УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 13 сентября 2002 г. N 26-12/43411
1. В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) к обязанностям налогоплательщиков в том
числе относятся:
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и
объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном
порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны
уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством
о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в
соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
- представлять налоговым органам и их должностным лицам в
случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для
исчисления и уплаты налогов;
- представлять налоговому органу необходимую информацию и
документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных
бухгалтерского учета и других документов, необходимых для
исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих
полученные доходы (расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Хранение документов производится в порядке, установленном ст.
17 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете".
Согласно п. 3 указанной выше статьи ответственность за
организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
В связи с этим в случае пропажи или гибели первичных
документов руководитель организации назначает приказом комиссию
по расследованию причин пропажи, гибели, в которую по мере
необходимости приглашаются представители следственных органов,
охраны и государственного пожарного надзора.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в случае стихийного бедствия,
пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными
условиями, обязательно проведение инвентаризации. Результаты
проведенной инвентаризации являются основанием для отражения
убытков в бухгалтерском учете.
Порядок проведения инвентаризации и способ отражения
результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом
Минфина России от 13.06.95 N 49.
Кроме того, руководитель организации должен предпринять меры к
восстановлению тех первичных документов, которые подлежат
восстановлению и хранению в течение установленного
законодательством срока. Например, копии выписок о движении
денежных средств по счетам в банках можно запросить у банков, в
которых открыты счета организации; договоры, акты, накладные
можно запросить у контрагентов и т.д.
2. С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль
организаций согласно Федеральному закону от 06.08.2001 N 110-ФЗ (с
изменениями и дополнениями) осуществляется в соответствии с главой
25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.
270 НК РФ).
Расходами признаются любые обоснованные и документально
подтвержденные затраты при условии, что они произведены для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются
затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Порядок оформления документов предусмотрен нормативными
правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти,
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации
предоставлено право утверждать порядок составления и формы
первичных документов, которыми оформляются хозяйственные
операции.
На основании подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ в целях главы 25 НК
РФ потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других
чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с
предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий
или чрезвычайных ситуаций, приравниваются к внереализационным
расходам.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли для признания в
качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные
доходы, материальные потери от пожара должны быть документально
подтверждены (например, справкой Государственной противопожарной
службы, документами, фиксирующими результаты проведенной по этому
поводу инвентаризации и размер нанесенного ущерба и др.).
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|