МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2002 года
Дело N 3-242/2002
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-242/2002 по заявлению районной управы Пресненского района города
Москвы о признании противоречащим федеральному законодательству
распоряжения Мэра Москвы от 26.07.2000 N 806-РМ "Об образовании
органов управления территориальной единицы с особым статусом
"Московский международный деловой центр "Москва-Сити",
установила:
районная управа Пресненского района города Москвы обратилась в
суд с заявлением о признании противоречащей федеральному
законодательству части распоряжения Мэра Москвы от 26.07.2000 N
806-РМ "Об образовании органов управления территориальной единицы
с особым статусом "Московский международный деловой центр "Москва-
Сити", указывая на то, что Устав города Москвы иных органов
государственной власти, кроме префектур не предусматривает.
В судебном заседании 21.08.2002 представителем районной управы
Пресненского района города Москвы в порядке ст. 34 ГПК РСФСР,
подано заявление об уточнении оснований требования.
Представитель районной управы Пресненского района города Москвы
Б. в судебном заседании требование поддержал и пояснил, что Мэр
города Москвы не правомочен утверждать положения об отраслевых и
функциональных органах государственной власти города Москвы, Мэр
не наделен правом обязывать предоставлять ему сведения по
структуре, штату, фонду заработной платы, фонду оплаты труда, не
наделен правом назначать руководителей отраслевых и функциональных
органов государственной власти, все эти полномочия предоставлены
коллегиальному органу власти - Правительству Москвы.
Представитель Мэра Москвы К. требование не признала, пояснила,
что ТЕОС является внутригородской территорией административного
управления, создание органов управления этой территорией не
противоречит Уставу города. Мэр при издании оспариваемого
распоряжения действовал в рамках полномочий предоставленных ему
Уставом города Москвы, действовавшим на момент принятия
нормативного акта.
Выслушав объяснения представителя районной управы Пресненского
района города Москвы Б., представителя Мэра Москвы, исследовав
письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу,
что заявление не обоснованно и удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что 26.07.2000 Мэром города
Москвы принято распоряжение N 806-РМ "Об образовании органов
управления территориальной единицы с особым статусом "Московский
международный деловой центр "Москва-Сити".
Названным распоряжением утверждено Положение об администрации
ТЕОС "Москва-Сити" (приложение 1) (пункт 2); утверждено Положение
о наблюдательном совете ТЕОС "Москва-Сити" (приложение 2) и состав
наблюдательного совета (приложение 3) (пункт 6). Кроме того,
данным положением руководителю администрации ТЕОС "Москва-Сити" в
срок до 15.09.2000 предложено представить Мэру Москвы предложения
по структуре, штату, фонду заработной платы по должностным
окладам, фонду оплаты труда и материально-техническому обеспечению
администрации ТЕОС "Москва-Сити".
С доводами заявителя о том, что в городе Москве не могут быть
установлены иные, помимо префектур, органы исполнительной власти
согласиться нельзя.
В части 1 преамбулы Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в
ред. Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-
ФЗ, с изм., внесенными постановлениями Конституционного Суда РФ от
07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П) предусматривается, что
система законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом.
В ст. 2 названного Закона, предусматривающей, что систему
органов государственной власти субъекта Российской Федерации
составляют: законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта Российской Федерации; высший
исполнительный орган государственной власти субъекта Российской
Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской
Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом)
субъекта Российской Федерации.
Из изложенного следует, что федеральным законодательством право
определить систему органов исполнительной власти отнесено к
компетенции субъекта Российской Федерации, федеральным
законодательством допускается создание в субъекте Российской
Федерации, помимо высшего исполнительного органа государственной
власти, и иных органов государственной власти.
Статья 18 Устава города Москвы определяет понятие, статус и
порядок образования территориальных единиц с особым статусом. В
силу указанной нормы территориальные единицы с особым статусом
(ТЕОС) - историко-культурные, лесопарковые, промышленные зоны, а
также территории, используемые для обеспечения городского
хозяйства, транспортных коммуникаций, энерго- и водоснабжения
города Москвы, территории ярмарок, выставок и другие.
Законом города Москвы "О территориальных единицах с особым
статусом в городе Москве" N 13 от 10.03.1999 предусматривается,
что в целях управления ТЕОС могут создаваться следующие органы
управления ТЕОС:
- администрация;
- управляющая компания;
- наблюдательный совет.
Полномочия и порядок деятельности органа управления ТЕОС
устанавливаются Положением о ТЕОС либо Положением об органах
управления ТЕОС, утвержденными Мэром Москвы.
Положения, определяющие правовой статус органов управления ТЕОС
устанавливаются статьями 9 (администрация), статьей 10
(управляющая компания), статьей 11 (наблюдательный совет) этого
Закона.
Таким образом, оспариваемое распоряжение Мэра города Москвы, не
является нормативным актом, которым предусматривается создание
органов управления ТЕОС, поскольку таким нормативным актом
является закон города Москвы.
Решением Судебной коллегии по гражданским делам г. Москвы от 28
мая 2002 г. требование районной управы Пресненского района г.
Москвы о признании не соответствующими федеральному
законодательству и не подлежащими применению частей 1, 3 и 4
статьи 1, части 1 статьи 8, статей 9, 10, 11, части 3 статьи 14
Закона города Москвы от 10 марта 1999 г. N 13 "О территориальных
единицах с особым статусом в городе Москве" удовлетворено
частично.
Признать часть 3 статьи 1 и часть 7 статьи 10 в той мере, в
которой она предусматривает передачу органами исполнительной
власти города Москвы, необходимых для реализации целей образования
ТЕОС, полностью или частично органам управления ТЕОС - управляющей
компании, наблюдательному совету, часть 4 статьи 1 и часть 3
статьи 14 Закона города Москвы от 10 марта 1999 г. N 13 "О
территориальных единицах с особым статусом в городе Москве"
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение вступило в законную силу 6 августа 2002 г. (л.д. 58-
63). Таким образом, вступившим в законную силу решением суда
установлено, что в г. Москве могут создаваться следующие органы
управления ТЕОС: администрация; управляющая компания;
наблюдательный совет.
Следовательно, повторение установленных законом субъекта
Российской Федерации норм в подзаконном нормативном акте, в данном
случае распоряжении Мэра Москвы, не противоречит действующему
федеральному законодательству.
Нельзя согласиться с доводами представителя районной управы
Пресненского района г. Москвы о том, что Мэр Москвы, утверждая
положения об отраслевых и функциональных органах государственной
власти города Москвы, обязывая предоставить ему предложения по
структуре, штату, фонду заработной платы, фонду оплаты труда,
назначая руководителей отраслевых и функциональных органов
государственной власти, вышел за пределы своих полномочий,
поскольку все из перечисленных функций предоставлены
коллегиальному органу власти - Правительству Москвы.
Как выше указывалось, распоряжение N 806-РМ было принято Мэром
Москвы 26.07.2000.
В соответствии c п. 4 ст. 1 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов
Российской федерации устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и
законами субъектов Российской Федерации.
Уставом города Москвы в редакции Законов города Москвы от
24.06.1998 N 11, от 12.07.1999 N 31, от 12.07.2000 N 20 в статье
52 была определена компетенция Мэра, так данной статьей
устанавливалось, что Мэр Москвы:
а) устанавливает и изменяет структуру городской администрации;
определяет компетенцию органов городской администрации и
устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств,
предусмотренных на эти цели бюджетом города;
б) назначает на должность руководителей органов городской
администрации и освобождает их от должности, применяет меры
поощрения и дисциплинарной ответственности к должностным лицам
городской администрации; назначает руководителей предприятий,
учреждений и организаций городского подчинения и освобождает их от
должности.
Статьей 55 Устава устанавливалось, что отраслевые и
функциональные органы городской администрации (департаменты)
осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных
отраслях и сферах управления городом. Руководители указанных
органов назначаются на должность и освобождаются от должности
Мэром, издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные
для исполнения всеми подразделениями и служащими департамента,
представляют Мэру или Правительству ежегодный отчет о своей
деятельности. Положения о департаментах утверждаются Мэром.
Таким образом, из приведенных норм следует, что структуру
городской администрации - органа исполнительной власти города
Москвы, в которую входили отраслевые и функциональные органы
администрации, а также компетенцию органов городской администрации
определял Мэр Москвы, который также назначал руководителей этих
органов.
Нормами ч. 1 ст. 8 Закона города Москвы "О территориальных
единицах с особым статусом в городе Москве" также устанавливается,
что полномочия и порядок деятельности органа управления ТЕОС
устанавливаются Положением о ТЕОС либо Положением об органах
управления ТЕОС, утвержденными Мэром Москвы.
Таким образом, утверждая Положение об администрации ТЕОС
"Москва-Сити", назначая руководителя администрации ТЕОС "Москва-
Сити", возлагая обязанность на руководителя Администрации ТЕОС
"Москва-Сити" в срок до 15.09.2000 предоставить предложения по
структуре, штату, фонду заработной платы по должностным окладам,
фонду оплаты труда и материально-техническому обеспечению
администрации ТЕОС "Москва-Сити" Мэр действовал в пределах
компетенции предоставленной ему Уставом города Москвы (в редакции
от 24.06.1998 N 11, от 12.07.1999 N 31, от 12.07.2000 N 20) и
Законом города Москвы "О территориальных единицах с особым
статусом в городе Москве".
Нельзя согласиться с доводами представителя районной управы
Пресненского района г. Москвы о том, что после введения в действие
Закона города Москвы от 13.07.2001 N 32 "О внесении изменений и
дополнений в Устав города Москвы", Мэр Москвы должен был отменить
свое распоряжение N 806-РМ, поскольку вопросы, разрешенные этим
распоряжением стали относиться к компетенции Правительства Москвы.
Закон города Москвы от 13.07.2001 N 32 "О внесении изменений и
дополнений в Устав города Москвы" не имеет обратной силы и
распространяется на отношения, возникшие после введения его в
действие. В связи с чем, образование новых органов исполнительной
власти, утверждение их положений должно осуществляться
Правительством Москвы.
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
Суд приходит к выводу, что распоряжение Мэра Москвы от
26.07.2000 N 806-РМ "Об образовании органов управления
территориальной единицы с особым статусом "Московский
международный деловой центр "Москва-Сити" по мотивам изложенным
выше не противоречит действующему федеральному законодательству.
Поскольку ст. 13 ГК Российской Федерации предусматривается, что
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными, а оснований указанных в законе к признанию
нормативного акта недействительным при рассмотрении дела не
установлено, то в удовлетворении требования районной управы
Пресненского района города Москвы должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия
решила:
в удовлетворении заявления районной управы Пресненского района
города Москвы о признании противоречащим федеральному
законодательству распоряжения Мэра Москвы от 26.07.2000 N 806-РМ
"Об образовании органов управления территориальной единицы с
особым статусом "Московский международный деловой центр "Москва-
Сити" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|