к
производству и осуществляют в установленном порядке конкретные
процессуальные действия. Сотрудники ОАР в рамках производства по
делу в части, касающейся незачисления выручки, при выявлении
превышения суммы незачисления свыше 10000-кратного установленного
МРОТ, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии со ст. 300
ТК РФ решают вопрос о передаче материалов дела об
административном правонарушении в органы дознания. В процессе
производства при необходимости привлекают сотрудников ОВК для
консультаций. ОАР информирует ОВК о продлении производства по
делу об административном правонарушении, о соединении дел в одно
производство или направлении материалов в судебные инстанции, а
также о результатах рассмотрения материалов дела в судебной
инстанции.
После завершения производства по делу об административном
правонарушении в 3-дневный срок ОАР направляет копии постановлений
по делам в ОВК таможни для формирования установленной отчетности
по валютному контролю.
(п. 3.4 в ред. приказа МЮТ от 11.08.2003 N 441)
3.5. ОИПпоДАП ежемесячно передает в ОВК сведения об уплаченных
суммах штрафа по конкретным делам об административных
правонарушениях с указанием даты поступления штрафа на счет
таможни, прилагая копии платежных поручений на оплату штрафа.
3.6. ОРО в случае необходимости (по запросу ОВК) оказывает
содействие в розыске и установлении местонахождения лиц
(организаций), в отношении которых осуществляется проверка фактов
нарушения валютного и таможенного законодательства или решается
вопрос об их привлечении к ответственности, предусмотренной
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Устанавливает местонахождение уполномоченных банков в случае
отсутствия их адресных данных в ОВК таможни.
3.6. ОТИ осуществляет мероприятия по проведению проверки
финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД на
основании полученной из ОВК информации, содержащейся в КУ (УК)
валютного контроля в случае отказа уполномоченного банка
предоставить сведения о зачислении экспортной выручки на счета
экспортеров. Информация о принятом решении по проведению
проверки ФХД участника ВЭД, а также о результатах проведения
проверки ФХД представляется в ОВК таможни.
3.7. УРО осуществляет регистрацию переданных из ОВК
определения или протокола об административном правонарушении по
ст. 15.25 и ст. 16.17 КоАП России в порядке, определенном
соответствующими нормативными документами ГТК России. После
регистрации материалы по ст. 16.17 КоАП России передаются для
дальнейшего производства в ОАР, а соответствующие материалы по ст.
15.25 КоАП России передаются для дальнейшего производства в ОВК.
(пункт введен приказом ЦТУ МЮТ от 11.08.2003 N 441)
3.8. Правовой отдел по мере поступления передает в ОВК
сведения о результатах обжалования в судах или арбитражных судах
постановлений таможни по делам об административных правонарушениях
по ст. 15.25 и ст. 16.17 КоАП России.
(пункт введен приказом МЮТ от 11.08.2003 N 441)
4. Формирование и передача отчетной информации
по валютному контролю и контролю за исполнением
внешнеторговых бартерных сделок между таможенными
постами и ОВК таможни
4.1. На таможенном посту назначаются сотрудники из числа
инспекторов, имеющих наибольший опыт работы на этапе таможенного
оформления товаров, отвечающие за участок валютного контроля в
работе таможенного поста в целом. Информационное взаимодействие
ОВК таможни и таможенных постов осуществляется через назначенных
сотрудников таможенных постов.
4.2. Передача отчетной информации по валютному контролю и
контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок
осуществляется таоможенным постом в ОВК таможни до 5 числа
месяца, следующего за отчетным месяцем.
4.3. Таможенные посты формируют ежемесячные отчеты по вопросам
валютного контроля:
- об оформлении экспортных и импортных ГТД без предоставления
паспортов сделок по разрешениям ГТК России;
- об оформлении товаров по контрактам, заключенным в счет
займов ЕБРР и МБРР.
Отчеты формируются в виде справок по формам, установленным
телетайпограммой ГТК России от 01.04.96 N Т-1547 и письмом ГТК
России от 23.02.96 N 01-15/3209 (приложение 2 к настоящему
Порядку).
4.5. В случае отсутствия данных по какой-либо форме отчетности
составляется служебная записка об отсутствии в указанный период
предусмотренного отчетом таможенного оформления товаров.
4.6. Отдел валютного контроля таможни принимает от таможенных
постов, проверяет, вносит при необходимости исправления, формирует
сводные отчеты таможни и передает их в вышестоящие таможенные
органы.
4.7. Если на момент сдачи отчетов таможенным постом в ОВК
обнаружены ошибки (отчет неполный, форма отчета не соответствует
установленной нормативными документами, отсутствует подпись
начальника таможенного органа), отчет таможенного поста не
принимается и возвращается на доработку. Срок доработки - 1 день.
5. Формирование и ведение баз данных по валютному
контролю и контролю за исполнением внешнеторговых
бартерных сделок
5.1. Для обеспечения функций валютного контроля ОВК формирует и
поддерживает:
- базу данных карточек учета результатов валютного контроля
(средствами АРМ NVAL_GGF на основе данных ОВК ЦТУ с привлечением
дополнительной информации, полученной по запросам);
- базу данных оперативной отчетности по осуществлению валютного
контроля и проведению проверок участников ВЭД (отчет "4-ЦТУ").
5.2. Состав и структура баз данных могут изменяться в
соответствии с нормативными документами ЦТУ и ГТК России.
6. Заключительные положения
6.1. ОВК в ходе анализа практики таможенного оформления и
таможенного контроля вправе вносить предложения по
совершенствованию настоящего порядка взаимодействия.
6.2. При вступлении в силу нормативных актов ГТК России,
регулирующих порядок взаимодействия ОВК со структурными
подразделениями таможни, положения настоящего Порядка применяются
в части, им не противоречащей.
Приложение 1
к Порядку
НАПРАВЛЕНИЕ
(1) _________________________ ---T--T--T--T--T--T--T--T--¬
наименование таможенного органа L--+--+--+--+--+--+--+--+---
и его подразделения код таможенного органа
(2) Направляется ______________ ---T--T--T--T--T--T--T--T--¬
наименование вышестоящего L--+--+--+--+--+--+--+--+---
таможенного органа (таможня, РТУ, код таможенного органа
ГТК России) и его подразделения
(3) Обращение _________________ ---T--T--T--T--T--T--T--¬
наименование таможенного органа L--+--+--+--+--+--+--+---
или участника ВЭД код ОКПО участника ВЭД или
таможенного органа
---T--T--T--T--T--T--T--T--T--¬
L--+--+--+--+--+--+--+--+--+---
код ИНН участника ВЭД
(4) Содержание запроса
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(5) Перечень прилагаемых копий документов
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(6) Предварительное заключение (решение) таможенного поста
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(7) Сведения о постановке на учет участника ВЭД в таможенном
органе (даты и причины постановки на учет)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Начальник (заместитель начальника)
таможенного поста ____________________ (подпись)
Исполнитель __________________________
(Ф.И.О., телефон)
Приложение 2
к Порядку
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ВАЛЮТНОМУ КОНТРОЛЮ
ОТЧЕТ ЗА _______________ МЕСЯЦ 200__ Г.
об оформлении на таможенном посту _______________
ГТД без предоставления паспорта сделки по разрешению
(указанию) ГТК России
----T-----T-------------T--------------------T-----------T------------¬
¦N ¦N ГТД¦Фактурная ¦Контрактодержатель ¦N контракта¦N письма ГТК¦
¦п/п¦ ¦стоимость ¦(Российская сторона)¦ ¦России, на ¦
¦ ¦ ¦товара по ГТД¦ ¦ ¦основании ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦которого ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦осуществлено¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оформление ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦товара ¦
+---+-----+-------------+--------------------+-----------+------------+
L---+-----+-------------+--------------------+-----------+-------------
ОТЧЕТ ЗА _______________ МЕСЯЦ 200__ Г.
о товарах, оформленных на таможенном посту __________,
поступивших по контрактам, заключенным в счет
займов ЕБРР и МБРР
----T-----------T------------T-----------T-----T---------¬
¦N ¦Номер займа¦Наименование¦N контракта¦N ГТД¦Фактурная¦
¦п/п¦ ¦импортера ¦ ¦ ¦стоимость¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦товара ¦
+---+-----------+------------+-----------+-----+---------+
L---+-----------+------------+-----------+-----+----------
|